Формы организации воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации воспитательной работы



Область воспитательных дел – важнейший канал всестороннего развития личности неслышащих учащихся, именно через них сурдошкола имеет шанс обеспечить социальное воспитание, расширить взаимодействие своих воспитанников с окружающим миром. Нельзя говорить о том, что глухих воспитывают качественно по-особому, еще Л. С. Выготский подчеркивал, что воспитание глухого и слепого ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Вот почему в школе 1 и 2 вида есть специфические методы и формы обучения, но методы и формы воспитательной работы применяются те же, что и в массовой школе.

По разным основаниям выделяют несколько классификаций форм работы с детьми, которые покажем в табл. 27.

 

Таблица 27

Классификации форм воспитательной работы

Основание Тип формы Состав форм
Количество участников Индивидуальная Беседа, консультация.
Групповая (временная группа, класс) Кружок, клуб, экскурсия, поход, собрание, сбор, лекция, встреча, субботник, КВН, КТД и т.п.
Массовая (несколько классов, школа, район, страна) Праздники, недели, конференции, шествия, слеты, месячники, акции, сбор, линейка, встреча, субботник, олимпиада и т.п.
Основной вид деятельности Познавательная Внеклассное чтение, экскурсия, предметные кружки, олимпиады, недели, бюллетени и стенды, конкурсы и клубы знатоков и т.п.
Общественно полезная трудовая Бытовой труд, самообслуживание, дежурство, трудовой, экологический десант, субботники, ремонтные работы, озеленение, шефство над памятниками и т.п.
Эстетическая Прогулки и экскурсии, выставки, походы в кино, театры, музеи, творческие кружки, литературные клубы, школьный спектакль, оформительская работа в школе и т.п.
Физкультурно-оздоровительная Спортивные кружки, соревнования, игры, состязания, утренняя зарядка, походы, спортивные праздники.
Ценностно-ориентационная Традиции школы, школьный музей, шефство над старыми, младшими, гуманитарные, патриотические, экологические акции, участие в общественных движениях.
Средство воздействия Словесно-логическое (обмен информацией) Беседа, дискуссия, диспут, собрание, лекция, конференция, внеклассное чтение и т.п.
Образно-художественное Концерт, спектакль, праздник, конкурс «Мисс школа», походы в музеи, театры, кино, выставки и т.п.
Деятельностное Разные виды общественно полезного труда, акций, десантов и т.д.
Досугово-игровое Конкурсы, игры, совместный отдых, дискотеки, все виды развлечений.
Психологическое Тренинги, консультации, игры, включающие сеансы психогимнастики, арттерапия.

Примечание: как уже отмечалось выше, в педагогике возможен категориальный взаимопереход метода в форму и наоборот. Так, методы беседы, лекции, диспута, дискуссии, тренинга, игры могут стать самостоятельной формой организации воспитательной работы.

Своеобразие организации форм воспитательной работы

В школе 1 и 2 вида

Своеобразие сурдопедагогической аранжировки форм воспитательной работы с неслышащими детьми сосредотачивается в основном в задачеполагании и в некоторых особенностях организации деятельности детей.

Задача воспитательного дела в школе для неслышащих всегда должна быть дихотомичной, т.е. включать основную – собственно воспитательную задачу и задачу коррекционно-развивающую.

Ведущая (основная) задача воспитательного дела соответствует основной деятельности, организуемой в его рамках. Познавательное дело нацелено на расширение кругозора, углубление предметных знаний, формирование материалистического мировоззрения. Трудовое дело направлено на воспитание ценностного отношения к труду, формирование трудовых качеств личности (трудолюбия, организованности, настойчивости). Эстетические дела ориентированы на воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного, эстетических знаний, вкусов, чувств, творческости. Задача физкультурно-оздорови-тельных дел состоит в укреплении здоровья, развитии физических качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни. Ценностно-ориентационные формы воспитательной работы призваны формировать нравственное сознание учащихся, их моральные качества, активную общественную позицию, формировать социализированность учащихся.

Специфическая коррекционно-развивающая задача предполагает учет структуры дефекта: профилактику и преодоление вторичных дефектов развития учащегося. В познавательных делах специфической задачей будет развитие словесно-логического мышления в целях преодоления диспропорций в мышлении (длительного преобладания наглядных форм мышления); в трудовых делах – развитие работоспособности, координации движений, мелкой моторики, часто отстающих у глухих, совершенствование качеств внимания (концентрации, переключаемости), технического и пространственного воображения; в эстетических делах – обогащение обедненной эмоциональной сферы, расширение ограниченного чувственно-эмоционального опыта, формирование слаборазвитых у глухих процессов воображения и творческости мышления; развитие всей сенсорной сферы; физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на восстанавливающее развитие нарушенных координации и равновесия, физических качеств, выносливости; ценностно ориентационные дела нацелены на ликвидацию последствий социально-коммуникативной депривации: на расширение ограниченного жизненного опыта, на повышение социализированности, на активизацию процесса самоидентификации во имя сознательного выбора своего социального статуса, на формирование особо сложных нравственных, правовых, экологических, идейно-политических понятий.

Специфика собственно организации деятельности детей во всех формах воспитательной работы предполагает следующее.

- Обеспечение в процессе воспитательного дела заданного в сурдошколе слухоречевого режима: воспитатель должен сделать ведущим средством общения слухозрительное восприятие речи и говорение, а также дактилологию; вместе с тем, в настоящее время в школе 1 вида принято возможным именно в неформальном общении применять жестовую речь как вспомогательное средство.

- Несколько иначе, чем в массовой школе, центрирована схема взаимодействия педагога и воспитанника: более широко используются и специально организуются диалогическое общение, диалогические отношения с целью формирования словесно-коммуникативной активности. Именно в этих условиях, как отмечает Е. Г. Речицкая, учащиеся с нарушениями слуха «поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими,... через язык перестраивается все их сознание», успехи в языке «достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с недостатками слуха» [98; с. 146].

- Специфичны критерии дифференцированного и индивидуального подхода при организации взаимодействия детей. Кроме традиционного учета темперамента, коммуникабельности, социометрического статуса, лидерских устремлений и общего развития ребенка, воспитатель школы 1 и 2 вида должен при распределении деятельности и социальных ролей учитывать границы возможностей ребенка, определяемые дефектом слуха: состояние слуховой функции и способности к слухозрительному восприятию речи, уровень развития словесной речи, уровень интеллектуального развития (наличие сочетанного дефекта: ЗПР или умственной отсталости).

- В процессе организации воспитательных мероприятий обеспечивается усиленная предметно-знаковая и визуальная среда, чтобы создать для «людей зрения» эмпирическую ориентировочную основу действий.

Вопросы и задания

1. Покажите, как учитывается уровень речевого развития при выборе формы воспитания.

2. Познакомьтесь с планом воспитательной работы воспитателя интерната. Сформулируйте воспитательную и коррекционно-развивающую задачу конкретного воспитательного дела.

3. Каковы специфические критерии отбора детей в группы для участия в воспитательном мероприятии?

4. Покажите на примере конкретного воспитательного дела особенности организации его предметно-знаковой среды.

5. По средству воздействия форма воспитательной работы может быть полифункциональна. Проиллюстрируйте на примере такого воспитательного дела, как экскурсия, поход в музей, шефство над воинским памятником.

Содержание воспитания учащихся

С нарушениями слуха

Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности [68; с. 103]. Согласно Тезаурусу ЮНЕСКО МБП по образованию (1985) в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, а также валеологическое, экологическое, половое, антинаркотическое и ряд других направлений. Всего выделяется до 50 видов (направлений) воспитания.

Через содержание воспитательного взаимодействия особенно отчетливо реализуется субъект-субъектная сущность современной гуманистической концепции воспитания и образования, принятой в том числе и в сурдошколе. Через субъект-субъектные формы взаимодействия содержание воспитательного процесса выполняет личностно развивающую функцию. Для того чтобы данная функция полноценно реализовалась, личность неслышащего с его особыми лингвопсихическими возможностями, своеобразием запросов должна выступать как источник формирования компонентов содержания воспитательного процесса. По В. В. Серикову, «личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором любого процесса своего образования» [89; с. 45].

Личность неслышащего учащегося развивается по тем же психологическим закономерностям и возрастным этапам, что и личность слышащего. Вместе с тем, как объект воспитания она несет в себе черты определенного своеобразия, детерминированного объективными депривационными условиями развития, к которым, как уже указывалось выше, относятся: речевая, коммуникативная, информационно-культурная, эмоциональная, социальная депривации (см. § 6.).

В чем же заключается своеобразие личностного развития учащихся с нарушениями слуха? В соответствии с наблюдениями таких исследователей, как М. И. Никитина, М. Е. Хватцев, Н. Г. Морозова, Т. Г. Богданова, Т. В. Розанова, отметим следующее.

- Низкое герменевтическое качество социальной перцепции, заключающееся в слабом обобщении наблюдаемых социальных явлений, отношений между людьми, недостаточное проникновение в их глубинный смысл. Оно детерминировано не нарушением интеллекта, а последствиями глухоты: во-первых, явление наблюдаемо глухим одномерно, без и вне словесного, а значит смыслового наполнения (напомним: объективная продуктивность чтения с губ не превышает 30-40%); во вторых, из-за недостатка речевого развития явление не всегда кодируется словом, а значит слабо обобщается.

- Процесс нравственного становления неслышащих по своим этапам и закономерностям в целом не отличается от слышащих. Вместе с тем, он отмечен определенным своеобразием, которое:

▪ определяется собственно «социальным дефектом» и состоит в трудности и временнóм отставании формирования абстрактных и сложных нравственных понятий типа «ответственность», «долг» и т.п.; в слабом словесном обобщении нравственных чувств, а, значит, их осознанности; в недопонимании нравственного смысла наблюдаемых социальных явлений;

▪ определяется интернатными условиями воспитания и состоит в низкой активности и самостоятельности; в огруппленном сознании, неопределенном характере жизненных ценностей и перспектив.

- Умственное развитие учащихся с нарушениями слуха по мере получения образования и формирования словесной речи вплотную приближается к норме. Однако в самом процессе умственного развития отмечаются замедленные темпы формирования научных понятий, их недостаточная системность, целостность; единичные и общие понятия отождествляются, теоретический уровень слабо подкрепляется эмпирическим; затруднено применение этих понятий на практике; несколько снижены познавательные интересы, они тесно связаны с внешним фактором – личностью учителя [99].

- В эмоционально-эстетическом развитии отмечается живая способность к эмоциональному отклику, естественная тяга к прекрасному во всех его видах. Однако отмечается, особенно в младшем возрасте, неполнота, поверхностность, рядоположенность эстетических впечатлений, эстетические знания и переживания обеднены, эстетические суждения схематичны, творческое воображение стереотипно. Относительно бедны и первоначально мало дифференцированы сложные эмоциональные чувства и состояния, а также их понимание.

Учитывая указанные трудности и ограничения личностного развития учащихся с нарушениями слуха, освоение содержания воспитания (т.е. совокупности социального опыта, духовной культуры, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности) должно организовываться в сурдошколе в строго уровневом режиме.

Аналитико - когнитивный уровень предполагает целенаправленное, углубленное и постоянное изучение и обсуждение нравственных, политических, экологических, эстетических, правовых и т.д. понятий и представлений, совместный анализ их проекций в витагенном опыте самих учащихся. Далее, когнитивный опыт из своей духовной формы переводится в форму совместной деятельности педагога и воспитанника.

Практико-деятельностный уровень предполагает присвоение (интериоризацию во внутренний мир личности) социальных знаний и требований через упражнение, личное применение, личное включение в соответствующие виды духовной практики общества.

Ценностно-ориентационный уровень предполагает трансформацию знания и приобретенного духовного опыта в отношение, т.е. в ценности и идеалы личности. Данный уровень является по природе своей результативным. Восхождения на данный уровень или хотя бы формирования готовности к этому восхождению школа может добиться только в результате кропотливой, систематической, не формальной, а подлинно активной воспитательной работы на протяжении всех 12 лет пребывания неслышащего воспитанника в образовательном учреждении.

Рассмотрим кратко содержательное наполнение видов воспитания, организуемых в сурдошколе.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности (морали), принятой в данном обществе [70]. Компонентами наследуемой нравственности являются: нравственные чувства (эмоциональное переживание одобрения/неодобрения социальных явлений); нравственные понятия и представления (понимание и принятие нравственных категорий, выражающих отношение к другим и обществу: добра, зла, долга, чести, справедливости, счастья и т.п.); нравственные ценности (объективные ценности общества, принятые личностью, осознаваемые ею как «значение для меня»; в качестве ценностей могут выступать общечеловеческие вечные идеалы – истина, добро, зло; общественно-исторические идеи – равенство, демократия, права человека; сферы деятельности – работа, семья, развлечения, образование; нормы и типы поведения, цели жизни; нравственные убеждения (вера, являющаяся мотивом, импульсом поступка); нравственное поведение (обусловленное моральными нормами данного общества); воспитанность (присвоение норм общественного приличия, хороших манер, культуры поведения).

Принято выделять следующие пути формирования обозначенных выше компонентов нравственного воспитания неслышащих учащихся.

- Постоянное изучение и обсуждение нравственных понятий, представлений и ценностей, совместный анализ витагенного опыта самих учащихся (совершенных поступков, коллизий, конфликтов).

Организуются: этические беседы (темы: вредные привычки, капризные дети, почему мы лжем, нехорошие слова, как выбирать друзей, как помочь родителям), объяснения-нравоучения по поводу совершенного поступка, лекции, обсуждения литературной, кино, театральной и теле- продукции, занятия внеклассным чтением, инсценировка и драматизация прочитанного и увиденного, обсуждение примеров выдающихся лиц с нарушенным слухом, чтение журнала «В едином строю», инсценировки пословиц и поговорок.

- Вовлечение в разнообразные виды деятельности ценностно-ориентационного содержания с целью деятельностного формирования нравственных чувств, убеждений и накопления опыта нравственных поступков, превращения этого опыта в витагенный (личностно значимый жизненный опыт).

Организуются: шефская работа, гуманитарная помощь (ярмарки поделок), поздравления родителям, другу, коллективные творческие дела, участие в общественных акциях милосердия, трудовых и экологических делах.

- Практическое овладение нормами поведения, манер, культуры поведения и отношений с целью формирования воспитанного (с точки зрения данного общества) человека.

Организуются: правиловедческие занятия по культуре поведения и общения, упражнения по усвоению норм социального поведения (в форме игр, решения ситуаций).

В чем заключается коррекционный потенциал данного ведущего вида воспитательной работы? Процесс формирования нравственного сознания, чувств и привычек поведения осуществляется в режиме неформального (т.е. личностно значимого для учащихся) общения, он охватывает практически все зоны и участки жизнедеятельности учащихся в интернате, тем самым создаются оптимальные условия для реализации главного принципа системы обучения языку глухих – коммуникативно-деятельностного подхода. Далее, коррекционная направленность проявляется в накоплении и применении в неразрывном единстве с нравственной деятельностью активного и пассивного словаря, т.е. слов-понятий, слов-инструкций, обобщающих нравственные чувства и явления и регулирующих поступки учащихся. Преодолевается временнóе отставание в формировании абстрактных и сложных нравственных понятий; за счет освоения умений словесного обозначения-обобщения переживаемых нравственных чувств, повышается уровень их осознанности. Через систему специального анализа и постоянных нравоучений по поводу поступков самих учащихся и наблюдаемых ими социальных явлений повышается уровень социальной перцепции. На основе и в ходе постоянного вовлечения учащихся в ценностно-ориентационную деятельность удается снизить уровень эгоцентрической центрации на личных интересах в ущерб общественным и коллективным.

 

Эстетическое воспитание – процесс формирования определенного эстетического (с точки зрения прекрасного) отношения человека к действительности. Содержательными компонентами эстетического воспитания выступают: обогащение эстетических впечатлений, процесс формирования умений и навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и эстетического вкуса, формирование эстетических чувств (переживания наслаждения, испытываемого при восприятии прекрасного как признак развитого эстетического восприятия действительности), развитие задатков и способностей в области искусства [68; с. 119].

В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают главным образом гуманитарные предметы. Во внеклассной же работе эстетическое обогащение личности осуществляется в процессе специальных мероприятий художественного профиля, а также пронизывает все виды организуемой после уроков деятельности детей. «Прививка эстетической культуры» – продукт и уроков, и среды обитания в интернате, и собственно эстетических занятий, и посещения художественных учреждений, и природа.

Организуются: посещения театров, художественных музеев, выставок, кинотеатров; творческие кружки и клубы, кружки жестового пения, российские и международные конкурсы жестового пения, конкурс чтецов, кружки хорового пения (в школе 2-го вида), тематические прогулки, временные творческие группы по интересам, занятия по изобразительной деятельности, выставки рисунков, детские спектакли, изготовление елочных игрушек, костюмов и другой атрибутики к детским праздникам, творческие домашние задания, заочная экскурсия по музеям, выпуск газеты или альбома, выставки достижений творческой деятельности детей, оформительская работа по школе.

Коррекционная направленность эстетического воспитания заключается:

- в преодолении обедненности эмоционально-эстетического опыта глухих учащихся на основе обогащения эстетических впечатлений, приобщения к чтению;

- пополнение речевых средств выражения эстетических оценок и суждений;

- соединение восприятия внешней стороны эстетического объекта с осознанием его глубинного нравственного смысла;

- формирование навыков творческой деятельности на основе коррекционного развития слаборазвитых процессов творческого и воссоздающего воображения, творческости мышления.

Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и физкультурной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, гигиенических навыков и здорового образа жизни. Основной объем физического воспитания реализуется в учебном процессе. Однако, как ни в одном виде воспитания физическое воспитание во внеклассной работе является не вспомогательным дополнением к учебным нагрузкам, а не менее важным по масштабам процессом коррекционного воздействия. К компонентам содержания физического воспитания неслышащих во внеклассное время относятся: углубление и расширение знаний в области здоровья, гигиены, спорта; формирование привычки к здоровому образу жизни и ценностного отношения к нему; развитие основных двигательных качеств; закаливание.

Организуются: пешеходные прогулки, игры на свежем воздухе, коллективные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-поединки, командные игры, спортивные соревнования, занятия по развитию мелкой моторики, физкультминутки, спортивные кружки и секции, участие в школьных, всероссийских и международных сурдолимпиадах, профилактические акции: неделя «Нет наркотикам», «Суд над табаком», «Я выбираю жизнь» и т.п.

Коррекционная направленность физического воспитания включает в себя: преодоление гиподинамии, развитие координации, равновесия, точности и объемности мелкой моторики, работоспособности, сохранение здоровья глухих детей (большинство из которых перенесло заболевания) через охранительно-оздоровительный режим, медосмотры и консультации по заболеваниям слухового анализатора, в том числе выработка показаний по применению слуховых аппаратов.

Умственное воспитание –формирование культуры умственного труда, развитие познавательных способностей и качеств ума (силы, скорости, точности, системности, многосторонности и др.). Приоритетное место в умственном воспитании занимает, конечно же, учебная деятельность, накопление на уроках знаний во всем многообразии их качеств: полноты, глубины, оперативности, гибкости, обобщенности, систематичности и системности, осознанности [99; с. 285]. В процессе же внеклассной работы умственное развитие, освоение способов умственной деятельности, совершествование высших познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) углубляется, и дополнительно – через занимательные формы – мотивируется.

Организуются: внеклассное чтение, клубы и кружки по предметным интересам, конкурсы знатоков, «Умники и умницы», «Что, где, когда»; занимательные викторины, праздники-спектакли («Занимательная грамматика»), устные журналы «Хочу все знать», познавательные информации и устные сообщения воспитанников на основе материалов газет и журналов; занятия на тему «Как читать газеты и журналы», занимательные упражнения для активизации мышления и познавательной деятельности, сенсорных эталонов: ребусы, упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, конструирование LEGO (образовательная линия), конкурс кроссвордов.

Коррекция умственной деятельности идет в неразрывнейшей связи с развитием инициативной речи, обогащением фонда слов-понятий, развитием языковой способности, углублением понимания связной письменной речи. Именно целенаправленное умственное развитие способствует преодолению диспропорций в мышлении глухих учащихся.

Гражданское воспитание – система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых человеку как члену государства. Ведущая цель гражданского воспитания – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически деспособным [66].

Содержательные линии гражданского воспитания.

- Воспитание общественно - политической культуры, предполагающей формирование знаний о властных структурах общества, понимание и принятие идеи государственности, накопление опыта гражданского действия, общественной активности.

Организуются: информационные занятия о событиях в стране, мире, школе, городе; ученический Совет школы, конференция «Свободный микрофон», День самоуправления, участие в молодежных движениях, акциях и организациях.

- Воспитание правовой культуры, которая подразумевает владение знаниями о правовой системе и о правовых нормах страны, стремление быть законопослушным гражданином, приобретение личного опыта правосообразного поведения.

Организуются: приучение к режиму школы, посты порядка, дежурства по школе, встречи с работниками юстиции и милиции, обществоведческие экскурсии, всероссийские, городские олимпиады по избирательному праву и граждановедению, клуб «Правовед», турнир знатоков права, «Правовая Ассамблея сказочных героев», круглый стол «Желаю и обязан», ролевые игры по решению правовых задач.

 

- Воспитание патриотизма – любви к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Патриотизм – это осознание обязанности перед отечеством и добродетель нравственно воспитанного человека.

Организуются: краеведческие кружки, музей истории школы, заочная игра-экскурсия «Путешествие по родному городу», конкурс чтецов на патриотическую тему, акции Памяти, «Ветеран», конкурс рисунков ко дню Победы, Праздник защитника отечества, коллекции изделий народных промыслов, выставка фото «Архитектура родного города», уголки национальной культуры; конференция «Наши семейные традиции».

- Воспитание культуры межнациональных отношений, основанной на важном качестве современного человека, живущего в условиях многокультурного и многополярного мира – толерантности, т.е. терпимости, принятия и уважения к культурным и национальным отличиям.

Организуются:знакомство с национальными традициями семей учащихся (уголки, выставки, недели), клуб интернационалистов, международный клуб, занятия по изготовлению кукол разных стран, по моделированию жилищ разных стран, лепка животных разных стран, переписка со школой-побратимом.

Коррекционный потенциал целенаправленного гражданского воспитания ориентирован:

- на преодоление социальной изоляции неслышащих, отчужденности от общественной жизни страны;

- на развитие и приучение к самостоятельной ориентировке в социальном пространстве;

- на осмысление социальных гарантий и льгот инвалидам по слуху, деятельности органов соцзащиты, функций ВОГ;

- на развитие речи в процессе бесед, лекций, встреч, накопление фонда слов-понятий правового, общественно-политического характера;

- профилактика социального иждивенчества, преодоление социальной пассивности.

Экологическое воспитание – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности за состояние окружающей среды, осознание необходимости заботы о ней во всех видах деятельности. В целом содержанием экологического воспитания является передача экологических знаний и трансформация их через активную природоохранную деятельность в ценностное отношение к природе и ответственности за экологическую чистоту среды обитания. Основными содержательными линиями формирования экологического сознания выступают: оптимизация взаимоотношений в системе «общество-природа»; усвоение ребенком экологической культуры эпохи; осознание своего места в системе «Я-окружающий мир»; эстетическое освоение природных объектов. Содержательными компонентами экологической деятельности выступают: все виды доступной по возрасту природосозидающей деятельности; практическая деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов; общение с природой; экспериментирование с объектами природы, не носящее деструктивный характер. Суммирующим итогом экологизации сознания и деятельности выступает экологическая личность [109].

Организуются: природоведческие экскурсии, экологическая тропа, клуб «Любители природы», кружок «Юный эколог», занятие по экологическому просвещению, уголки (комната) живой природы, огород, экологические праздники (День Земли, Коляда), экологические (природоохранные) акции, выставки «Природа и фантазия», походы в естественно-научные музеи (геологический, зоологический, планетарий), участие в зеленом движении.

Коррекционный потенциал экологического воспитания ориентирован на:

- речевое развитие через формирование экологического словаря;

- расширение возможностей детей в освоении среды обитания в процессе и на основе эмоционально-чувственного восприятия природы, от которой дети отчуждены из-за интернатных условий существования;

- накопление опыта социально направленной деятельности в процессе природоохранных дел;

- природосозидающая деятельность есть мощный источник наполнения предметно-эмпирическим содержанием теоретических знаний по географии, биологии, физике;

- общение с природой (наблюдение, экспериментирование, охранные действия);

- экологическая деятельность способствует снятию тревожности, имеют психотерапевтический эффект.

Трудовое воспитание –это система формирования ценностного отношения к труду и трудовых качеств; трудовое воспитание выступает в тесном единстве и взаимодействии с трудовым и профессиональным обучением. На специальных уроках труда учащиеся получают умения и навыки по техническому (мальчики) и обслуживающему (девочки) труду, начальную профессиональную подготовку по определенной специальности. В сферу же действия внеклассной воспитательной работы входят режимная организация бытового труда, подкрепленная внеклассными занятиями по самообслуживанию и домоводству, а также организация общественно полезного труда в виде самых разнообразных трудовых дел на благо школы и общества. В процессе бытового и общественно полезного труда у учащихся развиваются и закрепляются общетрудовые умения и закладывается культура труда; ими осознается нравственный смысл труда; формируются трудовые качества работника: трудолюбие, предприимчивость, организованность, настойчивость, умение сотрудничать, бережливость и т.д.

Организуются: праздники труда, трудовые утренники, соревнования мастеров, ремонтные бригады, выставки изделий, недели трудовых дел, праздники-соревнования «Трудовая семья», конкурсы умельцев, собственно трудовое дело (уборка двора, улицы, уход за растениями, уборка помещения, дежурства, ремонт, самообслуживание), недели техники и труда, технические турниры, демонстрации моделей одежды, сшитой учащимися, кружки творческо-трудового профиля (рукодельница, мягкая игрушка, резьба по дереву, макроме, камнерезное дело).

Значителен коррекционный потенциал трудового воспитания. В особо благоприятных условиях трудовой деятельности (немедленного соединения действия и слова) идет интенсивное накопление и уточнение словаря, совершенствуются навыки чтения и понимания инструкций. Осуществляется коррекция недостатков физического развития: развитие мелкой моторики, точности движений, совершенствуются навыки сохранения статического и динамического равновесия. Корригируются недостатки умственного развития: обогащается опыт внутреннего плана действий при планировании, идет развитие форм пространственного и визуального мышления (вправо-влево, больше-меньше и пр.), совершенствуются логические операции классификации, сравнения, обобщения.

Профориентация – помощь учащимся в выборе профессии с учетом интересов личности, ограничений по дефекту слуха, а также с учетом потребностей рынка труда. Профориентация – важнейший участок работы педагогов по формированию реалистичных и жизненных перспектив и зрелого самоопределения неслышащих учащихся. Как и в массовой школе, система профориентации включает в себя профессиональное просвещение (ознакомление с миром профессий); профессиональную диагностику (изучение физических и личностных качеств учащегося с целью определения его направленности на тот или иной тип профессий и пригодности к нему); профессиональную консультацию (выработку индивидуальных рекомендаций в выборе специальности, помощь в профессиональном самоопределении).

Организуются: тематические стенды (профессии наших родителей), профориентированные экскурсии, беседы, игры, профдиагностика-тестирование, знакомство с трудовой деятельностью выдающихся глухих лиц, диспут «Защита профессии», трудовые праздники, опросы и анкетирование родителей и учеников, профориентационные викторины, профориентационные игры (Цепочка профессий, Кто есть кто и др), встречи с представителями ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, предприятий, посещение предприятий, дней открытых дверей в ССУЗах и ВУЗах.

Коррекционная направленность процесса профориентации: учитываются медицинские ограничения по профпригодности (список из 298 профессий, разрешенных для лиц с ограничениями слуха); учитывается реальный уровень речевого развития и устно-речевых умений при выработке рекомендаций по выбору типа послешкольного образовательного учреждения (ПТУ, ССУЗ, ВУЗ). Глухие выпускники осознают и переживают свой низкий уровень речевой компетентности как стартовую данность. Отсюда необходимым компонентом всех профориентационных мероприятий должна быть психологическая помощь в формировании оптимизма, конструктивных жизненных перспектив.

Вопросы и задания

1. Обозначьте три уровня осуществления воспитательного процесса. В чем их психологическая сущность?

2. Раскройте направления гражданского воспитания. Приведите примеры воспитательных дел по выделенным направлениям.

3. Раскройте направления нравственного воспитания. Приведите примеры воспитательных дел по выделенным направлениям.

4. Ознакомьтесь с планом воспитательной работы воспитателя интерната. На примере нескольких (по Вашему выбору) воспитательных дел выявите их коррекционный потенциал.

5. Каковы организационные и материально-технические возможности школы-интерната в осуществлении эстетического воспитания?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.063 с.)