Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизации психич. раз-ия Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущ. д-ти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития и новообразованиями. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается медленно, эволюционно. В критические периоды развитие совершается бурно, стремительно. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Периодизация Выготского: — кризис новорожденности; — младенчество (2 месяца — 1 год); — кризис одного года; — раннее детство (1 — 3 года); — кризис трех лет; — дошкольный возраст (3 — 7 лет); — кризис семи лет; — школьный возраст (8—12 лет); — кризис 13 лет; — пубертатный возраст (14—17 лет); — кризис 17 лет. Периодизации развития Д.Б. Эльконина Каждый психологический возраст характеризуется показателями: 1. Социальная ситуация развития; 2. Ведущая деятельность; 3. Основные новообразования. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность (Леонтьев) – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Все многообразие человеческой деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. — в форме ведущей деятельности возникают другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения); — в ведущей деятельности формируются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка); — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности). Д.Б. Эльконин 1) раннее детство Младенчество (0-1) Ранний возраст (1-3) 2) детство Дошкольный возраст (3-7) Младший школьный возраст (7-12) 3) отрочество Подростковый возраст (12-15) Ранняя юность (15-17) Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.
Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка. Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Выготским. Он связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. Причины кризиса новорожденности: - Физиологические (рождаясь, ребенок отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия, организм новорожденного должен адаптироваться к новым условиям существования.) - Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Человеческие действия ребенок усваивает уже при жизни. Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Сигналы неудовольствия привлекают внимание взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни: — рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса (ребенок начинает сосать вложенный ему в рот предмет), пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений), установление рефлекторного автоматизма терморегуляции (организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам). — защитных рефлексов (при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, укол вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание и т.д.); — ориентировочных рефлексов - реакций, направленных на контакт с раздражителем (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света); — атавистических рефлексов - рефлексы, на основе которых ничего не развивается (хватательный рефлекс, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.). Однако на протяжении первого года жизни большинство рефлексов угасает. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. Развитие органов чувств происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Если ребенок попадает в условия отсутствия достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется и наоборот. Источником зрительных и слуховых впечатлений становится взрослый. Он подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком. Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку, ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно только удовлетворения органических потребностей. Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение улыбки на обращение матери. Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым. Возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. После четырех месяцев комплекс распадается. Он включает в себя группу таких реакций: 1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением; 2) улыбка; 3) двигательное оживление; 4) локализация. Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. В последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. В комплексе зарождается координация движений. Это уже не просто движения, а попытка воздействовать на взрослого, привлечь его внимание к потребностям ребёнка. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился (ребенок теряет вес в первые две недели, а потом набирает опять).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.008 с.) |