Украина в составе Речи Посполитой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украина в составе Речи Посполитой



(вторая половина XVI - первая половина XVII в)

Речь Л-Деревинского на Варшавском сейме (1620 г.) Мнение, изложенное его милостью паном Лаврентием Деревинским, чашников Волынской земли, перед Его королевской милостью^, панами сенаторами и их милостями панами послами обоих народов^ в 1620 году (на Варшавском сейме).

Если бы в данное время речь не шла о столь великой опасности для державы, я воздержался бы, по определенным причинам, выступить перед величеством Вашей королевской милости с такими словами: гонениям подвергается восточная4' Церковь, матерь наша, не чиня со своей стороны никаких притеснений, и тем представляется величественной и творящей великие блага истинным сынам своим. Ибо, если б не отступничество некоторой части нашего духовенства от законного своего в религии пастыря, если б, говорю, те, что ушли от нас, не пошли против нас, — никогда бы не выявились такие учения, такие школы и такие достойные ученые люди среди нашего русского5' народа. Учение в церквях наших по-старому было бы покрыто прахом нерадивости.

Но поскольку сам закон (этого) не запрещает, я, как посол от братии моей, сообщу Вашей королевской милости о том, что касается общего блага державы. По этому поводу, с разрешения пана маршалка ) (сейма), скажу несколько слов.

Не для чего иного это время предназначено, как для совещания и переговоров для нахождения мер для самой мощной и самой скорой защиты державы Его королевской милости, по единодушному согласию верноподданных Вашей королевской милости, собранных из Короны Великого княжества Литовского в этом месте, которое пристало сейму. Поэтому и артикулы, данные послам в наказах от братьев, получили отсрочку.

Смело могу сказать, что для этой экспедиции против главного врага святого креста. Ваша королевская милость, можешь потребовать едва ли не большую часть ратников из нашего русского народа. Если видишь последний еще неудовлетворенным в его волнениях и просьбах, то как может он грудью своей оборонять в окопах державу Вашей королевской милости, как может он заботиться о высшем мире, не зная дома внутреннего мира, с какой охотой, усердием, воодушевлением он будет кровью своей гасить горящие стены отечества, не видя, чтобы гасился внутренний огонь горящих домашних стен? А кто же, о Боже живой, воочию не видит, что тяжким треволнениям, гнету и нестерпимым обидам касательно религии давний русский народ подвергается? Начнем с Кракова в Короне: увеличивается ли восслав-ление Бога при этой нововымышленной унии?7' Именно в больших городах церкви запечатаны, церковные усадьбы разорены, в монастырях вместо монахов содержат скотину. Перейдем к княжеству Литовскому: там в пограничных со стороны Москвы городах творится то же самое. В Могилеве и Орше церкви запечатаны, попы разогнаны. В Пинске сделано то же самое. Монастырь Лещинского превращен в корчму. Из-за этого дети умирают некрещенными, тела умерших без церковного обряда, как падаль, вывозят из городов, невенчанные люди в распутстве живут, без исповеди и святых Тайн умирают. Разве это не самому Богу оскорбление, разве за это не будет отмщения Божьего? Об этом Ваша королевская милость знать не соизволит— божественного естества в себе не имеешь, а лишь человеческое. Только то до сведения Вашей королевской милости доходит, что другие хорошее или же дурное доносят о нас.

Приглядитесь еще к оскорблениям и неслыханным притеснениям — разве не угнетение народа нашего русского то, что, не говоря о других городах, творится во Львове? Кто исповедует греческую веру и не перешел в унию, тот не может проживать в городе, мерить локтем и квартою и быть принятым в цех; не разрешается провожать по церковному обряду тело умершего жителя города и открыто приходить к больному с Тайнами Божьими. И вновь — разве не унижение в Вильно, притом неслыханное: когда хотят тело умершего вне замка провожать через замковые ворота, через которые проходят и проезжают евреи и татары, то они ворота эти закрывают и тело приходится проносить через другие ворота, служащие для вывоза городских нечистот; бедняки не могут добыть воды, из-за чего происходят многие тяжбы (ргаащсНсшт), ибо любой халупе разрешают иметь трубу для воды, (тогда как) обширная площадь и многие дома не имеют ни одной трубы, хотя известно, что она была и есть следы ее. Кроме того, монахов, не приставших к унии, униаты8' хватают в Новогрудке и в иных городах, грабят на большой дороге и держат под арестом. Так точно в городские советы не привлекаются люди достойные и ученые, не принадлежащие к унии, а простыми мужиками, невежественными до того, что иной не сможет определить, что же такое правосудие, — заполняют эти места, к стыду русскому суду. С невинных людей незаконно взыскивают денежные суммы. Говоря кратко: давно уже великие и неслыханные притеснения терпит наш русский народ как в Короне, так и в Великом княжестве Литовском.

И эти кривды и внутреннее беспокойство проистекают не из иного источника, как из того, что Вашей королевской милости угодно было, вопреки праву и нашим шляхетским вольностям, раздавать должности духовным, игнорируя их происхождение. Кто не знает, что именующий ныне себя архиепископом Полоцким происходит из Владимира, сын какого-то Кунца-сапожника? — отсюда, создавши себе шляхетское имя, он Кунцевичем титулуется. Кто не видит, что Перемышльский владыка, по прозвищу Шишка, происходит от свинопаса, и теперь родной брат его отца сидит на наделе в Дропищах, у воеводы Киевского? Кто не знает, что Владимирский владыка, сын львовской мещанки Стецковой, родился через, полгода после смерти Стецкого, и какой-то Михалевский и Неапольский отдали его в науку? Кто же не знает, — клянусь Богом живым, — что Холмский владыка —какой-то Покость, сын лавочника из Вильно, украл у виленского бургомистра кармазин и, если б не спасла его монашеская ряса, наверное, не избежал бы виселицы? Кто же и того не знает, что нынешний Пинский владыка — родом из местечка Заблудова? Вот столько и не более корысти имеет Ваша королевская милость от унии: не могут за двадцать лет этой унии раздобыть родовитых шляхтичей, чтобы достойно заняли эти места. Вот и теперь дан нам в Луцк, вопреки праву и нашим вольностям, какой-то Почаповский; хотя и не отрицаем его шляхетности, но по своему возрасту он не достоин не только такого поста, но даже и дьяконства, не говоря о священстве; называть его «отцом» не можем, поскольку нет ему еще и двадцати лет.

В том заключается великий вред, причиняемый нашим правам и вольностям, что несоответственно эти должности замещаются, ибо посвящение получают не от законного пастыря; ибо отступили(сь) от Константинопольского патриарха, которому издавна в державе Вашей королевской милости такая власть принадлежала '. Об этом свидетельствуют хроники, привилей Вашей королевской милости, данный в 1599 году Константинопольскому патриарху на свободное отправление юрисдикции в этой державе, так же как и недавно данный привилей 1607 года, в котором Ваша королевская милость обещает решить вопрос о церковном имуществе в пользу нашего исповедания, согласно с старинными правами и вольностями; свидетельствуют (об этом), наконец, и законы, принятые в том же году и позднее.

Ради этого и милосердия Божьего, именем всех моих братьев, почтительно прошу Вашу королевскую милость — смилуйся, Ваша королевская милость, не над нашими кривдами, а над Божьими: вот уже в продолжение двадцати лет на каждом сеймике, сейме и главном съезде мы слезно выпрашиваем и выпросить не можем охраны нашей в правах и вольностях, чтобы братья наши такого унижение не терпели, чтобы, по крайней мере, митрополиту и владыкам, которые остались теперь в подчинении законного в деле исповедания пастыря, патриарха Константинопольского, было возвращено церковное имущество как законным владельцам, — если не сейчас, то непременно после смерти новых владельцев этого имущества. Если же на этом съезде не будет дано полного успокоения и не исцелятся столь тяжкие раны, то как бы не пришлось воззвать вместе с пророком: «Суди меня. Боже, и рассуди мой спор».


Гийом Боплан. «Описание Украины»". Об украинских козаках Отрывок

Нам остается еще, согласно обещанию, рассказать о том, каким образом козаки избирают своего начальника2', и описать их походы на Черное море, в которых они достигают до Анатолии и нападают здесь на турок. Вот так происходит избрание предводителя: собираются все старые полковники и старики, пользующиеся уважением среди Козаков, каждый подает голос в пользу того, кого считает наиболее способным, и получивший наибольшее количество голосов признается избранным. Если тот, на кого пал выбор, неохотно принимает эту должность, отговариваясь неспособностью и недостойностыо, или ссылаясь на недостаток опытности или старость, это немало ему не помогает: ему отвечают, что, по-видимому, он действительно недостоин такой чести и тотчас убивают его на месте как изменника, между тем как сами они поступают изменнически в данном случае'*. Вы припомните то, что я говорил вначале, рассказывая об их нравах и обычных изменах. Если же избранный козак принимает звание начальника, он благодарит собрание за оказанную ему честь, хотя сам он и признает себя недостойным ее и неспособным к занятию такой высокой должности; тем не менее он обещает, что своими трудами и заботами постарается сделаться достойным чести служить всем вообще и каждому в частности и что жизнь его всегда будет посвящена служению своим братчикам (так называют они друг друга). При этих словах все аплодируют ему с криками:

«угга1, у1уа1!» Затем каждый подходит, в порядке занимаемых должностей, и отдает ему поклон, а начальник пожимает ему руку, что составляет обычное между ними приветствие. Таков обряд выборов начальника, происходящих нередко среди пустынных степей. Начальник этот, которому они беспрекословно подчиняются, называется на их языке гетманом; власть его неограничена, он имеет право рубить головы и сажать на кол всех непокорных. Вообще он поступает с большою строгостью, но в делах общественных

ничего не может предпринять без военного совета, называемого радою. Отправляясь на войну, гетман должен быть чрезвычайно осторожен и предусмотрителен, чтобы не потерпеть неудачи; в случае неблагоприятной встречи он должен обнаружить находчивость и отвагу, иначе при малейшей трусости коэаки убивают его как изменника, после чего немедленно приступают к избранию нового гетмана обычным порядком, как было сказани выше. Должность предводителя и начальника в походах составляет обязанность, сопряженную с большими трудностями в случае Е1еудачи. В течение 17 лет, которые я провел на службе в этой стране, все лица, избранные для занятия этой должности, несчастливо окончили жизнь.

Намереваясь предпринять морской поход, козаки берут разрешение от своего гетмана, а не от короля, собирают раду, на которой избирают предводителя экспедиции с соблюдением тех же форм, какие наблюдаются при выборах гетмана, с той лишь разницею, что это лицо получает власть только на время похода4'. Затем охотники направляются в Войсковую Скарбницу, их сборный пункт, и начинают строить суда около 60 футов в длину, 10 или 12 в ширину и до 12 футов в глубину. Судно строится без кормы, в основание берется лодка из вербы или липового дерева длиною около 45 футов, борты и дно покрываются рядами досок от 10 до 12 футов длиною и около фута шириною, которые прикрепляются гвоздями, причем каждый ряд выпускается над предыдущим, как на речных лодках, пока судно не достигнет 12 футов в ширину и 60 в длину, постепенно расширяясь кверху. Это лучше поясняется прилагаемым рисунком, который я наскоро набросал карандашом. Здесь видна обкладка из тростника, связанного пучками толщиною в бочонок, которые скрепляются конец с концом, окаймляя всю лодку; они крепко привязываются к бортам веревками из липового и черешневого лыка. Козаки строят свои челны подобно нашим плотникам, с перегородками и поперечными скамьями, затем осмаливают их. Челны снабжены двумя рулями по одному на каждом конце, как это видно на рисунке, так как вследствие значительной длины судна потребовалось бы слишком много времени при поворотах, чем сильно затруднялась бы свобода и быстрота движений в случае отступления. Эти суда имеют от 10 до 15 весел с каждой стороны и на ходу быстрее турецких гребных галер; сверх того, на каждом есть мачта, на которой подымают довольно плохой парус, но только в хорошую погоду, в ветренную же козаки предпочитают идти на веслах. Челны их не имеют палубы, если же и заливаются водою, то окружающий их тростник поддерживает судно на поверхности воды, не допуская ему затонуть. Походные припасы Козаков состоят из сухарей, которые сохраняются в длинных бочках, около десяти футов в длину и четырех в диаметре, крепко увязанных, откуда их достают через воронку; затем из бочонка вареного пшена и другого с жидким тестом, которое они едят в виде лакомства, смешивая с пшеном; это кушанье служит в одно время и пищею, и питьем, оно кисловатого вкуса и называется саламаха, т.е. лакомая пища. Что до меня касается, то я не находил в ней изысканного вкуса, и если употреблять во время путешествий, то исключительно за неимением ничего лучшего. Козаки отличаются большой трезвостью во время походов и военных экспедиций; тогда им строго запрещается брать с собою водку или какие-нибудь крепкие напитки, если же случится между ними пьяный, начальник приказывает выбросить ею за борг.

Намереваясь предпринять поход против татар с целью отомстить им за набеги и грабежи, козаки обыкновенно выбирают для этого осеннее время; прежде всего посылают на Запорожье все необходимое для похода и сооружения судов и вообще все, в чем, по их мнению, может встретиться потребность; затем выступают в количестве пяти или шести тысяч человек добрых Козаков, хорошо вооруженных воинов, приходят на Запорожье и приступают к постройке челнов. Каждую лодку строят 60 человек и оканчивают ее в две недели, ибо, как я сказал, они знают все ремесла; в течение двух-трех недель они изготовляют от 80 до 100 судов описанной выше конструкции; в лодке помещается от 4 до 6 фальконетов5* и 50 — 70 человек, вооруженных каждый двумя ружьями и саблею и снабженных достаточным количеством продовольствия; сверх того, полагается по 6 фунтов пушечного пороха и свинца, сколько нужно на человека, а также запас ядер для Фальконетов. Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка; сверх того, каждый имеет часы. Таков летучий козацкий отряд на Черном море, способный померяться силами с лучшими городами Анатолии.

Окончив все приготовления, козаки спускаются вниз по Днепру. Атаман плывет в передней лодке, вывесив свое знамя на мачте6*; прочие лодки держатся так близко одна от другой, что почти касаются веслами.

Обыкновенно турки заранее предупреждены о походе и держат наготове при устье Днепра несколько галер, чтобы помешать козакам выйти в море; но те оказываются хитрее и, в ожидании темной ночи перед новолунием, держатся в речных тростниках, покрывающих днепровский лиман, за три или четыре мили вверх от устья, куда галеры не отваживаются заходить, так как уже неоднократно находили там гибель. Поэтому турки довольствуются тем, что стерегут выход и всегда бывают застигнуты врасплох, но и козаки в свою очередь никогда не могут проскользнуть незамеченными. Тогда тревога распространяется по всей стране до самого Константинополя. Султан рассылает гонцов во все концы Анатолии, Болгарии и Румелии7*, чтобы предупредить жителей, что козаки на море и чтобы все держались настороже. Но все эти меры напрасны: козаки гребут не переставая и, пользуясь благоприятным временем года*, в продолжение 36 или 40 часов достигают берегов Анатолии, выходят на землю с ружьями в руках, оставляя по два взрослых и по два мальчика стеречь каждую лодку. Затем устремляются на прибрежные города, берут их приступом, грабят и жгут; иногда заходят около мили в глубь страны, но тотчас же возвращаются, отчаливая с добычею, и плывут дальше, чтобы попытать счастья в другом месте. Если случается на пути что-нибудь подходящее, они производят нападение, в противном случае возвращаются с добычею на родину. Если попадаются навстречу турецкие галеры или другого рода корабли, козаки преследуют их, атакуют и берут приступом. При этом они употребляют следующий прием: так как их челны возвышаются не более 2'Д футов над поверхностью воды, то козаки замечают неприятельский корабль или галеру гораздо раньше, нежели будут замечены сами; они тотчас убирают мачты, справляются с направлением ветра и стараются держаться за солнцем до вечера. За час до солнечного захода они начинают усиленно грести в направлении галеры, пока не подойдут на расстояние мили, чтобы не потерять судно из виду и держаться на этом расстоянии до полуночи; тогда козаки, по данному сигналу, принимаются грести изо всех сил, между тем как половина их держатся совершенно готовыми к битве и ожидают только абордажа, чтобы проникнуть на корабль, экипаж которого поражен недоумением, видя себя окруженным сотнею лодок и судно свое наполненным вооруженным неприятелем, который за первым приступом овладевает им. После того козаки забирают все найденные деньги, товары малого объема, которые не портятся от воды, пушки и все, что по их мнению может им пригодиться, затем пускают ко дну корабль вместе с людьми. Так поступают козаки; они забрали бы и самый корабль или галеру, если бы умели управлять ими, но не знают необходимых для этого приемов. После победы нужно возвращаться в свою страну; при устьях Днепра их ожидает теперь удвоенная стража, чтобы наказать за погром, но козаки мало тревожатся этим, хотя силы их ослаблены, ибо невозможно, чтобы многие из них не погибли в сражениях и чтобы море не поглотило нескольких лодок, так как не все могут быть настолько прочны, чтобы выдержать экспедицию. Они входят в залив, находящийся в трех или в четырех милях к востоку от Очакова; здесь к морю примыкает очень глубокая балка около 3 миль длиною, которая тянется по направлению к Днепру и во время прилива наполняется водою на полфута в высоту на протяжении четверти мили. Здесь козаки сходят на берег и принимаются, по 200 и 300 человек за раз, перетаскивать волоком свои челны один за другим и в течение двух, много трех дней переходят в Днепр со своею добычею. Там они уже в безопасности от погони, избегнув таким образом встречи с галерами, охраняющими вход в лиман против Очакова, и наконец возвращаются в свою Скарбницу, где происходит дележ добычи, как было уже сказано выше. Есть у Козаков и другой путь для возврата: иногда они проходят через пролив между Таманью и Керчью в донской лиман81, входят в реку Мнусь и подымаются вверх по ней до тех пор, пока она может поднять их лодки. Верховья Миуса отстоят всего в одной миле от истоков речки Тачаводьг^, впадающей в Самару, которая в свою очередь впадает в Днепр в расстоянии одной мили выше Кодака, как это можно видеть на карте. Впрочем, козаки редко возвращаются на Запорожье этим путем, так как он значительно длиннее, но иногда они избирают его для выхода в море, если при устье Днепра сосредоточены значительные турецкие силы, преграждающие им путь, или же если сами они имеют не более 20-25 лодок.

Если галеры встречают Козаков днем в открытом море, то разгоняют их своими пушками, как стаю скворцов, затопляют несколько челнов и приводят неприятеля в такое смятение, что все уцелевшие спешат рассеяться в разные стороны; но раз вступивши в битву с галерами, козаки бывают непоколебимы, никто не двигается со своей скамьи, весла привязываются к кочетам посредством перевязи из лозы, и в то время, как одни стреляют из ружей, их товарищи заряжают и передают им другие на перемену, так что пальба, весьма меткая, не прекращается ни на минуту. Между тем галера может вступить в рукопашный бой с одною только лодкою за раз, зато сильно вредит им своими пушками, так что в подобных встречах козаки обыкновенно теряют две трети своих сил; изредка только удается им возвратиться с половиною экипажа, но во всяком случае они приносят богатую добычу: испанские реалы10', арабские секины ), ковры, золотую парчу, бумажные и шелковые материи и другие ценные товары.

Так живут козаки, таковыих доходы, ибо единственноеих занятие состоит в том, чтобы пьянствовать и безобразничать с приятелями по возвращению из похода12*.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.026 с.)