Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория профессионального развития Джона Сьюпера.
Американский психолог Дж. Сьюпер рассматривает профессиональное самоопределение как способ реализации я-концепции личности. Я-концепция - совокупность сведений, представлений субъекта о самом себе. Профессиональная концепция личности — это субъективные представления о сущности той или иной профессиональной деятельности. Еще я-концепция человека совпадает с его личными представлениями о сущности профессии, тогда совершается профессиональный выбор. В соответствии с этой концепцией он выделил 5 стадий профессионального развития: 1.от 0 до 14 лет. Стадия пробуждения. Я-концепция формируется через идентификацию ребенка со значимым взрослым. 2.15-24 года. Стадия исследования. Индивид пытается попробовать себя в разных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные возможности. 3.25-44 года. Стадия консолидации. Индивид старается обеспечить свою позицию, свой авторитет в определеннонном профессиональном поле. 4.45-54 года. Стадия сохранения. Карьерный рост, новые должности по выбранной профессии. 5.Старше 65 лет. Стадия спада. Сокращение участия индивида в профессии и более значимо для него становятся другие социальные роли.
В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: 1.стадия фантазии (до 11-ти лет); Представления ребенка о профессиональном самоопределении ничем не ограничены 2.гипотетическая стадия (с 11 до 17); Делится на периоды: 1) П-д интереса(11-12), 2) П-д способности(12-14), 3) П-д оценки(15-16), 4) Переход.п-д(17) 3.реалистическая стадия (от 17-ти и старше): 1)П-д исследования(17-18), 2) П-д кристаллизации(19-21)(определение более узких сфер), 3) П-д специализации(>21)(еще более узкий выбор) Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.
Теория Дж. Холланда. Американский психолог Дж. Холланд в 60-е годы 20 в. обосновал теорию, согласно которой профессиональное самоопределение личности обусловлено тем типом личности, который сформировался. Холланд описал 6 типов личности, которые сформировались в силу различных обстоятельств: 1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ. Характеристики: открытый, мужественный, честный, волевой, сильный. Основные ценности: конкретные вещи, природа, практическое дело. Профессии: фермер, механик, шофёр, техник (Ч-П (человек-природа), Ч-Т (человек-техника)), учитель технологии или с/х, биологии. 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. Характеристики: интервент, методический, педантичный, интеллектуальный, креативный, нерасчетливый. Основные ценности: научная работа, независимость. Профессии: научный работник в высшей школе или элитарных учебых заведениях. 3. СОЦИАЛЬНЫЙ. Характеристики: открытый, коммуникабельный, доброжелательный, гуманистически направленный, эмпатичный, эмоциональный, экстраверт. Основные ценности: помощь, поддержка, взаимопонимание. Профессии: врач, психолог, социальный работник, педагог (Ч-Ч (Человек-Человек)), педагог (ДОУ, начальная школа), дефектолог в детских домах и т.д. 4. АРТИСТИЧЕСКИЙ. Характеристики: экстраверт, эмоциональный, выразительный, креативный, непосредственный, импульсивный, склонный к импровизации. Основные ценности: творчество и свобода. Профессии: актёры, журналисты, музыканты, художники, учителя литературы, музыки, ИЗО, МХК, иностранных языков. 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ. Характеристики: энергичный, склонный к риску, авантюре, волевой, целеустремленный. Основные ценности: успех, власть, деньги. Профессии: политики, предприниматели любого уровня, директора школ (создание авторских школ), административная карьера (руководитель департамента и т.д.). 6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ. Характеристики: конформист, методический, аналитический, педантный, интроверт (Ч - З). Основные ценности: порядок, точность, пунктуальность. Профессии: математики, программисты, бухгалтеры банковские служащие.
Теория Дж. Холланда рассматривает типы как статические, неизменные, не учитывает то, что личность меняется под воздействием различных усилий и обстоятельств, не учитывает наличие смешанных типов.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности. Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.007 с.) |