Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вычисление значений сложной функции↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Предлагаемое пособие охватывает начальный курс математического анализа. В пособии излагаются определения основных учебных элементов, свойства пределов, производной, интеграла (определенного и неопределенного) функции одной переменной, а также их геометрический и физический смысл. Предполагается, что более глубокое изучение рассматриваемых тем студенты проводят по лекциям и по учебным пособиям самостоятельно. В пособии разобраны решения большого количества примеров, что позволит студентам самостоятельно провести анализ и выполнение остальных задач. Данное пособие предназначено для студентов технических специальностей и преподавателей, ведущих практические занятия у студентов технических специальностей. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ
Занятие №1. Пределы
Цель занятия: усвоить учебные элементы на уровне знаний. Закрепить навыки вычисления значения функции в точке, а также навыки вычисления пределов. Учитывая, что учебные элементы этого занятия знакомы студентам из средней школы, уделить особое внимание структуре сложной функции.
Краткие сведения из теории
Определение 1. Функция у от х, заданная цепью равенств , где , называется сложной или функцией от функции.
Определение 2. Говорят, что , если для любого такое, что при .
Определение 3. Если , то функция называется бесконечно малой при . Заметим, что если - бесконечно малая, то - бесконечно большая величина.
ТЕОРЕМА 1. (первый замечательный предел): .
Основные эквивалентности при
1) где п и натуральные; 2) ; 3) ; 4) ; 5) , где ; 6) 7) 8) 9) 10)
Задание для студентов
Исходя из этих формул, приближенно вычислить: . Сравнить полученные значения с табличными данными.
Задание. Даны функции: . Вычислить: ; .
Основные теоремы о пределах
ТЕОРЕМА 2. Если предел функции существует при , то он единственный.
ТЕОРЕМА 3. .
ТЕОРЕМА 4. .
Следствие 1. .
Следствие 2. .
ТЕОРЕМА 5. .
1. Раскрытие неопределенности вида
Для решения задач данного типа надо числитель и знаменатель дроби разделить на степень с наибольшим показателем в знаменателе.
Задача 1. . Делим числитель и знаменатель на степень . Величины и являются бесконечно малыми при , поэтому и . Применяя теорему о пределе частного (она применима, так как предел знаменателя равен 1, т.е. отличен от 0), получаем окончательный ответ.
Задача 2. Вычислить: .
Задача 3. Вычислить: . Решить самостоятельно (вычислить пределы): Задача 4. . Задача 5. . Задача 6. . Задача 7. . Задача 8. . 2. Раскрытие неопределенности вида
Задача 9. . Вычислим корни трехчлена : и разложим его на множители по формуле: ; . Сократим дробь и вычислим предел, подставляя вместо х число 2.
Задача 10. Решается аналогично. Вычислить: .
Задача 11. Вычислить . Заменим , тогда и .
Задача 12. .
Задача 13. .
Задача 14. .
Задача 15. .
Ход занятия Применяя формулы и правила дифференцирования, найти производные следующих функций: Задача 1. . Решение. Заданная функция представляет собой многочлен. Применяя формулы (1, 2, 3, 6) из таблицы, найдем :
Задача 2. . Решение. Обозначим , тогда . Применяя правило дифференцирования сложной функции и формулу , имеем:
Задача 3. . Решение. Запишем данную функцию в виде . Обозначим: , тогда , Задание для самостоятельной работы
Задача 4. .
Задача 5. .
Задача 6. . Решение. Полагая и применяя формулы (7, 9), будем иметь: .
Задача 7. .
Задача 8. .
Задача 9. .
Задача 10. .
Задача 11. .
Разобрать решение задач: Задача 12. . Решение. Производную функций данного типа можно найти двумя способами: 1) применяем формулу . Здесь роль v выполняет . . 2) перепишем заданную функцию в виде: . Применяем формулу , где . Имеем: .
Задача 13. . Решение. Пользуемся формулой . Обозначим ; . . Указание. .
Задача 14. . Решение. Воспользуемся формулой , где , , тогда
. Задача 15. Решить самостоятельно: . Указание. Производную данной функции можно найти, пользуясь формулами или .
Найти производные от функций: Задача 16. .
Задача 17. .
Задача 18. .
Задача 19. .
Задача 20. .
Задача 21. .
Задача 22. .
Задача 23. .
Задача 24. .
Задача 25. .
Задача 26. .
Задача 27. .
Ход занятия
Применяя формулы и правила дифференцирования, найдите производные следующих функций: Задача 1. .
Задача 2. . Решение. Обозначим , тогда . Воспользуемся формулой . .
Задача 3. .
Задача 4. .
Задача 5. . Решение. Обозначим , тогда . Воспользуемся формулой . . Задача 6. . Решение. Обозначим , тогда . Воспользуемся формулой . .
Задача 7. .
Занятие №6. Подготовка к контрольной работе по теме 2
Цель занятия: закрепить знание учебных элементов и навыки решения типовых задач по теме.
Учебные вопросы
1. Производная сложной функции. 2. Производная функции, заданной параметрически. 3. Вычисление значений производной в точке. 4. Дифференциал функции. 5. Геометрические и механические приложения производной.
Пользуясь таблицей производных и правилом дифференцирования сложной функции, найти производные функций, разобрать решения следующих задач: Задача 1. . Решение. Воспользуемся формулой , полагая , . Имеем: .
Задача 2. . Решение. .
Задача 3. . Задача 4. .
Задача 5. Разобрать решение задачи: . Решение. Полагая имеем . Воспользуемся формулой : . Задача 6. Решить самостоятельно: .
Задача 7. Разобрать решение задачи: . Решение. Воспользуемся формулой , полагая . Имеем: .
Задача 8. Решить самостоятельно: .
Задача 9. Разобрать решение задачи. Найти , если . Решение. Так как , найдем . Имеем: .
Задача 10. Решить самостоятельно: . Найти . Задача 11. Разобрать решение задачи: . Найти . Решение. Найдем: . .
Задача 12. Решить самостоятельно: . Найти .
Задача 13. Разобрать решение задачи. Найти . Решение. Воспользуемся формулой дифференциала функции , где . .
Решить самостоятельно: Задача 14. Найти .
Задача 15. Найти .
Задача 16. Закон движения точки по прямой задан формулой: . Определить скорость движения в конце второй минуты.
Задача 17. Составить уравнения касательной и нормали к кривой в точке . Решение. Найдем , следовательно, угловой коэффициент касательной будет: . Тогда уравнение касательной или . Уравнение нормали имеет вид: или . Задание для самостоятельной работы
Найти производные от функций: Задача 18. .
Задача 19. .
Задача 20. .
Задача 21. .
Задача 22. .
Задача 23. .
Задача 24. .
Задача 25. .
Найти дифференциалы функций: Задача 26. .
Задача 27. .
Задача 28. .
Задача 29. Найти , если .
Задача 30. Найти , если .
Задача 31. Найти , если .
Задача 32. . Найти .
Найти производные функций: Задача 33. .
Задача 34. .
Задача 35. .
Задача 36. . Найти .
Задача 37. Какой угол образует с осью Ох касательная к кривой , проведенной в точке с абсциссой ?
ТЕМА 3. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА
Цель занятия: изучение математического аппарата комплексных чисел, необходимого для глубокого усвоения общенаучных, общеинженерных дисциплин, решения прикладных задач с применением комплексных чисел, воспитания навыков самостоятельной деятельности, целеустремленности и трудолюбия в достижении поставленной цели.
Введение
В теме «Неопределенный интеграл» рассматривается задача, обратная задаче о дифференцировании функций. Задача состоит в следующем: дана функция , являющаяся производной некоторой функции ; требуется найти функцию . К такой математической задаче приводят многие физические, химические и другие задачи, например, задача об отыскании закона равномерного движения материальной точки вдоль прямой по заданной скорости, задача о нахождении закона химической реакции по известной её скорости. Особое значение эта тема имеет при решении дифференциальных уравнений, описывающих различные физические и механические процессы. Для успешного усвоения навыков интегрирования надо, прежде всего, выучить наизусть таблицу интегралов и свойства интегралов.
ТАБЛИЦА ИНТЕГРАЛОВ
В этой таблице использовано свойство инвариантности формы полного дифференциала , откуда .
При использовании формул этой таблицы для преобразования подынтегрального выражения к виду применяются простейшие преобразования дифференциалов: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; 7. . Например, . Используя преобразования дифференциала можно дополнить свойства неопределенного интеграла: Если то а) ; б) ; в) .
Ход занятия
Ход занятия
Задача 3.
Задача 4.
Задача 5.
Задача 6. Выбрать метод интегрирования и найти интегралы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) . Задача 7. Найти интеграл: .
Задача 8. Найти интеграл: .
Задача 9. Найти интеграл: .
Занятие №10. Подготовка к контрольной работе
Цель занятия: закрепить знания и умения, полученные при изучении темы «Неопределенный интеграл».
Учебные вопросы
1. Метод интегрирования: а) по частям; б) замена переменной; в) метод неопределенных коэффициентов; г) табличное интегрирование.
Ход занятия Задания для студентов на занятии и для самостоятельной работы
Задача 1. Выбрать метод интегрирования и найти интегралы:
Краткие сведения из теории
Пусть функция определена на отрезке . Разобьем произвольным образом этот отрезок точками на п частичных отрезов длиной . Выберем в каждом из них точку (рис. 1).
Определение 1. Сумма вида называется п-й интегральной суммой функции на отрезке . Рис. 1
Геометрически сумма представляет собой алгебраическую сумму площадей прямоугольников, заштрихованных на рис. 1, в основании которых лежат частичные отрезки , а высоты равны .
Определение 2. Определенным интегралом от функции на отрезке называется предел интегральной суммы , найденный при условии, что длина наибольшего частичного отрезка стремится к нулю. Определенный интеграл обозначается , т.е. по определению , (1)
где называется подынтегральной функцией, подынтегральным выражением, отрезком интегрирования, а и b – соответственно нижним и верхним пределами интегрирования, х – переменной интегрирования.
ТЕОРЕМА 1. Если функция непрерывна на отрезке , то она интегрируема на , т.е. предел интегральной суммы (1) существует и не зависит от способа разбиения отрезка на частичные отрезки и выбора на них точек .
ТЕОРЕМА 2. Если функция непрерывна на отрезке , то определенный интеграл существует.
Краткие сведения из теории
Пусть функция непрерывна на отрезке , функция непрерывна вместе со своей производной и монотонна на отрезке , и сложная функция непрерывна на . Тогда справедлива формула замены переменной для определенного интеграла: . (1) При использовании этой формулы необходимо помнить: 1) при вычислении определенного интеграла методом подстановки возвращаться к старой переменной не требуется; 2) часто вместо подстановки применяют подстановку ; 3) не следует забывать менять пределы интегрирования при замене переменных.
Если функции и имеют непрерывные производные на отрезке , то имеет место формула интегрирования по частям: . (2)
Задача 1. Вычислить: . Решение. Сделаем замену переменной по формуле . Тогда , . При получим , а при . Все перечисленные выше условия, при которых верна формула (1), выполнены. Следовательно, .
Задача 2. Вычислить: . Решение. Положим . Тогда . Следовательно,
.
Решить задачи по образцу: Задача 3. .
Задача 4. .
При помощи формулы интегрирования по частям вычислить интегралы: Задача 5. а) ; б) . Решение. а) . .
б) .
.
Решить задачи по образцу: Задача 6. .
Задача 7. .
Задание для самостоятельной работы
Вычислить следующие интегралы: Задача 8. .
Задача 9. . Задача 10. .
Задача 11. .
Задача 12. .
Задача 13. .
Задача 14. .
Задача 15. .
Задача 16. .
Рис.3
Если пределы, стоящие в правой части равенств (2), (3), (4) существуют, то несобственные интегралы II рода называются сходящимися; в противном случае – расходящимися. Для установления сходимости интегралов (2)-(4) можно воспользоваться следующими признаками: 1. Если на промежутке непрерывные функции и |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.014 с.)