Пед. Общение. Стили, уровни, этапы пед. Общения и их психологическая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пед. Общение. Стили, уровни, этапы пед. Общения и их психологическая характеристика.



Педагогическое общение – это общение между различными субъектами образовательного процесса, ориентированное на реализацию потенциальных возможностей ребенка, на его интеллектуальное, эмоционально- волевое развитие, личностный рост, на создание доброжелательной, комфортной атмосферы. Стилем педагогического общения является устойчивая, доминирующая характеристика общения, связанная с ценностями учителя, его профессиональной позицией, нравственными нормами. Существуют различные подходы к классификации стилей.

Канн-Калик выделил следующие типы общения:

1.общение на основе взаимных симпатий и антипатий

Перспективные:

2.общение на основе дружеского расположения

3.общение на основе общих интересов (совместной творческой деятельности)

Неперспективные:

4.общение-заигрывание

5.общение-устрашение.

Наиболее распространённой является следующая типология стилей:

1) авторитарный. Вектор общения направлен от учителя к ученику. Стиль, основанный на власти. Стили общения – распоряжения, инструкция, приказ и другие виды монологов. В этом общении поощряется исполнительность, точность, послушание, дисциплинированность. Подавляется всякая инициативность, активность личности. Этот стиль способствует формированию внешней дисциплинированности и может давать высокие результаты. Интересов, как правило, нет, мотивация долга и ответственности. Формально высокие результаты достигаются за счёт перегрузок, переутомления. Этот стиль связан с неуважением к коллегам.

2) Либеральный (попустительский) – полное отстранение учителя от организации, управления учащимися, предоставление детям неограниченной свободы.

3) Самоотречённый – для учителя основные личностные приоритеты находятся в школе. Он центрирован на детях, все знает о каждом ребенке, его семье, старается помочь ребенку, создать наиболее комфортную, доброжелательную обстановку, т.е. учитель живёт интересами своих учеников. Если в научной школе такое отношение к детям принимается человеком и вызывает поддержку родителей, то чем старше дети, тем в меньшей степени они принимают подобный стиль общения. Этот стиль не дает детям самостоятельно решить свои проблемы, формирует инфантильность, пассивность. Этот стиль тяжёлый для его носителя: учитель все время проводит в школе, отдаёт всего себя детям. Учитель с возрастом

перестаёт интересовать детей как личность.

4) Конфликтный – высокая самооценка учителя, высокий уровень притязаний, неадекватный его реальным возможностям. Учитель неуспешен в профессиональной деятельности, но причины этой неуспешности видит в различных внешних обстоятельствах. Учитель не ориентирован на саморазвитие, постоянно конфликтует как с учителями, так и с родителями, учащимися.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Уровни:

1)Примитивный – собеседник рассматривается как объект, общение - монолог. Ученики могут рассматриваться как объекты, когда учитель ориентирован на себя.

2) Манипулятивный – собеседник воспринимается как противник, у которого надо выиграть. Ориентирование на собственную победу любой ценой. Характерно использование таких средств манипуляции, как: шантаж, угроза, лесть.

3) Ролевой или уровень масок – формальное общение в соответствии с нашим пониманием роли: социальной, профессиональной и т.д.

4) Деловое общение – внешне более скупой, менее выразительный, но характеризуется глубоким взаимопониманием, более прочными межличностными отношениями, вырабатывается особый «командный» язык, понятный только членам данной группы.

5) Духовное общение – каждое слово собеседника воспринимается как откровение, как истина.

Педагогическое общение реализуется через ряд этапов:

1) Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми (прогностический этап).

2) Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального взаимодействия с ними (начальный период общения).

3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4) Анализ осуществлённой системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)