Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пед. способности: определение, структура, формирование.
Педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого. Для того чтобы успешно справляться со своей работой педагог должен иметь общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности. А к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности обучения и воспитания детей. Структура. В педагогических способностях выделяются два уровня: рефлексивный, проективный. Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает также знание и понимание другого. Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности: 1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, совпадают с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатией, проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификацией, которая предполагает активную целенаправленную совместную деятельность педагога с учащимися; 2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат; 3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях; Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая может быть как хорошей, так и плохой. Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся познавательных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.
Проектные способности Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способности эти следующие:
Педагогические способности можно формировать у детей. Работа над педагогическими способностями должна вестись в двух направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их. Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Можно выделить следующие: 1.способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать ему (способность к эмпатии); 2.способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей; 3.способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, добиваться высоких нравственных целей; 4.способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка; 5.способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; 6.способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания; 7.способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого. Быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю. Способность, необходимая учителю и воспитателю - способность к педагогическому общению. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. Рассмотрим каждую из групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникнуть в процессе общения из-за недостаточного развития этих способностей. Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику. Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих людей. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникший ситуации. Коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя. Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи у человека, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. 60.Подходы зарубужных и отечественных ученых к проф. самоопределению(Д.Сьюпера, Э.Гинзберга,Дж.Холланда)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.221.133 (0.012 с.) |