Классификация методов воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов воспитания



Направленность на сферу личности Способ воздействия Состав методов
Методы формирования сознания: знаний, ценностей, взглядов, убеждений Информирование и интериоризация словесной информации Словесные методы: рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, диспут
Предъявление и обсуждение образца (нравственного, эстетического, поведенческого и т.п.) с опорой на свойство личности к подражанию Пример: непосредственно личный воспитателя или сверстника, литературно-художественный, опосредованный СМИ (популярное лицо); знаковая фигура спорта, музыки, культуры
Суггестия. Воздействие на личность с помощью эмоционально-иррациональных приемов Внушение: воздействие при помощи слова на фоне совместных переживаний, организуемых с помощью музыки, визуальной среды, художественных образов
Арттерапия – последовательное изменение аффективного состояния от отрицательного к положительному через творческую деятельность Рисуночная терапия, библиотерапия, драмотерапия, музыкотерапия
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Организация личностно развивающей деятельности Педагогическое требование, общественное мнение (групповое требование), воспитывающие ситуации в процессе организованных видов деятельности; игра.
Превращение повторяющихся действий в привычные формы поведения Упражнение, приучение
Направленное изменение и формирование психологических феноменов и стратегий поведения личности и группы   Тренинги    
Методы стимулирования поведения и деятельности Побуждение или торможение поступка, отношения, взгляда на основе вызывания переживания и самооценки Поощрение, наказание
Мониторинг качеств и состояний личности (психолого-социально-педагогическая диагностика: исходная, текущая, итоговая) Наблюдение, опросные методы, тестирование, проективные методы, изучение продуктов деятельности

.

Арттерапия – освобождение от аффективного напряжения через символическую творческую деятельность как форму выражения внутренних переживаний: через рисование («Мои страхи»), через работу с цветом, красками, психодраму. Показано для детей с трудностями эмоционального развития, негативной искаженной самооценкой.

Педагогическое требование – предъявление прямого (приказание, указания, инструкция) и косвенного (просьба, совет, намек) требования, ясная постановка задачи по выполнению определенных норм поведения, деятельности.

Общественное мнение – выражение группового требования к личности.

Игра – важнейший для младшего возраста способ овладения социальными ролями, социальными нормами, правилами поведения, приобретения опыта общения и сотрудничества.

Воспитывающие ситуации – специально организуемые педагогами условия воспитания социально значимых качеств личности: участие в акциях милосердия, экологических, гражданских, трудовых, общественно значимых делах, коллективном деле, шефства и помощи товарищу и т.д. Результатом систематически и правильно организуемых воспитательных ситуаций должны стать убеждение и поступок.

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Речь идет о культуре поведения, самоорганизации, санитарно-гигиенических навыках. Результатом упражнения является привычка – автоматизированное действие, которое стало потребностью.

Приучение – прием упражнения, предполагающий показ образца поведения, его сопряженное а затем самостоятельное выполнение и закрепление под контролем педагога.

Тренинг – психологическая техника «преднамеренного изменения» психологических феноменов и стратегий поведения личности, группы, организации. Виды тренингов: тренинг сензитивности, предполагающий развитие социальной перцепции; тренинг креативности, ориентированный на формирование беглости, гибкости мышления, способности к разрешению проблемных социальных задач и ситуаций; тренинг общения, формирующий коммуникативную компетентность. В тренингах используются в основном психологические методы: ролевые игры, психодрама, техники релаксации, психогимнастические упражнения.

Поощрение – выражение положительной оценки, моральная санкция, подкрепляющая деятельность и поведение ребенка. Признание заслуг вызывает положительные эмоции, уверенность в себе. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение.

Наказание – выражение отрицательной оценки действий и поступков. Проблема применения наказания как метода воспитания является остро дискуссионной. Есть педагоги, которые принципиально отрицают его, другие – допускают в известных моральных границах. Формами наказания, не унижающими личность, являются: словесное порицание, разбор поступка, выговор, ограничение действий, отмена привилегий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.004 с.)