Глава 1. Предмет и методы культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предмет и методы культурологии



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

Под редакцией В.М. Доброштана

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

 

Санкт-Петербург

 

УДК 008(075.8)

ББК 71.

К 90

Рецензенты:

Доктор философских наук,

Профессор кафедры гуманитарных и

Социальных дисциплин

Военно-морского инженерного института

В.Д. Карандашов;

Кандидат исторических наук,

Доцент кафедры истории

Санкт-Петербургского государственного

Торгово-экономического института,

В.А. Толмачёв

 

К 90 Культурология: учебное пособие / В.М. Доброштан, А.Н. Кислицына, О.И. Красько, В.Б. Тихонова, С.Г. Шкуропат; под ред. Проф. В.М. Доброштана. – СПб.: СПбГУТД, 2005. – 153 с.

 

ISBN 5-7937-0157-5

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 г. Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Культурология», а также для всех, кто интересуется проблемами культуры в современном общественном развитии. Пособие включает главы по проблемам истории и теории культуры.

 

 

УДК 008(075.8)

ББК 71.0

 

СПБГУТД

Доброштан В.М., 2005

Кислицына А.Н., 2005

Красько О.И., 2005

Тихонова В.Б., 2005

Шкуропат С.Г., 2005

 

 

ISBN 5-7937-0157-5

 

Глава 1. Предмет и методы культурологии

Библиографический список

1. Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. — М.: УИЦ «Гардарики», 1999.

2. Гуревич П. С. Философия культуры. — М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии: учеб. пособие. — СПб.: СПбГУП, 1998.

4. Каган М, С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996.

5. Кравченко А. И. Культурология. — М.: Академический проект, 2001.

 

6. Культурология: учеб. пособие/ под ред. проф. Г.В.Драча. — М.: Альфа-М, 2003.

7. Культурология. XX в.: Словарь / гл. ред., сост. А.Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997.

8. Культурология. XX век. Антология. — М.: Мысль, 1995.

9. Лотман Ю.М.. Культура и взрыв. — СПб., 2000.

10. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. — М.: Прогресс,


11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Республика, 1992.

12. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2001.

13. Энциклопедический словарь по культурологи / под ред. А. А. Радушна. — М.: Центр, 1997.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение культурологии.

2. Раскройте содержание подходов по определению культурологии как науки.

3. Сформулируйте объект и предмет культурологии.

4. Что включает в себя содержание культурологического знания?

5. Как соотносятся культурология и философия, культурология и другие науки?

6. Назовите основные задачи культурологии.

7. Что можно отнести к основным проблемам современной культурологии?

8. Дайте характеристику основным функциям культурологии.

Упражнения для самостоятельной работы

1. Можно ли определить объект и предмет культурологии на основании суждения: «Культурология — это совокупность всех наук, изучающих культуру»? Сравните данное суждение со следующим определением: «Культурология — наука, изучающая культуру как систему, ее признаки, структуру, закономерности, способы и формы проявления».

Можно ли считать правильной точку зрения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, признающих, что культура недоступна объективному научному анализу?

3. О каких законах идет речь в работе Ф. Шеллинга: «Над первой природой должна быть как бы воздвигнута вторая, и высшая, в которой господствует закон природы, но совсем иной, чем в зримой природе, а именно закон, необходимый для свободы»[1]?

4. Что имел в виду К. Маркс, когда писал, что «пять основных чувств человека — это продукт всей до сих пор прошедшей истории»[2]?

 


Глава 2. Культура как явление общества

Сущность культуры

Понимание культуры очень многопланово. Существуют сотни ее определений. Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него неодинаковый смысл. Одни исследователи под культурой понимают ценности духовной жизни (литературу, живопись, музыку и т. д.); другие — отождествляют культуру с образованностью; третьи — объединяют культуру с нравственными нормами. По подсчетам известных в мире науки американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано всего семь определений культуры. Первым они считают Эдуарда Бернетта Тайлора — выдающегося английского историка культуры XIX в. Его книга «Первобытная культура» широко известна в нашей стране и привлекла большой интерес читателей всех возрастов. С 1920 по 1950 гг. появились еще 157 определений понятия «культура». В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений этого феномена.

Данная многоплановость обусловлена многими причинами. Главными из них можно считать:

а) необходимость раскрытия все новых признаков и сторон содержания культуры;

б) ограниченные возможности языковых форм, когда термином «культура» обозначаются или части целого, или сходные с культурой и близкие к ней явления и процессы;

в) субъективность использования понятийного аппарата, закрепления и выражения знаний.

Понимание культуры складывалось по мере перехода человека и сообществ людей от деятельности присваивающего характера к производящему хозяйству. Изначально слово «культура» выражало возделывание, обработку земли. Возникло различение «дикой», «естественной», нетронутой человеком земли и «культурной» — обработанной человеком с определенными целями, с помощью конкретных орудий труда и с использованием особых приемов. И сегодня суждение о том, что культурная земля та, к которой приложен труд людей, в отличие от целины или заброшенной земли (пустыря), является аксиомой. Но в историческом развитии жизнедеятельности людей изменялось и обогащалось понимание культуры.

Рассмотрим четыре распространенных в современной науке подхода к объяснению культуры.

Суть первого подхода заключается в том, что культура — это способ и содержание жизнедеятельности людей, отличающие ее от жизни растений и


животных. Культура характеризует более высокий уровень развития живого по сравнению с флорой и фауной, для которого сформировались свои признаки. Наиболее важные из них: а) производство, хранение, распределение и потребление материальных и духовных ценностей; б) общественные институты; в) совокупность норм и принципов жизнедеятельности; г) система общественных отношений и видов деятельности.

Можно выделить и другие признаки культурной организации жизни людей. Но уже отмеченные признаки показывают, что наша жизнь существенно отличается от жизни растений и животных. Наличие сознания у людей и его проявление, способность к труду и речевому общению, совместное проживание на основе целеполагания, целесообразности и творческой деятельности, осознаваемое поведение, предвидение и многие другие факторы формируют культуру людей, подчеркивают ее социальный характер.

В культуре фиксируется качественное своеобразие конкретных форм жизнедеятельности на различных этапах исторического процесса, в рамках эпох, формаций и регионов, у этнических и иных общностей. Культура в данном значении характеризует также особенности взаимодействия людей между собой и с природой, раскрывает специфику их деятельности в конкретных сферах жизни.

Второй подход к пониманию культуры состоит в ее объяснении как более высокого этапа развития самого общества. В этом значении у культуры выделяются другие существенные признаки. Но общие признаки первого подхода не отбрасываются, а дополняются и обогащаются новыми признаками. Поэтому понимание культуры как более высокого уровня и способа жизнедеятельности людей является иным, чем при сравнении общества с живой природой. Понятие «культура» отражает уже не всю историю людей, а только ту ее часть, которая обладает признаками более высокого уровня.

К таким признакам относятся

-возникновение производящего хозяйства, пришедшего на смену присваивающего способа жизнедеятельности людей;

-смена полигамной семьи моногамной и обретение индивидом имени;

-появление государства, а затем и права;

-возникновение письменности и грамотности людей;

-появление организованного строительства жилищ, дорог и иных транспортных коммуникаций, культовых и производственных зданий;

-становление морали и искусства как самостоятельных областей жизни и регуляторов отношений между людьми;

-возникновение монотеистических религий;

-создание орудий и средств осуществления вооруженного насилия.


Эти и другие признаки культуры как этапа исторического развития общества используются также для выделения различных периодов и эпох. Например, поданным признакам выделяются культура эпохи каменных орудий, культура века бронзы или железа как более высокие этапы по сравнению с предыдущими периодами, патриархальная или индустриальная культуры и т. п. Понятие культуры как этапа в развитии народов и государств является меньшим по объему, чем понимание культуры как способа жизнедеятельности людей в соотношении с жизнью растений и животных. Но она значительно богаче и конкретнее по содержанию.

При третьем подходе культура характеризует содержание жизни этнической общности или особого ее периода. Широко известны такие понятия, как «культура майя», «культура инков», «китайская культура», «индийская культура», «русская культура», «славянская культура» и др. Несмотря на значительную самостоятельность признаков и содержания культуры этнических общностей, такое понимание культуры отражает уже некоторую классификацию или даже типологию культуры.

К признакам этнической культуры можно отнести: наличие территории; государственность; национальный язык или диалект; естественный (для рода и племени) или осознанно формируемый (для нации и совокупности наций) способ жизнедеятельности; национальная психология; национальные верования как особый элемент национальной психологии или национальная идеология; особенности быта и нравственности; национальное искусство и др.

Развитая этническая культура народов, особенно народов прошедших эпох, в исторических науках, археологии, этнографии часто обозначается термином «цивилизация»: культура или цивилизация майя, египетская цивилизация или культура, цивилизация или культура ацтеков и др. Но цивилизацией называется именно развитая культура, имеющая следующие признаки: производящее хозяйство, государственность, письменность, искусство, мораль, развитые верования, быт и т. д. Например, в Мезоамерике (район Карибского бассейна) выделяется лишь несколько цивилизаций, хотя этнических общностей проживало значительно больше. Доцивилизационный период развития имеют все этнические общности, но только некоторые из них достигают культурной зрелости — уровня цивилизации. Так, натуфийская культура Иорданской долины, существовавшая примерно с 9-го по 6-е тысячелетия до н. э., не считается цивилизацией.

Не называются цивилизациями также архаические культуры древних народов на территории России и Восточной Европы периода 3—1 -го тысячелетий до н. э.: культура северных полей погребальных урн, культура ямочно-гребенчатой керамики, трипольская и лужицкая культуры.


Таким образом, довольно часто понятия «культура» и «цивилизация» употребляются как синонимы, особенно при характеристике культур древних обществ. Показательна в этом отношении точка зрения историка и археолога XIX—начала XX вв. Э. Тайлора. «Культура, или цивилизация, — писал он, — в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»[3]. Английский культуролог, как видно из этого тезиса, отождествлял культуру и цивилизацию.

Четвертый подход к пониманию культуры ограничивает ее содержание сферой искусства. Термин «культура» в этом смысле часто употребляется в разговорном языке, в средствах массовой информации, специалистами в сфере искусств. Такое же понимание утвердилось и в общественном мнении. На самом же деле искусство выступает одним из видов духовной культуры общества, имеет свои способы и формы выражения. Искусство изучает специальная наука — эстетика. Специфика искусства как вида и формы духовной культуры выражается в художественно-образном воспроизведении жизни людей и природы с помощью категорий прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, совершенного и несовершенного, трагического и комического. Искусство как культура выступает также важной характеристикой исторического развития общества и конкретных общностей при употреблении понятия «культура» в вышеперечисленных значениях. Таким образом, четыре основных подхода к пониманию культуры указывают на сложность и богатство реального явления жизни, на трудность однозначного определения того, что же в обществе и истории людей можно классифицировать как культурное состояние и развитие.

С течением времени, развитием человека и общества, накоплением знаний меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Но исследователи все время, сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры.

С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура» может привести к отождествлению его с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические элементы.


Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее — перестало ею быть. Например, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Но позже, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры.

И сегодня многое из того, что творит человек, культурой не является. Так когда человек изобрел письменность и стал передавать информацию, это явилось великим культурным событием. Современный человек (homo sapiens), пишущий на заборе или на стене учебной аудитории слова из ненормативной лексики, создает все, что угодно, но только не культуру.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижении человечества, а с другой — выступают как специфический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: культура — это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов (П. А. Сорокин).

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение:

Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия (В. М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельно являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые вкладываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.)


В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Таким образом, культура — это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества — это

—материальные и духовные ценности человека;

—способ жизнедеятельности людей;

—отношения людей между собой;

—своеобразие жизни наций и народов;

—уровень развития общества;

—накапливаемая в истории общества информация;

—совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

—религия, мифология, наука, искусство, политика;

—особая знаковая система и т. д.

Структура культуры

Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Для специалистов, занимающихся ее структурированием, возникает немало проблем, многие из которых не преодолены до сих пор. Вероятно, все это послужило основанием для того, чтобы структуру культуры посчитать одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой — это «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену живущим. Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.

И, тем не менее, стуктурирование культуры научно обоснованное и логически выверенное, возможно. Для этого важно правильно определить основание такого деления. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно выделять мировую и национальную культуру. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.


Точка зрения одного из основоположников интуитивизма в России, логика, психолога и методолога науки Н. О. Лосского: «... Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима». [4]

 

Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Сегодня вновь дискутируется проблема классовой дифференциации феноменов культуры.

Проблема соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре — это не только актуальная, но и сложная проблема. Здесь нужны четкие критерии, конкретно-исторический взгляд, лишенный идеологических, политических пристрастий. Абсолютизация классового подхода, как показывает история нашего общества, может сослужить плохую службу. Противопоставление классового и общечеловеческого начал ведет к самоизоляции и неизбежно — к культурной деградации. Забвение же классового подхода чревато новым отчуждением от культуры трудового народа.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная культура и духовная культура. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важной особенностью материальной культуры является то, что она не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

В материальную культуру входят 1) культура труда и материального производ ства; 2) культура быта; 3) культура топоса, т. е. места жительства


(жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу; 5) физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению многих культурологов, есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это — экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которой руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т. д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Это — молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т. д. Противоречащая доминирующей культуре субкультура нередко называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формыэлитарная, народная и массовая культуры.

Элитарная культура включает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры — фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.

Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространения массовой культуры связан со средствами массовой информации, по


этому явление массовой культуры — детище XX в. Это искусство для всех и каждого, это культура больших аудиторий. Это удовлетворение сиюминутных запросов людей, связь с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, — привитие одинаковых ценностей и стереотипов поведения людей. Человеку-творцу, гению нет места в массовой культуре.

Доступность произведений массовой культуры заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. В силу этого, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него. В нашем обществе невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается, прежде всего, в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры. Невежество опасно всякое, но особенно политическое (так как политика — это борьба за власть и управление), экономическое (так как подрывает материальную основу жизни общества), культурное (так как растлевает душу человека). Справиться с невежеством под силу образованию и идеологии, направленной на повышение статуса образованного человека, но необходима и его собственная заинтересованность.

В структуру культуры также входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Можно сказать, что сущностную характеристику культуры дают два ее «блока»:

а) Субстанциональный блок, составляющий «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры — ее произведения, опредмечивающие культуру данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета);

б) Функциональный блок, раскрывающий процесс движения культуры; в этом плане субстанциональный блок можно рассматривать как определенный результат этого процесса. В функциональный блок входят:


традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна. С появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления. Оба эти направления взаимосвязаны.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Функции культуры

Культура является многоуровневой и многофункциональной системой. Мы рассмотрели основные уровни культуры, обратимся теперь к ее функциям. Главная функция культуры — гуманистическая (человеко-творческая), а все остальные функции вытекают из нее.

Одной из функций культуры является трансляция, передача социального опыта, т. е. информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса. Эта функция проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и передачи информации, ведь не случайно культура считается коллективной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах (памятниках литературы, искусства, религии и т. п.).

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро — в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту — в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях...»[5].

 

Знаковая, или семиотическая, функция культуры представляет собой определенную знаковую систему культуры. Без знания определенных знаковых систем и символов невозможно постичь все многообразие культуры.

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок


в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов. Эта функция предназначена для обеспечения определенности, понятности, предсказуемости поведения. Это — технические, юридические, этические и другие нормы, которые так или иначе заложены в культуре общества.

Защитная (адаптивная) функция культуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т. д.).

Коммуникативная функция культуры способствует общению людей друг с другом, обмену достижениями культуры. Основные каналы коммуникации — зрительный, осязательный, речевой.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству, как правило, судят об уровне развития человека и общества.

Функции и структура культуры неразрывно связаны. Для каждого уровня культуры, несмотря на их различия, свойственны все названные функции.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но весьма подвижна — она есть живой процесс, живая судьба народов. Культура не находится в статичном состоянии, а наоборот, движется, развивается и видоизменяется. Это развитие имеет свою внутреннюю логику и определяется многими факторами.

Библиографический список

1. Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. — М.: УИЦ «Гардарики», 1999.

2. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Наука, 1991.

3. Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии: учеб. Пособие. — СПб.: СПбГУП, 1998.

4. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996.

5. Культурология: учеб. пособие/ под ред. проф. Г.В.Драча. — М.: Альфа-М, 2003.

6. Культурология. XX в.: словарь / гл. ред., сост. А. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997.

7. Мареева Е. В. Культурология. Теория культуры. — М.: Прогресс, 2000.

8. Соколов Э. В. Культурология. — М.: Интерпракс, 1994.

9.Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие/сост.: Д.А.Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин / отв. ред. Радугин А. А. — М.: Центр, 2002.

10.Энциклопедический словарь по культурологии / под ред. А. А.Радугина. — М.: Центр, 1997.

11. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.:Наука,2001.



Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные подходы к определению культуры.

2. Перечислите признаки культуры как способа и содержания жизнедеятельности людей.

3. Укажите признаки культуры как более высокого уровня жизни общества.

4. Что такое этническая культура?

5. Как соотносятся культура и искусство?

6. Что входит в понятие структуры культуры?

7. Назовите основные функции культуры.

Упражнения для самостоятельной работы

Проблемы типологии культур

Культурология стремится понять и объяснить культуру во всем многообразии ее развития и проявлений во времени и пространстве. Учитывая особую сложность и многогранность культуры как таковой, исследовать целиком данный феномен невозможно. Можно изучать культуру определенной эпохи или ее локальные проявления. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо решить вопрос о периодизации культуры, о том, какие культуры существовали в истории человечества и какие периоды они прошли в своем развитии. Зарубежные и отечественные ученые стремились систематизировать характерные признаки культуры и на их основе выделить определенные ее типы. Так родилось представление о типологии культуры.

Типология (от гр. typos — отпечаток, образец и... логия, от гр. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) означает: 1) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; 2) результат типологического описания и сопоставления. Типология культуры — классификация культур по каким-либо основаниям, общим признакам.

Точка зрения о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» впервые была сформулирована русским мыслителем XIX в. Н.Я.Данилевским, однако широкое распространение типологические представления о культуре получили лишь в XX в. Проблема типологии и периодизации культуры чрезвычайно сложна. У нее не только нет однозначного решения, но нет и согласия в исходных основаниях и подходах. Существуют три основных принципа выделения различий культур:

1)географический — локализация культур в географическом пространстве;

2)хронологический — выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени;

3)национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития.

Из этих трех основных концепций вытекают уже все остальные. Попробуем последовательно рассмотреть многообразие подходов к изучению типологии культуры.


Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский (1822 — 1885) в своей работе «Россия и Европа» (1869), выделив критерий особой «почвы» культуры, одним из первых дал историческую типологию культуры. По его мнению, в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков — от этнографических до географических, а ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский определил десять самобытных типов мировых культур (греческая; римская; индийская; иранская; германо-романская и др.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом он считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.091 с.)