Глава 6. Культурология и история культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Культурология и история культуры



 

Проблемы истории культуры

 

Общая теория культурологии как науки о культуре рассматривает сущность культуры, ее функции, строение, динамику, вопросы методологии исследования. Но культура — не абстрактное понятие, не умозрительная категория, за ним всегда стоят конкретно-исторические типы культуры. Поэтому единство теоретического и исторического рассмотрения форм культурного существования человека — важный аспект культурологии. Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.[24]

История культуры, будучи самостоятельным отделом культурологии занимается исследованием генезиса и периодов исторического развития культуры. Она исследует своеобразие культуры конкретной эпохи, национально-этническое своеобразие культуры разных регионов, значение культурных контактов в развитии культуры. «История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов».[25] Таким образом, история культуры позволяет прикоснуться ко всему разнообразию проявлений человеческой культуры в мире, дает исследователю богатый фактологический материал для дальнейшей теоретической интерпретации.

Как и в других гуманитарных науках, в культурологии существует серьезная проблема соотношения между пониманием эмпирической реальности и теоретическими конструкциями. Конечно, после создания теоретической конструкции исследователь стоит перед задачей сравнения реально протекающего процесса с идеальной моделью, а значит, возникают отклонения фактического от должного.

Поскольку целью культурологического исследования является познание культуры, то это исследование может идти по следующим направлениям:

а) эмпирическое исследование направлено непосредственно на исследование культуры через наблюдение, описание объекта исследования, накопления фактологического материала и т. п.;

б) теоретическое исследование предполагает работу по совершенствованию и развитию категориального аппарата, построение идеальных схем и конструкций.


Оба эти направления взаимосвязаны и составляют целостность в культурологическом исследовании. С одной стороны, многообразие культур, существующие различия между ними стимулируют развитие теоретических исследований. Их целью становится попытка теоретического осмысления историко-культурного процесса, стремление упорядочивания и классификации эмпирического материала, его типологизация.

С другой — фактологический материал как бы устраивает проверку данным теоретическим конструкциям. Например, накопление историко-культурного материала ко второй половине XIX в. (открытие древних цивилизаций Египта, Междуречья, Месоамерики и др., исследования в области полевой этнографии) позволило говорить о наличии в истории культуры не только линейно-эволюционных процессов, но и следующих типов культурных изменений: циклических, культурного застоя, кризиса, упадка и деградации, надлома, распада (гибели), возрождения и т. п.

История мировой культуры включает в себя историю культур разных регионов. Сам историко-культурный материал столь разнообразен, что исследователи часто создают несовпадающие или взаимоисключающие варианты истории. Таким образом, история культуры не может даваться в отрыве от концепций теории культуры, которые упорядочивают историко-культурный процесс, пытаются прогнозировать его развитие. Кроме того, изучение истории культуры необходимо для понимания сложности современных процессов, происходящих в культуре сегодня, ибо без прошлого нет настоящего и будущего, и историк культуры исследует прошлое культуры, чтобы лучше понимать настоящее. Задача историка культуры не просто описать многообразие культур в мире, но и попытаться определить их место в культурно-историческом процессе. Так, перед исследователем встает задача построения схемы историко-культурного процесса.

Исторически сложились следующие позиции в трактовке истории культуры: линейно-прогрессистская концепция культурно-исторического развития, признающая единство истории мировой культуры и признающая единственный принцип исторического изучения культуры — хронологию; и теоpuя локальных цивилизаций, исходящая из идеи полилинейности исторического процесса, многообразия, уникальности и неповторимости культур. Следует отметить, что в данном пособии невозможно было полностью осветить все существующие подходы, можно только лишь контурно очертить основные направления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.91.23 (0.004 с.)