Общая характеристика сознания. Структура сознания. Самосознание и самооценка 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика сознания. Структура сознания. Самосознание и самооценка



САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий (присущ только человеку).

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сознания проявляется в том, что происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания. Способность к рефлексии определяет возможность человека критически наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием.

Структура

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания:

1. Интеллект -психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация -совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) -переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля -способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание -это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

познавательную -человек приобретает знания;

целеполагающую -человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

ценностно-ориентационную -человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

управленческую -человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

коммуникативную -человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

рефлексивную -благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самооценка - своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта <Я>. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального <Я> с образом идеального <Я>, т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный <образ Я>, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Уровни самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • нормальная
  • завышенная

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка может возникнуть от разных факторов, включая генетические факторы, внешность или вес, психическое здоровье, социально-экономический статус, давление со стороны окружающих.

Человек с заниженной самооценкой может проявлять такие характеристики как:

  • Чрезмерная самокритика и неудовлетворение;
  • Сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают;
  • Хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку на виду у людей, особенно если среди них есть его друзья - он будет бояться их потерять;
  • Страстное желание угодить и нежелание расстроить каждого, кто его о чем-либо попросит;
  • Идеализм, который может привести к досаде, когда идеал не достигнут;
  • Невротическое чувство вины, возникшее из-за неправильного восприятия прошлых ошибок;
  • Постоянная враждебность, всеобщая защитная позиция и раздражительность без каких-либо на то причин;
  • Пессимизм и всеобщее негативное мировоззрение;
  • Зависть, пристрастность или всеобщее возмущение;
  • Относится к временным неудачам как к постоянным и недопустимым.

Если дать человеку с низкой самооценкой отрицательную обратную связь, велика вероятность, что он воспримет её близко к сердцу и будет сокрушен ею. Это ранение может быть еще более жестким для него, если эта обратная связь подастся в грубой форме или прямо будет критиковать его достоинство, моральную репутацию или достижения. Люди с низкой самооценкой очень критично относятся к себе и зависят от признания и поощрения других. Они верят, что их признание другими напрямую зависит от их результатов на работе, в учебе, отношениях и т.д. То есть человеку с заниженной самооценкой кажется, что уровень любви окружающих к нему будет возрастать по мере его успехов, а в случае неудачи, окружающие попросту отвернутся от него.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.006 с.)