Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура поведения, труда и общения личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перед собой и другими людьми человек предстает в первую очередь через поведение. Ведущая мотивация поведения — самоутверждение личности. Культура самоутверждения имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Оптимальное их состояние в культуре — единство, согласованность. В этом случае и личность выступает цельным субъектом и объектом собственной культуры и культуры общества. В отношениях двух индивидов, индивида и микрогруппы поведение проявляется как общение. Культура общения может возникать в реальном, а также и в потенциальном взаимодействии, еще только намечаемом, планируемом. Общение имеет очень много форм проявления: разговор, знакомство, товарищество, дружба, любовь, общение в учебном, трудовом и ином коллективе, общение в семье, досуговое общение, общение по интересам и т. д. Но у культуры поведения и культуры общения существует одна ведущая основа — нравственность. Служебная, профессиональная, правовая, политическая и другие формы социальной активности личности косвенно или непосредственно влияют на поведение и общение, на их культурологическое содержание. Как поведение, так и общение личности в любой сфере жизнедеятельности признаются культурными, если они нравственны. Нравственное поведение и нравственное общение оцениваются всегда положительно. Выше отмечалось, что нормы, принципы и законы морали общества определяют основное содержание нравственной культуры субъектов, придают ей позитивный характер. Добросовестность, ответственность, справедливость — эти и другие понятия, характеризующие нравственную культуру, применимы ко всем сферам деятельности человека. Но они отражают также специфику поведения и общения. Отступления от этих норм и принципов признаются аморальными или безнравственными. Характерна в этом плане данная академиком Н. Моисеевым оценка нынешней экономической активности в России с точки зрения категории безнравственности. У нас, считает он, «начался самый страшный период в истории России — дележ имущества. Вопросы нравственности, благополучия Родины, патриотизма отходят на второй план, а биосоциальные законы начинают диктовать свои условия жизни».[49] Ситуация и на рубеже XX — XXI вв. в России мало изменилась в лучшую сторону. Нравственное содержание поведения и общения в экономической сфере, нравственный характер трудовой деятельности требуют существенного изменения. Культуру поведения личности можно определить как меру согласованности индивидуально-личностного достоинства с общественными установлениями разрешительного или запретительного характера. Культура поведения личности — умение демонстрировать свои положительные качества себе и другим. Это способность соблюдать установленные обществом нормы, сохраняя при этом личностную самостоятельность. Культура поведения личности выражается в поступках и действиях, стиле и способах обнаружения своих достоинств, проявлении возможностей и способностей, которые могут быть положительно восприняты как самой личностью, так и другими людьми. Культура поведения реализуется индивидуально или в какой-либо группе. В межличностных взаимосвязях поведение приобретает характер общения. Культура общения — один из способов воспроизводства человека как личности посредством обмена опытом, взаимовлияния, сочувствия и понимания, совместного творчества и созидания. Общение может быть индивидуально межличностным и общением в составе социальной группы. Культура общения предполагает и включает то, что находится выше поведения и взаимодействия животных. Она возвышает и положительно выделяет человека из окружающей среды. Культура общения воспроизводит человеческое в человеке. Она во многом зависит от субъективных установок личности: влечений, желаний, потребностей и интересов, симпатий или антипатий, доверительности или настороженности, установки на сочувствие или на нейтральность, пассивность, отчужденность, от приятности или неприятности общения и т. д. Культурологические признаки общения проявляются во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности — в семье, коллективе единомышленников, профессиональных и иных группах, в различных ситуациях и т. п. Культура общения проявляется в отзывчивости, гуманности, в настроенности на сопереживание и взаимодействие. Обмен мыслями и опытом, чувствами и поступками, обсуждение конкретных проблем и решение совместных задач, поиск и обработка информации, выработка позиций и формирование мнений составляют содержание общения. Культура общения благодаря богатству своего содержания и многообразию форм проявления выступает одним из ведущих факторов образования и воспитания личности. Она, например, немыслима без языкового общения. Культура речи — ведущий элемент механизма общения, способ установления взаимочувствования и взаимопонимания. На основе языкового, и, прежде всего речевого, общения осуществляется творчество, созидание не только предметов и явлений культуры, но и самого человека. Другими языковыми формами общения могут выступать способы первой сигнальной системы: мимика, жесты, другие моторные движения, выражения глаз, демонстрация психических состояний и т. п. Общение реализуется и социально-культурными средствами: музыкальными звуками, танцевальными фигурами, скульптурными или живописными формами, единицами информации и др. Важнейшим средством формирования культуры поведения и общения, а также и деятельности выступает этикет. Этикет — это совокупность правил, которые определяют культурные формы поведения, общения и деятельности людей. Этикета формировались еще в древних обществах. Но самостоятельное значение они приобрели в Новое время как набор правил поведения и общения при монарших дворах, в элитных группах и т. п. С развитием светских общественных отношений этикеты возникают в различных социальных слоях и общностях, корпоративных группах. В современном обществе существует большое количество этикетов, которые можно объединить в три группы в соответствии с основными способами формирования и проявления культуры личности: этикеты поведения, этикеты общения, этикеты деятельности (деловые этикеты). К этикетам поведения относятся: этикет поведения на улице, этикет поведения в гостях, этикет поведения в общественных местах, этикет поведения в группе и др. Наиболее «разработан» этикет поведения в гостях, который включает ряд «разделов»: общие правила, правила знакомства (если приглашенный еще не знаком с инициатором приглашения), правила поведения за столом, правила приема пищи и ведения беседы (общения) и др. Например, согласно общим правилам этикета поведения в гостях, не рекомендуется приходить в гости без приглашения хозяев или без их предварительного уведомления; в гости не приходят раньше 12 дня и позже 20 часов вечера; прежде чем войти в квартиру, необходимо прекратить курить (если вы курили) и снять головной убор; в гости рекомендуется приходить в назначенное время, опаздывать более чем на 10 минут считается неприличным и др. К этикетам общения относятся: этикет знакомства, этикет ведения разговора (общения) за столом, этикет «для двоих», этикет общения в молодежной среде, этикет общения в семье, этикет общения в средневозрастной среде, этикет общения с старшевозрастной среде и др. Так, непреложными правилами культурного общения в семье считается употребление слов «спасибо», «пожалуйста», «извини», «прости» и других им подобных. В семейном общении они так же необходимы, как и в других сферах общения. Эти слова становятся условными, когда семейные отношения имеют длительный срок и являются прочными. Обращаться друг к другу в семье можно с использованием различных ласкательных, уменьшительных слов, но в присутствии других людей этого делать не рекомендуется. В доме важна личная гигиена, порядок в квартире, опрятность одежды. Это заслуживающие внимания факторы формирования авторитета родителей у детей, а также взаимного авторитета супругов. Чистить зубы и умываться над раковиной, где моют посуду, не следует. Каждый член семьи должен убирать за собой и поддерживать порядок в доме. Обязанности между членами семьи распределяются, как правило, добровольно, но в зависимости от возраста. Финансовые дела в семье ведут родители или один из них по договоренности. Родителям не следует читать письма и другие личные записи детей без их согласия. В семейных отношениях неприменима ирония, а тем более язвительность. Следует избегать недомолвок. В возникшем споре не следует ссылаться на третьих лиц. Не рекомендуется в споре прибегать к обобщениям. Коротких ссор в семье избежать невозможно, но важно, чтобы они не переходили в правило семейного общения. Уважительность, вежливость, сопереживание и другие нравственные нормы — залог прочных, здоровых и искренних семейных отношений.
Конечно, практика жизни выработала и много других правил этикета семейного общения. Их соблюдение — конкретный показатель высокой культуры семейной жизни как исходной ячейки общества. Группа этикетов деятельности (деловых этикетов) объединяет правила видов профессиональной деятельности: дипломатический этикет, этикет врачебной деятельности, этикет учителя, педагога, правовой этикет, военный этикет и др. Существуют этикеты других видов деятельности: этикет письменных сообщений, этикет телефонных переговоров, этикет туриста, этикет социологических опросов и т. д. Все деловые этикеты связаны с конкретно-предметной творческо-созидательной, маркетинговой или досуговой сферами деятельности. Культурологическое содержание этикетов значимо не только для личности, но и других социальных субъектов. Правила этикетов в основной их части содержат опыт многих поколений, образцы жизнедеятельности. Они имеют высокую социальную ценность, показывают меру приобщения индивида к достигнутой культуре общности и общества. Следование этикетам — эффективный путь культурного воспитания, формирования у личности высоких социальных качеств. Правила этикетов — регулятор поведения, общения и деятельности людей, точный и конкретный показатель образованности и воспитанности. В бывшей столице Японии Киото находится так называемый «философский сад» — сад камней. Его создал монах Соами за четыре столетия до того, как современные художники утвердили язык абстрактного искусства. С трех сторон сад ограничен монастырскими стенами. Его можно увидеть лишь с одной стороны. И с каждым шагом взгляду посетителя открывается только 14 из 15 камней. Получается, что по мере движения мир представляется посетителю всегда иным. Так происходит и с культурой личности. Продвигаясь по пути жизни, человек по-новому воспринимает культуру общества, что-то создает, а что-то и утрачивает. Так формируется и личностная культура — знакомая и незнакомая для индивида. Культуру общества личность наблюдает и интегрируется в нее всегда индивидуально. Человек не может усвоить все богатство культуры. Но содержание и признаки культуры личности достаточно конкретны. Их приобретение на каждом шагу жизненного пути — главный смысл человеческого измерения культуры. Таким образом, культура личности формируется посредством приобщения к культуре общества через поведение, общение и деятельность, посредством воспроизводства культуры общества и самой личности. Важная роль в этом процессе принадлежит этикетам, а также возможностям и способностям самой личности. Библиографический список 1. Безруких М. Я. Я, или Правила поведения для всех. — М.: Мысль, 1991. 2. Выготский Л. С, Лурия А. Н. Этюды по истории поведения. — М.: Педагогика, 1993. 3. Давыдов Ю. Н. Человек — культура — природа. — СПб.: Петрополис, 19%. 4. Каган М. С. Философская теория ценностей. — СПб.: Петрополис, 1997. 5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Знание, 1999. 6. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г. В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. 7. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. — Екатеринбург, 1997. 8. Фукс Э. История нравов. — М.: Мысль, 1994. 9. Энциклопедия этикета. — М.: Педагогика, 1997. Вопросы для самоконтроля 1.Какое содержание вкладывается в понятия «инкультурация» и «социализация»? 2.Что означает культура личности в обыденном практическом словоупотреблении? 3. Дайте полное определение культуры личности. 4. Перечислите элементы содержания культуры личности. 5. Из каких основных процессов формируется культура личности? 6. Назовите главные основания классификации культуры личности. 7. Что представляют собой общая и профессиональная культура личности? 8. Дайте определение культуры поведения личности. 9. Как соотносятся культура поведения и культура общения личности? 10. Что представляют собой этикеты поведения? 11. Как проявляется культура личности в этикетах поведения? 12. Определите этикет общения. Какие этикеты общения Вы знаете? Упражнения для самостоятельной работы 1. Опираясь на положение известного ученого А. Швейцера, покажите роль нравственных начал в культуре личности: «Этика заключается, следовательно, в том, что я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моейволе к жизни, так и по отношению к любой другой. В том и состоит принципнравственности. Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни,зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».[50] 2.Покажите роль философии для развития духовной куль Российское общество «... связывает со словом философия и философ частоочень невыгодные представления, и наши лучшие писатели выражают подобныепредставления в своих комических идеалах. Философствование дляФамусова имеет значение гастрономическое. Судья «Ревизора», который «своимумом дошел» до решения вопросов о мироздании, есть карикатурный философ. У нас называют философом того, кто ведет себя не так, как другие,кто пренебрегает приличиями... Но дело в том, что философия... вноситсмысл и человеческое значение во все, куда она входит... Насколько человек обязан себе отдавать ясный отчет о каждом своем слове, о своих мыслях,чувствах и действиях, настолько он обязан философствовать».[51] 3. Какие элементы в культуре современного человека могут отражать положения древнегреческой философии, характеризующие гармонию внешних и внутренних качеств как идеал воспитания человека?: «Ступай кротко, голос должен быть умеренным, слово благочинно, пищаи питье немятежны, взирай потребно, потребно говори, в ответах будь сладок, неизлишествуй в беседе, беседуй со светлым лицом, чтобы излить весельена беседующих с тобою».[52] 4.Используя модель культуры личности, изложенную в пособии, дайте характеристику суждениям Ф. Ницше: «Всякий идеал предполагает любовь и ненависть, обожание и презрение... Для формирования хорошего типа человека выдвигается требование, чтобы человек не совершал никакого зла, чтобы он ни при каких условиях не вредил, не желал вредить. Путем к этому считается пресечение всякой возможности к вражде, исключение всех инстинктов мстительности... Этот образ мыслей фактически отрицает: жизнь, у которой во всех ее инстинктах мы видим как да, так и нет».[53] 5.С позиций культуры общения прокомментируйте характеристику одного из персонажей драмы М.Ю.Лермонтова Со всеми он знаком, везде ему есть дело, Все помнит, знает все, в заботе целый век, Был бит не раз, с безбожником — безбожник, С святошей — езуит, меж нами — злой картежник, А с честными людьми — пречестный человек. Короче, ты его полюбишь, я уверен.[54]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.008 с.) |