Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей с нарушениями слуха

Поиск

 

В основе организации современного коррекционно-образовательного процесса в специальной школе лежит понятие «компенсация». Специальное обучение и воспитание являются компенсирующе направленными.

Термин «компенсация» произошел от латинского сompensare –возмещать, уравновешивать. Компенсация – это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций. В процессе компенсации выделяют две составляющие: психофизиологическую и социально-психологическую.

Психофизиологическая компенсация связана с внутренней перестройкой и мобилизацией функциональных систем организма как биологической системы. Она предполагает внутрисистемное использование сохранных элементов пострадавшей функции (например, развитие остаточного слуха) или межсистемную мобилизацию, включение в работу других сохранных структур, которые начинают выполнять ранее им несвойственные функции (например, для глухого важным дистантным анализатором становятся вибрационные ощущения, функции которых в норме носят вспомогательный характер; для слепоглухих ведущими дистантными анализатороми становятся вибрационные ощущения, обоняние).

В теории компенсации в отношении психофизиологической составляющей долгое время разрабатывался биологизаторский подход – учение о «викариате ощущений» (И. А. Шаповал), согласно которому выпадение одного анализатора ведет автоматически к изощренности работы сохранных анализаторов за счет перераспределения энергии, «энергетического фонда». Согласно этому учению глухой лучше, зорче, чем слышащие, видит, а скажем, слепой – соответственно лучше, тоньше зрячих слышит. Уже во второй половине ХХ века отечественными исследователями психического развития детей с анализаторными нарушениями, в том числе глухих (И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова, В. И. Лубовский) вслед за Л. С Выготским был экспериментально доказан и теоретически сформулирован тезис о том, что нарушение одного анализатора не приносит «выгоду» сохранным анализаторам (так, например, вибрационную чувствительность у глухих детей, тактильные ощущения у слепых надо целенаправленно развивать для того, чтобы эти анализаторные системы могли выполнять познавательную функцию).

Психологическая составляющая компенсации связана с социально-личностным уровнем развития, социальной адаптацией лица с отклонениями в развитии. Психологический уровень компенсации основан на работе защитных механизмов личности и копинг-стратегий поведения. Копинг – это деятельность лица по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами (И. А. Шаповал). Личностная компенсация осуществляется как единство биологического и социального, в котором социальное играет ведущую роль в активизации резервных сил организма и личности.

Значительный вклад в понимание процессов психологической компенсации внесла теория Альфреда Адлера, австрийского психиатра и психолога (1870-1937), к которой в целом положительно относился Л. С. Выготский.

В основе теории А. Адлера лежат идеи Ф. Ницше о стремлении человека к превосходству и преодолении болезненных симптомов. Человек изначально имеет так называемые базовые чувства. Первое – чувство общности с другими, с группой. Оно определяет стиль жизни. Второе базовое чувство – это комплекс неполноценности. Человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает «это вездесущее чувство неполноценности», которое усиливается при дефекте. Самоощущение неполноценности является стимулом, толчком к развитию психики на основе преодоления комплекса неполноценности, поэтому переживание малоценности – не только минус, но и плюс. Третье базовое свойство личности – вечное стремление человека к соревновательному превосходству, желание быть лучше, успешнее других. Оно обеспечивает путь к преодолениюкомплексов и проблем в развитии. Итак, чувство общности определяет стиль жизни, а второе и третье – являются носителями энергии, необходимой для развития личности, ее мотиваторами.

Как указывал А. Адлер, «можно вывести основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации» [1; с. 22]. По А. Адлеру процесс развития ребенка с дефектом – это процесс, направленный на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. В попытках преодолеть дефект человек строит жизненное целеполагание. Если эти цели реалистичны – личность развивается нормально, если нет – становится невротичной и асоциальной. Таким образом, процесс компенсации имеет континиум: один полюс – сверхкомпенсация, другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь.

Повторим, что Л. С. Выготский, несмотря на весьма аксиоматичные представления А. Адлера о базовых качествах человека, считал возможным опереться на его теорию компенсации в организации компенсирующе направленного коррекционного процесса, поскольку идея компенсации, по его мнению, ценна тем, что «оценивает страдание не само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» [18; с. 42].

А. Адлер на основании различных сочетаний базовых качеств лица с отклонениями в развитии, выделил четыре вида компенсации: полная, неполная, сверкомпенсация, мнимая. Охарактеризуем их на примере развития лица с нарушением слуха.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект слуха осознается как своя индивидульность; стремление к превосходству выражено в прагматическом виде – стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Он не стремится к превосходству, его достижение – быть не хуже большинства. Глухой овладевает вербальными средствами коммуникации, чтобы включиться в разнообразную и социально полезную деятельность. Одновременно такой глухой гармонично идентифицирует себя с сурдостатусом, интегрируется в соответствии и адекватно ситуации либо в общество слышащих, либо в субкультуру глухих Он самостоятельно обеспечивает себя на основе профессиональной деятельности, строит семью, водит машину, занимается спортом и т.д. О многочисленных житейских и поучительных биографиях глухих, ведущих самостоятельный и независимый образ жизни, можно узнать из материалов российского журнала для глухих «В едином строю». Вот как описывается в этом журнале стиль жизни глухого водителя автобуса из Финляндии: «В 23 года Паули вместе с группой инвалидов по слуху добивается разрешения в порядке исключения посещать курсы обучения на водителей автобусов... И вот уже четвертый год Паули возит пассажиров в различные города своей страны... за рубеж... – А как ты общаешься со своими пассажирами? –спрашивали мы его. – Ноу проблем! По губам, по карте, письменно. У меня есть специальный значок о том, что я не слышу...» [из журнала «В едином строю». – 2001. – № 11].

Неполная компенсация происходит чаще всего в случае неразвитого (невоспитанного) чувства общности ни с сурдокультурой, ни со слышащим большинством, а осознание дефекта слуха приобретает характер комплекса неполноценности; стиль жизни отличается депрессивными тенденциями, коммуникативной тревожностью, напряженностью, неуверенностью в себе, несмотря на то, что при этом глухой человек имеет профессию, обеспечивая самостоятельно свою жизнедеятельность, ведет нормативный образ жизни. Примерно так описывают глухого, неполно скомпенсированного в этой жизни, неслышащие ученые-исследователи В. З. Базоев и В. А. Паленный: «Глухой одинок в толпе, он находится за барьером тишины и наблюдает за окружающим, как сквозь стекло... Со слышащими... меня часто охватывает страх: а вдруг тебя не поймут... Знакомиться с новыми людьми не могу, испытываю комплекс, теряюсь при вопросе: а почему говоришь с акцентом?» [8; с. 504].

Сверхкомпенсация: этот тип компенсации избирает глухой с развитым чувством общности и выраженным стремлением к превосходству, к высоким планкам, не уступающим планкам успеха слышащего большинства; несмотря на дефект слуха, он желает самореализоваться и находит выход в творческой деятельности. История знает немало неслышащих людей, избравших данный стиль жизни. Это композитор Л. Бетховен, художник Ф. Гойя, скульптор В. И. Мухина, актер А. А. Остужев, ученый К. Э. Циолковский, астроном Дж. Гудрайк, кандидат педагогических наук И. Цукерман, доктор исторических наук М. Диманис, кандидат технических наук Д. Сметанин и др.

В своем знаменитом свидетельстве К. Э. Циолковский раскрыл психологическое содержание явления сверхкомпенсации: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» [Цит. по: Жизнь глухих. – 1967. – № 1. – С. 11.].

Мнимая компенсация. Это бегство в болезнь, которое воплощено в двух формах. Первая – особая ипохондрическая реакция типа аноми. (смирение перед особо тяжелой болезнью, глубоким дефектом; потеря перспективы; отгороженность или равнодушие). Вторая форма мнимой компенсации – стремление и умение найти социальную выгоду от дефекта. Психологической базой мнимой компенсации является неразвитое чувство общности с миром, эгоизм; острое или сосредоточенное переживание дефекта в сочетании с отсутствием стремления к успеху и/или к превосходству. Примером могут служить взрослые неработающие глухие, живущие на пенсию или в семье, на иждивении родителей, родственников.

Если говорить о психологическом содержании цели воспитания в школе для глухих и слабослышащих, то ориентиром в постановке этой цели может плодотворно служить описанная выше теория компенсации: педагогический коллектив должен подготовить выпускника к самостоятельной жизнедеятельности на уровне полной компенсации и сверхкомпенсации и предупредить формирование личности неслышащего по типу неполной и мнимой компенсации.

Вопросы и задания

1. Раскройте на психофизиологическом и социально-психологи-ческом уровне понятие «компенсация».

2. Каковы психологические механизмы полной компенсации? Приведите примеры данной модели поведения из жизни лиц с отклонениями в развитии.

3. Каковы психологические механизмы сверхкомпенсации? Приведите примеры данной модели поведения из жизни лиц с отклонениями в развитии.

4. Исходя из теории компенсации сформулируйте психологические цели воспитания детей с нарушениями слуха.

5. На педагогической практике в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, используя метод наблюдения, выявите детей, копинг-стратегия поведения которых соответствует таким типам компенсации, как неполная компенсация, мнимая компенсация, сверхкомпенсация, полная компенсация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.82 (0.008 с.)