Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местничества (1682г. , генваря 12)
[Извлечение] И великий царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великий и Малый и Белыя России самодержец изволил святейшему патриарху и властем и своим государевым бояром говорить: ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле, ко исполнению нашего добраго намерения, способствует самое божие смотрение, давшее и хотящее ко благополучному привести совершению, тем, что вся наша царская Палата, то есть бояре, окольничие и думные люди, тако ж стольники, и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общаго государственного добра советования, поставления и утверждения, избранные благоразумным и согласным всех советом, познавшие, что те дела местничества отеческого ничто ино, токмо гордость и любви отсечение и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вся радостными сердцы нам великому государю донесли, чтоб мы, великий государь, указали, то виновное всякие злобы дело и братоненавидение разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить. И когда вы, святейший патриарх со архиереи, нам великому государю совет предлагаете, а бояре и окольничие и думные люди доносят о искоренении тех случаев с месты, как о том писано выше сего, и чтоб всем чинам у всяких дел, по нашему государственному указу, быти без мест. И мы, великий государь, слыша таковое от многого времени нам, великому государю, желательное благое дело, всех общим советом совершение, бога, благих дателя, о таковой нам, великому государю явленной благодати радостным сердцем по премногу благодарим, яко сподобил есть нас онаго желательного дела видети совершение, и по тому богом дарованному благому общему намерению, мы, великий государь, нашим царским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить. А для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки изволяем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и претыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Розряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки, и те присылали бы в Розряд. А мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем бояром нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людем на Москве в приказех и у росправных, и в полках и у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впередь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься...
Да он же, великий государь, изволил им милостиво говорить: что он, великий государь, им и впредь будущим их родом на память, изволит быта в Розряде родословной книге родом их, также и в домех своих такие родословные книги им держать по прежнему. А награждая их своею государскою милостию, тое родословную книгу ныне повелевает он, великий государь, пополнить, и которых имен в той книге в родех их не написано, и тех имена в тое родословную книгу написать вновь к сродником их, и для того взять у них росписи за руками... А буде кто от сего времени, ныне и впредь тем мимошедшие, искорененные розрядные случаи, каким ни есть образом, взочнет и учнет на кого бити челом великому государю, презрев сие нынешнее твердое постановление, и которые роды ныне, по его великаго государя указу и по росписи, написаны в ротмистры и в поручики, а кто кого учнет тем попрекать и укорять, и того лишити данные ему милости государскои, чести, в каковой тогда оной будет, а поместья его и вотчины взять на великого государя безповоротно и роздать кому великий государь пожалует, чтобы то с богом учиненное дело всегда было, но его государскому указу, совершенно нерушимо во всякой крепости; также буде кто мимошедших времен какими случаи учнет возвышатися и другим родом чинить укоризну и безчестие, или кому учнут чинить безчестие тем, либо кто в мимошедшия времена до сего времени был, или впредь по какому либо случаю будет, по воли государской, или от бедности, в каком низком чине, и тем, кто те случаи взочнет и безчестить кого чем учнет: и тому роду всем, сколько их объявится, взять безчестие... И тех всех архиреев и своих государевых бояр и окольничих и "думных людей, и выборных стольников, и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и городовых дворян и детей боярских имена великий государь указал под сим деянием, для приписания рук, написать.
Полное собрание законов Российской Империи, 1830, т. II, № 905. РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ. БУНТАШНЫЙ ВЕК* СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.
<...> Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи
1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет. 2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бита челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и (ы)ных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет. <...> 9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать. <…> 22. А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися: и тех пытати. <....> 30. А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинник крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити и тем своих поместей не пустошити. <...> 32. А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей наймоватися на работу по записям, и без записей поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякаго задержания. <...>
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.007 с.) |