Источники культурной изменчивости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники культурной изменчивости



Культурный синтез — один из важнейших источников культурной динамики. Взаимодействие и соединение разнородных элементов, в результате которого возникает отличное от исходных компонентов культурное явление, течение, социокультурная система, стиль и т. д. Это новое культурное явление имеет собственное содержание и форму.

Синтез имеет место тогда, когда общество, с одной стороны, усваивает чужие культурные достижения в тех сферах, которые у нее самой развиты недостаточно, а с другой стороны, сохраняет свою исходную основу (целостность, самобытность, устойчивость). Синтез становится важным источником преобразования обществ развивающихся стран в современных условиях. В качестве примера удачного осуществления синтеза собственных национальных и модернизирующих компонентов можно привести современную Японию. Синтез принципиально отличается от симбиоза.

Симбиоз возникает в процессе минимального взаимодействия культур. Симбиоз имеет место тогда, когда элементы собственной культуры и заимствованные элементы чужой культуры остаются обособленными друг от друга. При симбиозе поддерживается относительно независимое сосуществование традиций и современности, национальных и заимствованных элементов культуры. Например, подвергшийся модернизации центр с современным укладом жизни, и остающаяся в рамках традиционности периферия. Зачастую это обособление своих и привнесенных культурных элементов сопровождается взаимным недоверием и приводит к конфликтам.

Другой источник культурной изменчивости, как уже частично отмечалось ранее, — культурная диффузия. Диффузия культуры происходит посредством миграций населения, туризма, миссионерской деятельности, войны, торговли, обмена специалистами и т. д.

Одной из разновидностей культурной диффузии является вестернизация — активное и мощное проникновение в XX в. американской культуры на европейский континент и в другие регионы мира, культурная экспансия США, происходившая в XX в. во многих странах мира. Вестернизация имеет место как в виде отдельных культурных заимствований (мода, танцы, рок-музыка и т. д.), так и широкомасштабного проникновения ценностей американской культуры в другие страны. Подобная экспансия чужой культуры может пагубно сказаться на национальных культурах, подвергающихся ей.


 

Культурные заимствования — перенесение достижений одной культуры на почву другой. Один из наиболее распространенных источников культурных изменений. Одна из форм распространения культуры, передача культуры в пространстве (тогда как культурное наследие — передача культуры во времени). В социальной антропологии процесс культурного заимствования называется аккультурацией. Аккультурация — контакты представителей разных культур. В результате аккультурации происходит восприятие ценностей и норм чужой культуры. Например, отдельные люди или группы людей, вынужденные жить длительное время в чужой стране, перенимают нормы и ценности другой культуры. Усвоенные чужие нормы и ценности «наслаиваются» у таких людей на обычаи и традиции своей родной культуры. Зачастую аккультурация — это процесс повторной социализации, или ресоциализация.

Изучением результатов контактов между различными культурами и, в частности, проблемами аккультурации, активно занималась в XX в. американская культурантропология (основателем этого направления был Франц Боас). Результаты взаимодействия разных культур изучались также школой британской социальной антропологии. Наиболее выдающимся представителем этого направления является Бронислав Малиновский, специально занимавшийся проблемами «вестернизации» мира в XX в. Для объяснения явлений, сопровождающих взаимодействие культур, британская социальная антропология ввела понятие «культурного обмена». Культурный обмен — результат взаимодействия разных культур. Термин был введен британской социальной антропологией для объяснения явлений, возникающих при культурных контактах. Один из возможных результатов культурных заимствований — ассимиляция.

Ассимиляция — процесс усвоения группой меньшинства, попавшей в группу большинства, культурных черт последнего. (Часто это ситуация усвоения чужой культуры эмигрантами.) Ассимиляция бывает частичной и полной, т. е. до потери собственной самобытности, растворения в новой культуре. Результатом ассимиляции может быть появление целых государств. Наиболее яркими примерами таких государств являются Бразилия, США, Канада, где иммигранты из разных стран со временем ассимилировались в общую культуру.

Культурному заимствованию предшествует культурный отбор, или селективность — избирательное отношение к переносу достижений чужой культуры на свою почву. Заимствуются те достижения чужой культуры, которые не противоречат собственной культуре, являются ей близкими и понятными, либо отвечают ее внутренним потребностям, а также те достижения, которые могут принести выгоду своему народу.


Среди важнейших факторов культурной динамики — инновация. Инновации — выработка или изобретение новых идей, образов, моделей, принципов действия, программ изменения общества, новых типов мышления и чувствования. Носителями инноваций могут быть как творческие личности (новаторы — ученые, мыслители, мудрецы, пророки, правители и т. д.), так и новаторские группы, выдвигающие новые идеи, отличающиеся от принятых в данном обществе.

Другим важнейшим фактором культурной изменчивости является обращение к традициям. Традиции относятся к культурному наследию как сумме всех достижений конкретной культуры и историческому опыту данного общества. Понятие культурного наследия является более широким, чем понятие традиции: к культурному наследию относится все, что создано данным обществом, включая и то, что изначально не привилось в культуре либо было отвергнуто обществом.

Культурное наследие — это та часть духовной и материальной культуры, которая создана предшествующими поколениями и передается последующим в качестве духовных и материальных ценностей. Культурное наследие обладает вневременной ценностью, так как включает в себя достижения различной давности, которые сохраняют свою актуальность на протяжении длительного времени и переходят от поколения к поколению.

Традиции — это унаследованные от предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды. Одобренные обществом образцы действий становятся обычаями, а привычки и обычаи, переходящие от поколения к поколению, превращаются в традиции. Обычно традиции окружены ореолом почета и уважения. Они служат объединению общества. Разновидностью традиции является обряд. Обряды — массовые действия, которые относятся ко всем слоям населения и социальным группам данного общества. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, они отражают традиции данной культуры и религиозные представления в обществе. Это действия, установленные обычаями и связанные с определенными ритуалами.

Обычай — это традиционно установленный порядок поведения, одобренный обществом образец действия. Обычай основан на укоренившейся привычке. Нарушение обычая порицается обществом. Привычки и обычаи, переходящие от поколения к поколению, превращаются в традиции.

Ритуал — тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях (например, избранными и подготовленными людьми во время обрядов). Ритуал обладает символическим значением. Культура во многом основана на ритуале: одним из примеров ритуала является соблюдение правил поведения, хорошие манеры. Обществу необходимы жесткие традиционные ритуалы, так как соблюдение ритуалов и культурных норм способствует развитию нравственности и самоконтроля.


Важнейшим свойством традиции является обеспечение сохранности образцов прошлого посредством ограничения или устранения новшеств. Соотношение в культуре традиций и инноваций поддерживает стабильность культуры и определяет ее самобытность. Динамическое соотношение инновационного (либо заимствованного) и традиционного, присутствующее в любой культуре, поддерживает ее стабильность и одновременно способствует постепенному изменению общества. Инновация и традиция представляют собой две необходимые стороны организма культуры, определяющие ее самобытность.

Понятие самобытности связано со своеобразием конкретной культуры и ее исторического опыта. Самобытность отражает специфику общественного развития, а также историческую преемственность культуры, которая обеспечивает связь прошлого и настоящего, ориентирует на будущее. Благодаря своей самобытности, общество самостоятельно развивается: с одной стороны, опираясь на свое прошлое и свои внутренние резервы, а с другой стороны, усваивая достижения, заимствованные извне.

Библиографический список

1. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Аспект — Пресс, 2000.

2. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997.

3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М.: Аспект — Пресс, 1997.

4. Кравченко А. И. Культурология. — М.: Академический проект, 2001.

5. Культурология / под ред. Г. В. Драча. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб., 2000.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Прогресс, 1992.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2001.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «микродинамические» и «макродинамические» процессы культуры?

2. Что такое «культурогенез»?

3. Какие бывают типы культурных изменений?

4. Что такое «культурный застой»? Назовите исторические примеры.

5. В чем выражается кризис культуры?

6. Что такое «инверсия», в каком случае можно говорить о возможности ее проявления?

7. Что такое «срединная культура»?


8. Что такое преобразование (трансформация) культуры?

9. Что такое «культурная модернизация»? В чем отличие модернизации «органической» от «неорганической» (или «неорганичной»)? Назовите исторические примеры.

10. Каковы основные источники и факторы изменений в культуре?

11. Что такое «инновации» и какова их роль в динамике культуры?

12. Расскажите о роли культурного наследия и традиций в культурных процессах.

13. Что такое «аккультурация»?

Упражнения для самостоятельной работы

1. Какому из перечисленных ниже понятий соответствует
данное определение: «Тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях»?:

а) обряд; б) ритуал; в) традиция; г) обычай.

2. Определите, в каком из приведенных ниже отрывков говорится об органической модернизации, а в каком — о неорганической:

— подготовлена всем ходом предшествующего развития данного общества. Она начинается с культуры в целом, с изменения общественного сознания, а не с экономики;

— представляет собой вариант «догоняющего» развития. Она предпринимается обычно в целях преодоления экономической отсталости. Начинается не с культурных изменений, а с экономики: модернизация производства приводит к изменениям в социальной, политической и духовной сферах.

3. Процесс культурного заимствования вследствие кон
тактов представителей разных культур, в результате которого
происходит восприятие ценностей и норм чужой культуры

это:

а) ассимиляция; б) инновация; в) аккультурация; г) трансформация.

4. Выберите категорию искусства, суть которой определяется способом видения и понимания свойств времени и пространства, в которых живет и действует человек конкретной исторической эпохи и социальной среды, выражающую уникальную суть художественного творчества определенной эпохи:

а) жанр; б) манера; в) стиль; г) канон.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.022 с.)