Студенческий возраст (18-25 лет) составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Студенческий возраст (18-25 лет) составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития.



Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования (сложилась со времени возникновения первых университетов). Студенчество включает людей, целенаправленно овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии. Уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. Большинство студентов положительно относятся к учебе.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения.

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом.

Студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Учебные задания у студента всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной. Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37,5% студентов стремились хорошо учиться, 53,6% не всегда старались, а 8% не стремились вообще к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не шла хорошо. При изменении в последнее десятилетие количественных показателей этих умений и отношения к учебе в целом общая картина их неполной сформированности остается.

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-м курсе. Его влияние на формирование новых ценностных ориентации студента, его мотивацию и такое индивидуальное свойство, как тревожность, неоценимо.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.

 

 

56.Психологические особенности нравственного воспитания (Л. Кольберг)

Нравственное воспитание – это система ценностей, приоритетов, а также поведения, основанного на реализации нравственных норм, являющаяся основой воспитания. Кольберг предложил теорию поэтапного нравственного развития личности, а также способы, позволяющие эффективно осуществлять нравственное развитие детей. Основываясь на теории Пиаже о том, что развитие ребенка проходит ряд стадий, Кольберг выделил следующие уровни нравственного становления личности:

I – преднравственный (доморальный) – дети до 10 лет.

Включает в себя 2 ступени:

1-ориентация на наказание – ребенок ведет себя по нормам, чтобы избежать наказания.

2-уровень гедонизма – ориентация на удовольствие, на похвалу (ведет себя в соответствии с нормами, получая от этого удовольствие).

II – конвенциональный (условно-ролевой) – до 13 (12) лет:

1-мораль «хорошего мальчика» - поддержание добрых отношений.

2-ориентация на установленный порядок, на авторитеты.

III – постконвенциональный (мораль высоких нравственных принципов):

1-мораль, выражающая принципы законов, конституции и других общественных договоров, т.е. мораль хорошего, законопослушного гражданина.

2-ориентация на принципы совести (ступень совести, индивидуального представления о справедливости); справедливость – выше законов (по мнению Кольберга, не более 10% взрослого населения достигает высокого уровня нравственности).

Кольберг предложил 2 основные вещи: использование специально разработанных дилемм и включение учащихся в жизнь школы, созданной на основе демократии. Для диагностики, а также для развития нравственных представлений Кольберг разработал систему специальных дилемм, т.е. заданий с различными вариантами выбора. Основу практической реализации теории Кольберга составляет создание справедливых сообществ. Справедливые сообщества – это альтернатива традиционной школы. Оно состоит из детей с девиантным поведением, неуспеваемостью, у которых проблемы с законом. Первое справедливое сообщество было создано в Бостоне в 1974 г., опираясь на идеи Самерхила. Самерхил – местечко в Великобритании, где была создана школа на основе идей свободного воспитания. Основное: необязательность посещения учебных занятий, дети могли посещать занятия, а могли заниматься в различных мастерских (фермы, теплицы и т.д.), могли играть. По пятницам проводились собрания – обсуждались проблемы, волнующие учителей. Журналисты пишут, что Самерхил – «детский рай», где все ориентировано на развитие ребенка. Дети предоставлены сами себе, их свобода не ограничена. Для значительного количества детей в Самерхиле теоретические знания оказались востребованными, дети по собственной инициативе включались в образовательный процесс. Первое справедливое сообщество возникло внутри школы. Отбирались граждане, совершившие противоправные действия, дети с академической неуспеваемостью и т.д. С этой группой и учителями Кольберг выработал общие нормы жизни. И первое, что предложили дети – необязательность посещения занятий. Но надо было создать мастерские, студии, чтобы дети занимались там, а не просто бездельничали. Позже по запросам граждан «справедливого сообщества» были введены дополнительные предметы. 90% граждан «справедливого сообщества» поступило в колледжи и университеты, а в традиционной школе – только 50%. У учителей и учеников были равные права и совместное участие в органах управления. Члены справедливого сообщества обсуждали возникающие и поставленные пред ними дилеммы; у них высокий опыт решения проблем. Позже Кольберг провел сравнительный анализ разных вариантов школ: - традиционная школа; - обсуждение нравственных проблем на основании дилемм; - «справедливое сообщество» без обсуждения нравственных проблем. В последнем случае показаны самые высокие результаты в нравственном развитии, а также в академической успеваемости. Существующие сегодня «справедливые сообщества» тесно связаны с социумом. Совместно с родителями и учителями дети ставят спектакли, концерты, проводят социальные опросы, занимаются благотворительностью.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.009 с.)