Произвольная и непроизвольная память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произвольная и непроизвольная память



Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Одна и та же информация может быть запомнена по разному. Различают следующие основные способы запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.

Рациональный - основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.

Механический - его мы называем "зубрежкой". Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.

Мнемотехнический - способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.

 

Общая характеристика мышления

Мышление – наиболее обобщённая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления:

1.наглядно – действенное – опирается на восприятие предметов и реальное преобразование ситуации в процессе действия с ними (смотрю и действую);

2.наглядно-образное – упирается на представления и образы (в образе составляю а потом действую);

3.словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Мыслительные операции:

• сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами);

• анализ — связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики);

• синтез — неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно);

• обобщение — проявляе тся в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам)

• абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета).

С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Логические формы мышления.

К логическим формам мышления относятся:

• понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными:

• суждение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными;

• умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, существенное значение имеют качества ума, выражающиеся в своеобразии умственных способностей человека и влияющие на особенности его умственной деятельности.

Умственные способности — совокупность качеств, которыми отличается мышление данного человека:

• глубина ума — умение устанавливать самые основные, существенные связи между предметами и явлениями;

• гибкость и подвижность ума — привлечение к решению конкретного вон-' роса многообразных знаний, умен не легко образовать новые сочетания, новые отношения;

• логичность — способность устанавливать отношения анализа-синтеза, последовательно анализировать ход событий;

• доказательность и критичность — умение обосновывать решения, регулировать сам Процесс мышления во всех его звеньях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.007 с.)