Глава 5. Сущность динамики культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Сущность динамики культуры



5.1. Историческая динамика культуры

 

Динамика культуры изучает процессы культуры — процессы изменения культуры во времени. Культурные процессы проявляются в культурных событиях, поэтому событийная история отражает процессы, происходящие в культуре данного общества в данный конкретный период. В свою очередь, любое культурное явление, любое культурное событие имеет историческое происхождение и, соответственно, подвержено изменениям во времени. Поэтому в науках о культуре сложилось особое направление исследований: историческая динамика культуры, или историческая культурология.

Это направление находится «на стыке» между несколькими научными дисциплинами: философией истории, философией культуры, теорией культуры, традиционной (описательной) историей культуры, историческими науками, социологией и этнографией. Историческая культурология занимается проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов, а также изменчивости принципов организации и деятельности человеческих обществ. Историческая культурология показывает реальный процесс развития культуры, функционирования образов, стереотипов, миросозерцании культуры и ее норм.

В отличие от исторической культурологии, изучающей конкретные и уникальные события и явления, философия и теория культуры исследуют наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры, формируют принципы и методы познания и анализа историко-культурного материала, а также его систематизации. Теория культуры имеет дело с типическими, универсальными для разных культур процессами. Это устойчивые и повторяемые процессы, которые поддаются типологиям и классификациям на основании общих признаков. Теория культуры строит «инвариантные» модели культуры и ее процессов.

Таким образом, культурные события, изучаемые историей культуры, выступают конкретными историческими проявлениями типических и универсальных процессов, являющихся предметом исследования теории культуры. В разные эпохи, у разных народов в различной исторической обстановке одни и те же по сути явления и процессы культуры проявлялись по-разному. Поэтому принципы социодинамики культуры не могут рассматриваться вне конкретной исторической и национальной специфики. Социодинамика различных культур, как и социодинамика каждого отдельного периода конкретной культуры, будет различной: в каждом случае будут действовать свои особые механизмы культуры. Следовательно, на разных стадиях культурно-исторического развития нации будут преобладать различные типы социодинамики данной национальной культуры: например, социодинамика культуры Киевской Руси и социодинамика русской культуры Петровского времени будут кардинально отличаться друг от друга. В качестве наиболее общего «фундамента» социокультурных процессов, происходящих в культуре на протяжении длительных периодов истории, можно рассматривать менталитет данной культуры.


Одна из наиболее известных теорий динамики социально-исторического процесса принадлежит П. А. Сорокину. С точки знания П. А. Сорокина, на протяжении своей истории культурные суперсистемы (например, государства) переживают так называемые «флюктуации», которые охватывают культуру в целом: когда какой-то один из трех основных типов культуры (идеациональный, идеалистический и чувственный (или сенсетивный) становится доминирующим в одной из сфер культуры, характерные черты этого типа культуры начинают проникать в остальные сферы данной суперсистемы. В итоге во всех сферах этой культурной суперсистемы происходят изменения (хотя и не всегда одновременные для разных сфер). По мнению П. А. Сорокина, в истории имеет место последовательная циклическая смена культурных суперсистем трех основных типов:

1. Идеациональный, в котором господствует религиозное мировоззрение. К числу идеациональных П. А. Сорокин относил, например, культуру Китая VIII — VI вв. до н. э., древней Греции IX — VI вв. до н. э., культуру европейского Средневековья V — XI вв.

2. Сенсетивный, который выступает антиподом культуры идеационалыюй. Культура сенсетивного типа направлена на достижение в первую очередь материального благополучия в реальном земном мире. Преимущественно сенсетивными, по мнению П. А. Сорокина, были культуры палеолита, скифская, эллинистическая и римская, а также западноевропейские, начиная с эпохи Возрождения.

3. Идеалистический (или культура смешанного типа), который является промежуточным между основными двумя типами: идеациональным и сенсетивным, и включает в себя элементы обоих. По мнению П.А.Сорокина, идеалистический тип культуры представляет собой своеобразный период равновесия между уходящей в прошлое идеациональной культурой и развивающейся сенсетивной.

П. А. Сорокин считал, что смена культурных суперсистем объясняется действием внутренних причин, а не внешних воздействий, поскольку у каждой суперсистемы есть свои пределы развития. Постепенно система расходует свой запас сил, утрачивает способность к порождению новаций, деградирует, становится инертной и вступает в период кризиса. В итоге старая, истратившая свой потенциал суперсистема уступает место новой системе. Поэтому изжившая себя современная сенсетивная культура, находящаяся в кризисном состоянии, должна со временем закономерно уступить место новой, идеациональной культуре.

Культурные процессы

По вполне справедливому мнению Ю. М. Лотмана, не бывает «чисты» исторических процессов, которые соответствовали бы схемам исследователей, представляющих культуру в качестве упорядоченного пространства. Реальная картина исторического процесса гораздо сложнее, она полна случайностей, она «беспорядочна», непредсказуема. Но именно эта «беспорядочность» истории с переплетением исторических событий и непредсказуемыми случайностями и составляет, по словам Ю. М. Лотмана, ценность истории.

И все же теория культуры выделяет ряд универсальных для любых культур и любых эпох процессов. Процессы культуры могут быть разделены, во-первых, на социальную микродинамику и макродинамику. Микродинамика — это процессы культуры, прослеживаемые на протяжении небольших периодов времени (например, жизни одного-двух поколений людей). Макродинамика — это процессы культуры, которые прослеживаются на протяжении длительных отрезков времени. Макродинамика связана с историей цивилизаций, формаций, культурно-исторических типов, династий, эпох, вплоть до всеобщей истории.

Процессы культуры делятся также на динамику внутренних процессов (например, внутри данной культуры) и динамику внешних процессов культуры (взаимодействие данной культуры с окружением).

Процессам культуры присущи ритмы: постепенные и взрывные — чередование эволюционного, постепенного и скачкообразного развития. По словам Ю.М. Лотмана, «движение вперед осуществляется двумя путями»: и постепенные, и взрывные процессы в культуре одинаково необходимы, они взаимно дополняют друг друга, хотя и представляют собой противоположности. Взрывные динамические процессы всегда протекают в «сложном динамическом диалоге» с процессами стабилизации.

Процессы культуры имеют разные темпы: разные элементы культуры развиваются и изменяются с разной скоростью. Например, быстрее всех изменяется наука, религия же наиболее устойчива к изменениям. При рассмотрении процессов культуры важно также соотношение факторов закономерности и случайности.

Современная культурология выделяет следующие основные группы культурных процессов:

1. Порождение культурных явлений (включая генезис творческих инноваций). Культурогенез — вид социальной и исторической динамики культуры. Культурогенез заключается в порождении новых культурных явлений и форм, формировании новых культурных систем. Под культурными формами подразумеваются не только материальные продукты человеческой деятельности (например, вещи, сооружения), но и результаты духовной деятельности людей: идеи, знания, языки, художественные произведения, технические тексты, а также сами коллективные организации людей в виде обществ, государств, религиозных конфессий, общин, этносов, семей и т. п. Под культурной системой понимается конкретно-историческая культура какого-либо народа, социального слоя, сословия, религиозной конфессии и т. п. Это целостная система культурных черт и норм, исторически сложившаяся в процессе практической деятельности данной общности людей (государства или этноса, или социального слоя и т. п.).


Сущность культурогенеза — в постоянном самообновлении культуры, которое происходит, с одной стороны, в процессе трансформации существующих культурных форм и систем, а с другой стороны, путем возникновения новых культурных феноменов (явлений), не существовавших ранее. Культурогенез — не однократное событие (возникновение культуры в период первобытности), но постоянный процесс порождения новых культурных явлений, форм и систем. Одним из основных источников и факторов культурогенеза являются инновации.

2. Распространение культурных явлений: их внедрение, диффузия, культурные заимствования.

Одна из форм распространения культуры — взаимное проникновение культур при их соприкосновении или культурная диффузия. Культурное соприкосновение нередко также называется культурным контактом. При культурном контакте возможен вариант как равносильного влияния обеих культур друг на друга, так и вариант сильного одностороннего влияния. Диффузия культуры происходит посредством миграций населения, туризма, миссионерской деятельности, войны, торговли, обмена специалистами и т. д. Культурные заимствования — перенесение достижений одной культуры на почву другой.

3. Функционирование культурных явлений в процессе человеческой деятельности.

4.Коммуникация (обмен информацией).

Социокультурная коммуникация — процесс взаимодействия между людьми и социальными группами, процесс передачи и обмена информации с помощью присущих данной культуре знаков и знаковых средств. В процессе социокультурной коммуникации формируются социальные связи, регулируются совместная деятельность и поведение людей в коллективах, накапливается и передается социальный и культурный опыт.


5 .Накопление и обобщение информации.

6 .Восприятие и интерпретация людьми культурных явлений.

7. Выработка норм интерпретации своей и чужой культур.

8. Трансляция (передача) социокультурного опыта от поколения к
поколению.

9. Воспроизводство социальных институтов и норм в обществе.

10. Эволюция культурных систем.

11. Изменчивость культурных явлений.

Культурная изменчивость - постепенная трансформация культурных явлений в процессе функционирования (во времени) и в ходе распространения (в пространстве). Изменения в культуре имеют разные масштабы и уровни. Культурные изменения не охватывают одинаково и одновременно всей социокультурной системы общества. В качестве основных
источников и факторов культурных изменений выступают как инновации, так и обращение к традициям.

Культурная изменчивость

В современной теории культуры существует система классификации культурных изменений:

1. Линейное, поступательное, эволюционное развитие культуры.

2. Изменения духовных стилей эпохи, жанров, мод, направлений, перемещение культурных центров, т. е. изменения культуры, которыми занимаются история культуры и история искусства.

Стиль — фундаментальная и универсальная категория искусства. Содержание этой категории близко таким понятиям, как творческий метод, художественное направление, течение в искусстве, школа, манера, хотя и отлично от них. Стиль — наиболее общая категория художественного мышления. Все стили связаны с историей, характерны для определенных этапов исторического развития. Содержание стилей определяется способом видения и понимания свойств времени и пространства, в которых живет и действует человек конкретной исторической эпохи и социальной среды. Именно стиль выражает уникальную суть художественного творчества определенной эпохи. Смена духовных стилей — один из типов культурных изменений, наиболее отчетливо заметный в истории западноевропейской культуры (романский, готический, ренессансный стили, барокко, классицизм, рококо, ампир, романтизм, неоклассицизм, реализм, модернизм).


3 .Обогащение и дифференциация культуры (например, появление новых жанров в искусстве).

Жанры классифицируют произведения искусства по принципу сходства формы, содержания, способу художественного выражения, единства культурного языка. Например, жанры в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж и др.

4. Культурный застой.

Культурный застой - состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества, нововведения и культурные заимствования извне. Застой может быть связан также с консервацией общей системы ценностей, догматизацией религии или идеологии, господством канонов в искусстве. Застой может привести к длительной стагнации общества в целом. Однако застой не исключает циклических изменений в культуре, которые выражаются в движении ее «по кругу», повторении пройденных этапов развития. При этом нельзя смешивать с застоем устойчивость в культуре обычаев, норм, стилей: она может подразумевать лишь сохранение самобытности данной культуры.

5. Упадок и упрощения культуры — ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо ее элементов, норм, идеалов, что ведет к упрощению культурной жизни общества и может определяться как упадок культуры, ее деградация. Варианты упадка (упрощения) культуры:

а) ситуации, когда какой-либо этнос попадает под влияние более сильной культуры и оказывается способным выжить лишь ценой изоляции и упрощения культуры;

б) упадок высокой культуры, когда ослабевает значимость жанров, направлений и стилей в искусстве;

в) примитивизация и архаизация культуры обществ или социальных, этнических и других групп населения. Примитивизация культуры может иметь место, например, при стандартизации жизни общества (например, при тоталитарных режимах). Архаизация культуры наблюдается при распаде крупных социокультурных образований (например, государств), а также в некоторых сегментах общества (например, элементы родоплеменного строя в устройстве банд);

6. Кризис культуры — ситуация, складывающаяся в условиях, когда культура общества переживает период изменений: происходит разрыв между ослаблением или разрушением старых культурных институтов и структур и формированием новых, отвечающих меняющимся требованиям общества.

7. Циклические изменения культуры. Отличаются от эволюционных тем, что им присуща повторяемость. Под воздействием этих изменений общество движется по сходным циклам развития, повторяя себя на протяжении поколений. Циклы бывают естественными (биологического происхождения): смена времен года, поколений. В соответствии с циклическим пониманием развития, после упадка и кризиса должен снова наступить расцвет. Вариантом циклического развития является инверсия.


8. Инверсия. Или откат — «маятниковые качания» культуры от полюса к полюсу, например, перепады в обществе от полной покорности к бессмысленному бунту. Может иметь место в духовной и политической сферах. Считается, что инверсия — признак нестабильности в обществе
и отсутствия у культуры устойчивого ядра. Ядро культуры — устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентации в данном обществе, которая обусловливает его единство и целостность. Эта система ценностных ориентации формирует так называемую срединную культуру общества
в целом. В рамках срединной культуры, на основе ценностных ориентаций, формируется устойчивый нравственный идеал данного общества. Этот нравственный идеал является приемлемым для широких масс населения в
течение длительного периода времени. В рамках срединной культуры складывается устойчивый образ жизни в обществе. Срединная культура пронизывает собой обыденную (или повседневную) культуру данного конкретного
общества.

При этом, чем менее устойчиво ценностное ядро культуры, тем меньше стабильность общества, сильнее перепады в духовной и политической жизни, и тем больше опасность возникновения инверсии. Одним из вариантов инверсии может быть социальная революция. Инверсия может быть различной длительности (от нескольких лет до столетий).

9. Возрождение как обращение к более богатой культуре прошлого.

Обращениек более раннему и богатому культурному периоду. Наиболее ярко этот тип культурных изменений проявился в эпоху Европейского Ренессанса. Возрождение как вариант культурной изменчивости имело место также и в Восточных странах (например, в Китае VIII — XII вв., на Среднем Востоке — в X — XII вв.). Различают Ренессанс «самостоятельный» и Ренессанс «отраженный». Например, Ренессанс, начавшись в Италии («передовой» тогда стране), распространился затем на другие страны Европы. Поэтому Итальянский Ренессанс считается «самостоятельным», а Ренессанс в других европейских странах (Северное Возрождение) — «отраженным».

10. Модернизация культуры — эволюционный переход от доиндустриального общества к индустриальному, или капиталистическому. Это движение доиндустриальных обществ к экономическим, социальным, политическим системам и массовой культуре, характерным для развитых капиталистических стран. Прежде всего, модернизация связана с ростом возможностей применять современные технологии производства и расширять формы потребления. Наряду с этим, модернизация означает появление новых типов духовности: в первую очередь, в тех сферах общества, которые связаны с новыми формами производства, а также кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни всего общества в целом.


К числу основных критериев модернизации в различных сферах общества относят:

в социальной сфере — разделение функциональных ролей, выполняемых индивидами. Разделение обязанностей в общественном производстве, в политике, в семье; разделение сфер частной и общественной жизни, а также вытеснение отношений личной зависимости между людьми и замена их отношениями личной независимости, которая основывается на эквивалентном обмене вещами;

в экономической сфере — использование наукоемких технологий, появление таких секторов хозяйства, как индустрия, торговля и сфера услуг. Углубление общественного и технического разделения труда. Развитие рынков товаров, денег и труда;

— в сфере политики — образование централизованных государств, установление демократических режимов, разделение властей. Вовлечение широких слоев населения в политический процесс (например, посредством выборов);

в духовной сфере — дифференциация культурных систем, ценностных ориентации. Секуляризация образования, распространение грамотности. Плюрализм и многообразие течений в философии, науке и религии. Развитие средств массовой информации и приобщение широких масс населения к достижениям современной культуры.

Современная теория модернизации предупреждает о социальных конфликтах, которые неизбежно возникают в процессе модернизации. Различают два вида модернизации:

органическая модернизация, которая подготовлена всем ходом предшествующего развития данного общества. Она начинается с культуры в целом, с изменения общественного сознания, а не с экономики;

неорганическая модернизация, которая представляет собой вариант «догоняющего» развития. Она предпринимается обычно в целях преодоления экономической отсталости. Совершается неорганическая модернизация путем заимствования чужих технологий, зачастую закупки оборудования и патентов, приглашения зарубежных специалистов, инвестиций, обучения своих специалистов за границей. Неорганическая модернизация, таким образом, начинается не с культурных изменений, а с экономики: модернизация производства приводит к изменениям в социальной, политической и духовной сферах.

11. Преобразование (трансформация) культуры. Трансформация культуры происходит тогда, когда в обществе идут интенсивные процессы обновления. Эти процессы приводят к возникновению нового состояния культуры. Обновление происходит либо в результате переосмысления культурного наследия или традиций, либо благодаря заимствованиям извне. Заимствуемые достижения и элементы культуры подвергаются качественному изменению, и в результате образуется целостный и органичный культурный синтез.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.025 с.)