Теория профессионального развития Джона Сьюпера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория профессионального развития Джона Сьюпера.



Американский психолог Дж. Сьюпер рассматривает профессиональное самоопределение как способ реализации я-концепции личности. Я-концепция - совокупность сведений, представлений субъекта о самом себе. Профессиональная концепция личности — это субъективные представления о сущности той или иной профессиональной деятельности. Еще я-концепция человека совпадает с его личными представлениями о сущности профессии, тогда совершается профессиональный выбор. В соответствии с этой концепцией он выделил 5 стадий профессионального развития:

1.от 0 до 14 лет.

Стадия пробуждения. Я-концепция формируется через идентификацию ребенка со значимым взрослым.

2.15-24 года.

Стадия исследования. Индивид пытается попробовать себя в разных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные возможности.

3.25-44 года.

Стадия консолидации. Индивид старается обеспечить свою позицию, свой авторитет в определеннонном профессиональном поле.

4.45-54 года.

Стадия сохранения. Карьерный рост, новые должности по выбранной профессии.

5.Старше 65 лет.

Стадия спада. Сокращение участия индивида в профессии и более значимо для него становятся другие социальные роли.

 

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

1.стадия фантазии (до 11-ти лет);

Представления ребенка о профессиональном самоопределении ничем не ограничены

2.гипотетическая стадия (с 11 до 17);

Делится на периоды: 1) П-д интереса(11-12), 2) П-д способности(12-14), 3) П-д оценки(15-16), 4) Переход.п-д(17)

3.реалистическая стадия (от 17-ти и старше):

1)П-д исследования(17-18), 2) П-д кристаллизации(19-21)(определение более узких сфер), 3) П-д специализации(>21)(еще более узкий выбор)

Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.

Теория Дж. Холланда.

Американский психолог Дж. Холланд в 60-е годы 20 в. обосновал теорию, согласно которой профессиональное самоопределение личности обусловлено тем типом личности, который сформировался. Холланд описал 6 типов личности, которые сформировались в силу различных обстоятельств:

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ.

Характеристики: открытый, мужественный, честный, волевой, сильный. Основные ценности: конкретные вещи, природа, практическое дело. Профессии: фермер, механик, шофёр, техник (Ч-П (человек-природа), Ч-Т (человек-техника)), учитель технологии или с/х, биологии.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Характеристики: интервент, методический, педантичный, интеллектуальный, креативный, нерасчетливый. Основные ценности: научная работа, независимость. Профессии: научный работник в высшей школе или элитарных учебых заведениях.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ.

Характеристики: открытый, коммуникабельный, доброжелательный, гуманистически направленный, эмпатичный, эмоциональный, экстраверт. Основные ценности: помощь, поддержка, взаимопонимание. Профессии: врач, психолог, социальный работник, педагог (Ч-Ч (Человек-Человек)), педагог (ДОУ, начальная школа), дефектолог в детских домах и т.д.

4. АРТИСТИЧЕСКИЙ.

Характеристики: экстраверт, эмоциональный, выразительный, креативный, непосредственный, импульсивный, склонный к импровизации. Основные ценности: творчество и свобода. Профессии: актёры, журналисты, музыканты, художники, учителя литературы, музыки, ИЗО, МХК, иностранных языков.

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ.

Характеристики: энергичный, склонный к риску, авантюре, волевой, целеустремленный. Основные ценности: успех, власть, деньги. Профессии: политики, предприниматели любого уровня, директора школ (создание авторских школ), административная карьера (руководитель департамента и т.д.).

6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ.

Характеристики: конформист, методический, аналитический, педантный, интроверт (Ч - З). Основные ценности: порядок, точность, пунктуальность. Профессии: математики, программисты, бухгалтеры банковские служащие.

Теория Дж. Холланда рассматривает типы как статические, неизменные, не учитывает то, что личность меняется под воздействием различных усилий и обстоятельств, не учитывает наличие смешанных типов.

 

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности.

Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.007 с.)