Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Культурология и история культуры
Проблемы истории культуры
Общая теория культурологии как науки о культуре рассматривает сущность культуры, ее функции, строение, динамику, вопросы методологии исследования. Но культура — не абстрактное понятие, не умозрительная категория, за ним всегда стоят конкретно-исторические типы культуры. Поэтому единство теоретического и исторического рассмотрения форм культурного существования человека — важный аспект культурологии. Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.[24] История культуры, будучи самостоятельным отделом культурологии занимается исследованием генезиса и периодов исторического развития культуры. Она исследует своеобразие культуры конкретной эпохи, национально-этническое своеобразие культуры разных регионов, значение культурных контактов в развитии культуры. «История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов».[25] Таким образом, история культуры позволяет прикоснуться ко всему разнообразию проявлений человеческой культуры в мире, дает исследователю богатый фактологический материал для дальнейшей теоретической интерпретации. Как и в других гуманитарных науках, в культурологии существует серьезная проблема соотношения между пониманием эмпирической реальности и теоретическими конструкциями. Конечно, после создания теоретической конструкции исследователь стоит перед задачей сравнения реально протекающего процесса с идеальной моделью, а значит, возникают отклонения фактического от должного. Поскольку целью культурологического исследования является познание культуры, то это исследование может идти по следующим направлениям: а) эмпирическое исследование направлено непосредственно на исследование культуры через наблюдение, описание объекта исследования, накопления фактологического материала и т. п.; б) теоретическое исследование предполагает работу по совершенствованию и развитию категориального аппарата, построение идеальных схем и конструкций. Оба эти направления взаимосвязаны и составляют целостность в культурологическом исследовании. С одной стороны, многообразие культур, существующие различия между ними стимулируют развитие теоретических исследований. Их целью становится попытка теоретического осмысления историко-культурного процесса, стремление упорядочивания и классификации эмпирического материала, его типологизация.
С другой — фактологический материал как бы устраивает проверку данным теоретическим конструкциям. Например, накопление историко-культурного материала ко второй половине XIX в. (открытие древних цивилизаций Египта, Междуречья, Месоамерики и др., исследования в области полевой этнографии) позволило говорить о наличии в истории культуры не только линейно-эволюционных процессов, но и следующих типов культурных изменений: циклических, культурного застоя, кризиса, упадка и деградации, надлома, распада (гибели), возрождения и т. п. История мировой культуры включает в себя историю культур разных регионов. Сам историко-культурный материал столь разнообразен, что исследователи часто создают несовпадающие или взаимоисключающие варианты истории. Таким образом, история культуры не может даваться в отрыве от концепций теории культуры, которые упорядочивают историко-культурный процесс, пытаются прогнозировать его развитие. Кроме того, изучение истории культуры необходимо для понимания сложности современных процессов, происходящих в культуре сегодня, ибо без прошлого нет настоящего и будущего, и историк культуры исследует прошлое культуры, чтобы лучше понимать настоящее. Задача историка культуры не просто описать многообразие культур в мире, но и попытаться определить их место в культурно-историческом процессе. Так, перед исследователем встает задача построения схемы историко-культурного процесса. Исторически сложились следующие позиции в трактовке истории культуры: линейно-прогрессистская концепция культурно-исторического развития, признающая единство истории мировой культуры и признающая единственный принцип исторического изучения культуры — хронологию; и теоpuя локальных цивилизаций, исходящая из идеи полилинейности исторического процесса, многообразия, уникальности и неповторимости культур. Следует отметить, что в данном пособии невозможно было полностью осветить все существующие подходы, можно только лишь контурно очертить основные направления.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.91.23 (0.004 с.) |