Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание учащихся с нарушениями слуха как общественное явление и педагогический процесс↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Воспитание слепого и глухого принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Л. С. Выготский [19; с.10]
Теория компенсации как психологическая основа Коррекционно-воспитательного процесса в школе Современные цель, задачи и принципы воспитания Учащихся с нарушениями слуха Воспитание – в широком смысле – целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, выступающей как совокупность влияний, взаимоотношений, взаимодействий людей в разных сферах жизни (в семье, в системе образования, в различных социальных группах, объединениях). В узкопедагогическом значении воспитание – это специальная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы [68; c. 66]. Принципы воспитания Принцип воспитания –основополагающее требование к воспитанию, это ведущая идея, определяющая действие педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям и т.д. Принципы связывают теорию с практикой. Так как принципы – самостоятельная методологическая категория, их система создает основу конкретной педагогической концепции воспитания, принятой в обществе [68; с. 90-91]. В отечественной школе и педагогике в настоящее время происходит переход от авторитарной к новой концепции воспитания: к гуманистическому, личностно направленному воспитанию. Гуманистическая традиция в педагогике корнями уходит в истоки общечеловеческой культуры: о том, что «мера всех вещей – человек» говорили еще Протагор, Аристотель, Сократ, Сенека, Т. Мор, Ф. Рабле, Г. Х. Честертон. Эту концепцию собственно в педагогике за рубежом основали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Р. Штайнер, К. Роджерс и др. Предпосылки гуманистической педагогики заложили в России К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили, представители педагогики сотрудничества. На новый поворот нацеливают и документы ООН: Декларация о правах человека – 1948 г., Конвенция о правах ребенка (статья 23, посвященная правам детей с ограниченными возможностями) – 1989 г., Декларация о правах инвалидов – 1975 г. Наша страна присоединилась к международным правовым тенденциям постановлением правительства РФ от 1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-ые годы». Сурдопедагогика – одна из первых отраслей специального образования, которая живо откликнулась на появившиеся в 1990-е годы новые парадигмы общественного сознания: гуманистическую и демократическую. Именно в эти годы появилась и укрепилась социокультурная концепция глухоты, ориентированная на ценностное отношение к своеобразию потребностей глухих, инициировавшая право сурдоменьшинства на собственный язык и собственную культуру. Именно в эти годы методологически и методически оформляется новое направление в воспитании глухих – целенаправленная социализация и углубленная социально-бытовая ориентировка будущего члена общества. Появились альтернативные подходы к обучению языку, где центр тяжести сместился в сторону интересов личности, природосообразности применяемых педагогический воздействий (билингвизм), более точного соответствия возрастным особенностям и возможностям глухого ребенка (ранняя педагогическая помощь). Проявляя сдержанный оптимизм, отметим, что и в области воспитательного процесса намечаются новые тенденции, суть которых – обновление традиционных форм воспитательной работы, появление новых технологий и моделей воспитания, о которых мы будем говорить ниже. Современный воспитательный процесс в школе для глухих и слабослышащих реализуется на основе комплекса воспитательных принципов, в ряду которых большинство составляют общепедагогические принципы и определенную часть составляют специфические принципы. Общепедагогические принципы. Выделяют три группы общепедагогических принципов: - содержательно-целевые или ценностно-содержательные определяют требования к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему: ▪ гуманистическая направленность на развитие личности; ▪ направленность на освоение культуры и ценностей общества; ▪ направленность на освоение норм поведения; ▪ связь с жизнью и трудом. - собственно педагогические или методические, технологические постулаты педагогического взаимодействия: ▪ воспитание в деятельности; ▪ опора на активность личности; ▪ воспитание в коллективе и через коллектив; ▪ сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитуемых; ▪ уважение в сочетании с требовательностью; ▪ опора на положительные качества. - социопсихологические определяют требованияк условиям воспитания: ▪ учёт возрастных и индивидуальных особенностей; ▪ единство требований семьи, школы и общественности. Специфические принципы воспитания. К специфическим принципам воспитания относятся: коррекционная направленность процесса воспитания; принцип активизации речевого общения. Не трудно заметить, что они перекликаются с соответствующими принципами обучения в школе для детей с недостатками слуха, что свидетельствует о единстве и взаимодействии двух процессов – обучения и воспитания. Принцип коррекционной направленности процесса воспитания предполагает учет, преодоление или снижение личностных последствий глухоты и интернатных условий жизнедеятельности в процессе организации воспитательных мероприятий, организации жизнедеятельности детей, в процессе неформального общения. Обозначим возможные пути реализации данного принципа. - Мониторинг индивидуальных особенностей развития личности, систематическое заполнение карты изучения ученика; выявление на основе социально-психологической диагностики актуальных проблем и отклонений в личностном развитии и на основе этого – постановка индивидуальных корригирующих задач воспитания. - Любое воспитательное мероприятие должно быть ориентировано на решение не только сугубо воспитательных, но и коррекционных задач. Например, при организации выставки «Национальные традиции моего города» ставится собственно воспитательная цель: привитие патриотического отношения и любви к малой Родине. Учитывая трудности становления сложных и абстрактных нравственных понятий у глухого, воспитатель ставит коррекционную задачу: целенаправленно формировать понятия «патриотизм», «интернационализм» в процессе совместного с детьми приготовления и анализа поделок, фото, рисунков данной выставки, демонстрации выставочных продуктов учащимися школы. - Проведение силами воспитателей специальных коррекционно-ориентированных занятий по развитию памяти, внимания, мышления, речевому развитию. - В целях преодоления социальной депривации школа устраивает интегрированные мероприятия: участие в гражданских, культурных, экологических, волонтерских и т.п. акциях района, города, области. - В процессе неформального общения, учитывая трудности глухих в понимании социально-нравственного смысла событий, ситуаций, поступков, высоких и тонких эмоций и чувств, должна быть заметно увеличена нравоучительная составляющая воспитательных воздействий: воспитатель более подробно и прописанно, чем в массовой школе, комментирует происходящее, объясняет, дает советы. - В целях предупреждения комплекса неполноценности у детей целенаправленно формируются оптимизм, положительные жизненные перспективы. Особое значение этому направлению коррекционного воспитания придавал Л. С. Выготский, который обвинял специальную педагогику в том, что «мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья» [19; с. 86]. - В целях предупреждения недостатков в межличностных отношениях (стихийно возникающих в коллективе глухих по причине недостаточного развития их социального интеллекта, неадекватности само и взаимооценок и т.д.) воспитатели и психологи обязаны систематически проводить социометрические замеры коллективной жизни детей, руководить системой взаимоотношений, проводить личностные тренинги и т.п. - Практикам хорошо известно, что в условиях интернатного существования глухие отличаются пассивностью, неинициативностью, слабой достижительностью. В целях преодоления этого состояния в воспитательном процессе должна быть с особой силой представлена фасилитирующая составляющая. Фасилитация – стимулирующая поддержка воспитанника, специальная мотивация к действию. - Монотонная, однообразная среда интерната в сочетании со слабым развитием у глухих психического процесса воображения не создает условий для стихийного развития творческости и творческой индивидуальности, значимо важной для жизненного успеха будущего члена общества. Необходимы специальные технологии формирования творческой индивидуальности (в кружках, работе с книгой, в семье, в театральной и изодеятельности и т.д.) Принцип активизации речевого общения во внеурочное время регулирует речевое поведение воспитанников и воспитателей в процессе общения и взаимодействия. Его реализация идет по следующим направлениям. - Целенаправленное продолжение слухоречевого режима, организуемого ранее в процессе обучения, на уроках: воспитатели должны общаться в устно-дактильной форме, воспитанники побуждаются к слухозрительному восприятию речи и говорению. В отличие от урочного пространства в интернате разрешено и тем, и другим пользоваться жестовой речью, но в крайнем случае: если сложная ситуация не «разруливается» словесно. Эта неизбежная реальность: жест – наиболее комфортная форма общения для неслышащих. По сути дела это официально признанная «полиглоссия», тотальная коммуникация, обслуживающая неформальное общение. Разрешение жестового общения – психологически целительная позиция: нельзя лишать глухого природосообразного языка, нельзя превращать школу в инквизицию, о которой говорят выпускники оральных школ. - Несмотря на разрешенную в исключительных случаях полиглоссию, принцип речевого императива требует от воспитателя обязательного побуждения воспитанника к использованию словесной речи: развития умения отвечать на вопросы, понимать инструкции, самим формулировать вопрос, просьбу, выразить мысль и т.д. Воспитательный процесс – это непрерывная цепь естественных и жизненно значимых коммуникативных ситуаций, истинно плодородная почва для совершенствования и закрепления речевых умений. Как подчеркивал Л. С. Выготский,«научиться речи вне общественной жизни так же нельзя, как нельзя, стоя на берегу, научиться плавать» [19; с. 165]. - Воспитатель корректирует произношение воспитанника, следит за правильностью грамматического оформления речи. Для этого он должен быть осведомлен о программных требованиях к произношению. Вопросы и задания 1. Согласны ли Вы с утверждением, что цель воспитания в школе для детей с нарушениями слуха не должна отличаться от цели воспитания детей в массовой школе? Свой ответ аргументируйте. 2. Покажите на примере урока по общеобразовательному предмету (на Ваш выбор), как сурдопедагог реализует общепедагогические задачи воспитания глухих учащихся. 3. Приведите конкретные примеры реализации в условиях школы-интерната 1 или 2 вида одного из общепедагогических принципов воспитания: ценностно-содержательного, собственно педагогического, социо-психологического. 4. Раскройте содержание специфических принципов воспитания детей с недостатками слуха. 5. Покажите на примере, каким образом специфические принципы воспитания регулируют и организуют деятельность воспитателя? Методы воспитания Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания [68; с. 128]. Из такого определения, принятого в современной общей педагогике, следует гуманистическое понимание процесса воспитания, в котором действуют субъект-субъектные отношения воспитателя и воспитанника, особенно отчетливо проявляющиеся именно в процессе неформальной воспитательной работы. К стратегиям педагогически организованных межличностных взаимодействий Е. В. Коротаева относит сотрудничество, компромиссное взаимодействие, пассивное принятие, одностороннее противодействие, одностороннее воздействие, противоборство [46; с. 94]. Пользуясь всей полифонией современных методов воспитания и стратегий взаимодействия, квалифицированный воспитатель должен стремиться к восхождению на уровень сотрудничества с воспитанником. В современной общей педагогике принята классификация методов воспитания, предложенная Ю. К. Бабанским. В ее основу положен критерий направленности на определенную сферу личности. Представим классификатор методов воспитания в табл. 26. Кратко напомним суть современных методов воспитания. Беседа – вопросно-ответный метод, предполагающий обсуждение проблем бытия, культуры, текущих вопросов жизнедеятельности на основе интеллектуальной и эмоциональной активности воспитанников. Дискуссия – совместное обсуждение какой-либо проблемы, помогающее выработать общее решение. Диспут – столкновение мнений, результатом которого должно быть не обязательное общее решение, а самостоятельное размышление и выбор. Лекция – монологическое систематизированное изложение социально-культурной проблемы, темы. Рассказ – монологическое изложение информации по различной тематике, включающее выраженный художественно-эмоциональный компонент. Объяснение – в воспитательной практике это нравоучение, разъясняющий комментарий к требованию общества, правилу поведения, нравственному смыслу ситуации. Пример – - непосредственный: демонстрация образца поведения педагога, старшего, сверстника, родителей; - опосредованный: в виде самостоятельного восприятия или совместно с воспитателем обсуждения личностных образцов, физически отчужденных от собственного опыта учащегося: литературно-художественных персонажей, опосредованных СМИ популярных лиц, знаковых фигур спорта, музыки, культуры. Внушение – суггестивное воздействие на личность при условии доверия к педагогу с помощью эмоциональных и иррациональных приемов. Используется словесное внушение на фоне создания совместных направленных переживаний с помощью музыки, визуальной среды, художественных образов.
Таблица 26 В школе 1 и 2 вида Своеобразие сурдопедагогической аранжировки форм воспитательной работы с неслышащими детьми сосредотачивается в основном в задачеполагании и в некоторых особенностях организации деятельности детей. Задача воспитательного дела в школе для неслышащих всегда должна быть дихотомичной, т.е. включать основную – собственно воспитательную задачу и задачу коррекционно-развивающую. Ведущая (основная) задача воспитательного дела соответствует основной деятельности, организуемой в его рамках. Познавательное дело нацелено на расширение кругозора, углубление предметных знаний, формирование материалистического мировоззрения. Трудовое дело направлено на воспитание ценностного отношения к труду, формирование трудовых качеств личности (трудолюбия, организованности, настойчивости). Эстетические дела ориентированы на воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного, эстетических знаний, вкусов, чувств, творческости. Задача физкультурно-оздорови-тельных дел состоит в укреплении здоровья, развитии физических качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни. Ценностно-ориентационные формы воспитательной работы призваны формировать нравственное сознание учащихся, их моральные качества, активную общественную позицию, формировать социализированность учащихся. Специфическая коррекционно-развивающая задача предполагает учет структуры дефекта: профилактику и преодоление вторичных дефектов развития учащегося. В познавательных делах специфической задачей будет развитие словесно-логического мышления в целях преодоления диспропорций в мышлении (длительного преобладания наглядных форм мышления); в трудовых делах – развитие работоспособности, координации движений, мелкой моторики, часто отстающих у глухих, совершенствование качеств внимания (концентрации, переключаемости), технического и пространственного воображения; в эстетических делах – обогащение обедненной эмоциональной сферы, расширение ограниченного чувственно-эмоционального опыта, формирование слаборазвитых у глухих процессов воображения и творческости мышления; развитие всей сенсорной сферы; физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на восстанавливающее развитие нарушенных координации и равновесия, физических качеств, выносливости; ценностно ориентационные дела нацелены на ликвидацию последствий социально-коммуникативной депривации: на расширение ограниченного жизненного опыта, на повышение социализированности, на активизацию процесса самоидентификации во имя сознательного выбора своего социального статуса, на формирование особо сложных нравственных, правовых, экологических, идейно-политических понятий. Специфика собственно организации деятельности детей во всех формах воспитательной работы предполагает следующее. - Обеспечение в процессе воспитательного дела заданного в сурдошколе слухоречевого режима: воспитатель должен сделать ведущим средством общения слухозрительное восприятие речи и говорение, а также дактилологию; вместе с тем, в настоящее время в школе 1 вида принято возможным именно в неформальном общении применять жестовую речь как вспомогательное средство. - Несколько иначе, чем в массовой школе, центрирована схема взаимодействия педагога и воспитанника: более широко используются и специально организуются диалогическое общение, диалогические отношения с целью формирования словесно-коммуникативной активности. Именно в этих условиях, как отмечает Е. Г. Речицкая, учащиеся с нарушениями слуха «поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими,... через язык перестраивается все их сознание», успехи в языке «достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с недостатками слуха» [98; с. 146]. - Специфичны критерии дифференцированного и индивидуального подхода при организации взаимодействия детей. Кроме традиционного учета темперамента, коммуникабельности, социометрического статуса, лидерских устремлений и общего развития ребенка, воспитатель школы 1 и 2 вида должен при распределении деятельности и социальных ролей учитывать границы возможностей ребенка, определяемые дефектом слуха: состояние слуховой функции и способности к слухозрительному восприятию речи, уровень развития словесной речи, уровень интеллектуального развития (наличие сочетанного дефекта: ЗПР или умственной отсталости). - В процессе организации воспитательных мероприятий обеспечивается усиленная предметно-знаковая и визуальная среда, чтобы создать для «людей зрения» эмпирическую ориентировочную основу действий. Вопросы и задания 1. Покажите, как учитывается уровень речевого развития при выборе формы воспитания. 2. Познакомьтесь с планом воспитательной работы воспитателя интерната. Сформулируйте воспитательную и коррекционно-развивающую задачу конкретного воспитательного дела. 3. Каковы специфические критерии отбора детей в группы для участия в воспитательном мероприятии? 4. Покажите на примере конкретного воспитательного дела особенности организации его предметно-знаковой среды. 5. По средству воздействия форма воспитательной работы может быть полифункциональна. Проиллюстрируйте на примере такого воспитательного дела, как экскурсия, поход в музей, шефство над воинским памятником. Содержание воспитания учащихся С нарушениями слуха Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности [68; с. 103]. Согласно Тезаурусу ЮНЕСКО МБП по образованию (1985) в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, а также валеологическое, экологическое, половое, антинаркотическое и ряд других направлений. Всего выделяется до 50 видов (направлений) воспитания. Через содержание воспитательного взаимодействия особенно отчетливо реализуется субъект-субъектная сущность современной гуманистической концепции воспитания и образования, принятой в том числе и в сурдошколе. Через субъект-субъектные формы взаимодействия содержание воспитательного процесса выполняет личностно развивающую функцию. Для того чтобы данная функция полноценно реализовалась, личность неслышащего с его особыми лингвопсихическими возможностями, своеобразием запросов должна выступать как источник формирования компонентов содержания воспитательного процесса. По В. В. Серикову, «личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором любого процесса своего образования» [89; с. 45]. Личность неслышащего учащегося развивается по тем же психологическим закономерностям и возрастным этапам, что и личность слышащего. Вместе с тем, как объект воспитания она несет в себе черты определенного своеобразия, детерминированного объективными депривационными условиями развития, к которым, как уже указывалось выше, относятся: речевая, коммуникативная, информационно-культурная, эмоциональная, социальная депривации (см. § 6.). В чем же заключается своеобразие личностного развития учащихся с нарушениями слуха? В соответствии с наблюдениями таких исследователей, как М. И. Никитина, М. Е. Хватцев, Н. Г. Морозова, Т. Г. Богданова, Т. В. Розанова, отметим следующее. - Низкое герменевтическое качество социальной перцепции, заключающееся в слабом обобщении наблюдаемых социальных явлений, отношений между людьми, недостаточное проникновение в их глубинный смысл. Оно детерминировано не нарушением интеллекта, а последствиями глухоты: во-первых, явление наблюдаемо глухим одномерно, без и вне словесного, а значит смыслового наполнения (напомним: объективная продуктивность чтения с губ не превышает 30-40%); во вторых, из-за недостатка речевого развития явление не всегда кодируется словом, а значит слабо обобщается. - Процесс нравственного становления неслышащих по своим этапам и закономерностям в целом не отличается от слышащих. Вместе с тем, он отмечен определенным своеобразием, которое: ▪ определяется собственно «социальным дефектом» и состоит в трудности и временнóм отставании формирования абстрактных и сложных нравственных понятий типа «ответственность», «долг» и т.п.; в слабом словесном обобщении нравственных чувств, а, значит, их осознанности; в недопонимании нравственного смысла наблюдаемых социальных явлений; ▪ определяется интернатными условиями воспитания и состоит в низкой активности и самостоятельности; в огруппленном сознании, неопределенном характере жизненных ценностей и перспектив. - Умственное развитие учащихся с нарушениями слуха по мере получения образования и формирования словесной речи вплотную приближается к норме. Однако в самом процессе умственного развития отмечаются замедленные темпы формирования научных понятий, их недостаточная системность, целостность; единичные и общие понятия отождествляются, теоретический уровень слабо подкрепляется эмпирическим; затруднено применение этих понятий на практике; несколько снижены познавательные интересы, они тесно связаны с внешним фактором – личностью учителя [99]. - В эмоционально-эстетическом развитии отмечается живая способность к эмоциональному отклику, естественная тяга к прекрасному во всех его видах. Однако отмечается, особенно в младшем возрасте, неполнота, поверхностность, рядоположенность эстетических впечатлений, эстетические знания и переживания обеднены, эстетические суждения схематичны, творческое воображение стереотипно. Относительно бедны и первоначально мало дифференцированы сложные эмоциональные чувства и состояния, а также их понимание. Учитывая указанные трудности и ограничения личностного развития учащихся с нарушениями слуха, освоение содержания воспитания (т.е. совокупности социального опыта, духовной культуры, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности) должно организовываться в сурдошколе в строго уровневом режиме. Аналитико - когнитивный уровень предполагает целенаправленное, углубленное и постоянное изучение и обсуждение нравственных, политических, экологических, эстетических, правовых и т.д. понятий и представлений, совместный анализ их проекций в витагенном опыте самих учащихся. Далее, когнитивный опыт из своей духовной формы переводится в форму совместной деятельности педагога и воспитанника. Практико-деятельностный уровень предполагает присвоение (интериоризацию во внутренний мир личности) социальных знаний и требований через упражнение, личное применение, личное включение в соответствующие виды духовной практики общества. Ценностно-ориентационный уровень предполагает трансформацию знания и приобретенного духовного опыта в отношение, т.е. в ценности и идеалы личности. Данный уровень является по природе своей результативным. Восхождения на данный уровень или хотя бы формирования готовности к этому восхождению школа может добиться только в результате кропотливой, систематической, не формальной, а подлинно активной воспитательной работы на протяжении всех 12 лет пребывания неслышащего воспитанника в образовательном учреждении. Рассмотрим кратко содержательное наполнение видов воспитания, организуемых в сурдошколе. Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности (морали), принятой в данном обществе [70]. Компонентами наследуемой нравственности являются: нравственные чувства (эмоциональное переживание одобрения/неодобрения социальных явлений); нравственные понятия и представления (понимание и принятие нравственных категорий, выражающих отношение к другим и обществу: добра, зла, долга, чести, справедливости, счастья и т.п.); нравственные ценности (объективные ценности общества, принятые личностью, осознаваемые ею как «значение для меня»; в качестве ценностей могут выступать общечеловеческие вечные идеалы – истина, добро, зло; общественно-исторические идеи – равенство, демократия, права человека; сферы деятельности – работа, семья, развлечения, образование; нормы и типы поведения, цели жизни; нравственные убеждения (вера, являющаяся мотивом, импульсом поступка); нравственное поведение (обусловленное моральными нормами данного общества); воспитанность (присвоение норм общественного приличия, хороших манер, культуры поведения). Принято выделять следующие пути формирования обозначенных выше компонентов нравственного воспитания неслышащих учащихся. - Постоянное изучение и обсуждение нравственных понятий, представлений и ценностей, совместный анализ витагенного опыта самих учащихся (совершенных поступков, коллизий, конфликтов). Организуются: этические беседы (темы: вредные привычки, капризные дети, почему мы лжем, нехорошие слова, как выбирать друзей, как помочь родителям), объяснения-нравоучения по поводу совершенного поступка, лекции, обсуждения литературной, кино, театральной и теле- продукции, занятия внеклассным чтением, инсценировка и драматизация прочитанного и увиденного, обсуждение примеров выдающихся лиц с нарушенным слухом, чтение журнала «В едином строю», инсценировки пословиц и поговорок. - Вовлечение в разнообразные виды деятельности ценностно-ориентационного содержания с целью деятельностного формирования нравственных чувств, убеждений и накопления опыта нравственных поступков, превращения этого опыта в витагенный (личностно значимый жизненный опыт). Организуются: шефская работа, гуманитарная помощь (ярмарки поделок), поздравления родителям, другу, коллективные творческие дела, участие в общественных акциях милосердия, трудовых и экологических делах. - Практическое овладение нормами поведения, манер, культуры поведения и отношений с целью формирования воспитанного (с точки зрения данного общества) человека. Организуются: правиловедческие занятия по культуре поведения и общения, упражнения по усвоению норм социального поведения (в форме игр, решения ситуаций). В чем заключается коррекционный потенциал данного ведущего вида воспитательной работы? Процесс формирования нравственного сознания, чувств и привычек поведения осуществляется в режиме неформального (т.е. личностно значимого для учащихся) общения, он охватывает практически все зоны и участки жизнедеятельности учащихся в интернате, тем самым создаются оптимальные условия для реализации главного принципа системы обучения языку глухих – коммуникативно-деятельностного подхода. Далее, коррекционная направленность проявляется в накоплении и применении в неразрывном единстве с нравственной деятельностью активного и пассивного словаря, т.е. слов-понятий, слов-инструкций, обобщающих нравственные чувства и явления и регулирующих поступки учащихся. Преодолевается временнóе отставание в формировании абстрактных и сложных нравственных понятий; за счет освоения умений словесного обозначения-обобщения переживаемых нравственных чувств, повышается уровень их осознанности. Через систему специального анализа и постоянных нравоучений по поводу поступков самих учащихся и наблюдаемых ими социальных явлений повышается уровень социальной перцепции. На основе и в ходе постоянного вовлечения учащихся в ценностно-ориентационную деятельность удается снизить уровень эгоцентрической центрации на личных интересах в ущерб общественным и коллективным.
Эстетическое воспитание – процесс формирования определенного эстетического (с точки зрения прекрасного) отношения человека к действительности. Содержательными компонентами эстетического воспитания выступают: обогащение эстетических впечатлений, процесс формирования умений и навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и эстетического вкуса, формирование эстетических чувств (переживания наслаждения, испытываемого при восприятии прекрасного как признак развитого эстетического восприятия действительности), развитие задатков и способностей в области искусства [68; с. 119]. В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают главным образом гуманитарные предметы. Во внеклассной же работе эстетическое обогащение личности осуществляется в процессе специальных мероприятий художественного профиля, а также пронизывает все виды организуемой после уроков деятельности детей. «Прививка эстетической культуры» – продукт и уроков, и среды обитания в интернате, и собственно эстетических занятий, и посещения художественных учреждений, и природа. Организуются: посещения театров, художественных музеев, выставок, кинотеатров; творческие кружки и клубы, кружки жестового пения, российские и международные конкурсы жестового пения, конкурс чтецов, кружки хорового пения (в школе 2-го вида), тематические прогулки, временные творческие группы по интересам, занятия по изобразительной деятельности, выставки рисунков, детские спектакли, изготовление елочных игрушек, костюмов и другой атрибутики к детским праздникам, творческие домашние задания, заочная экскурсия по музеям, выпуск газеты или альбома, выставки достижений творческой деятельности детей, оформительская работа по школе. Коррекционная направленность эстетического воспитания заключается: - в преодолении обедненности эмоционально-эстетического опыта глухих учащихся на основе обогащения эстетических впечатлений, приобщения к чтению; - пополнение речевых средств выражения эстетических оценок и суждений; - соединение восприятия внешней стороны эстетического объекта с осознанием его глубинного нравственного смысла; - формирование навыков творческой деятельности на основе коррекционного развития слаборазвитых процессов творческого и воссоздающего воображения, творческости мышления. Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и физкультурной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, гигиенических навыков и здорового образа жизни. Основной объем физического воспитания реализуется в учебном процессе. Однако, как ни в одном виде воспитания физическое воспитание во внеклассной работе является не вспомогательным дополнением к учебным нагрузкам, а не менее важным по масштабам процессом коррекционного воздействия. К компонентам содержания физического воспитания неслышащих во внеклассное время относятся: углубление и расширение знаний в области здоровья, гигиены, спорта; формирование привычки к здоровому образу жизни и ценностного отношения к нему; развитие основных двигательных качеств; закаливание. Организуются: пешеходные прогулки, игры на свежем воздухе, коллективные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-поединки, командные игры, спортивные соревнования, занятия по развитию мелкой моторики, физкультминутки, спортивные кружки и секции, участие в школьных, всероссийских и международных сурдолимпиадах, профилактические акции: неделя «Нет наркотикам», «Суд над табаком», «Я выбираю жизнь» и т.п. Коррекционная направленность физического воспитания включает в себя: преодоление гиподинамии, развитие координации, равновесия, точности и объемности мелкой моторики, работоспособности, сохранение здоровья глухих детей (большинство из которых перенесло заболевания) через охранительно-оздоровительный режим, медосмотры и консультации по заболеваниям слухового анализатора, в том числе выработка показаний по применению слуховых аппаратов. Умственное воспитание –формирование культуры умственного труда, развитие познавательных способностей и качеств ума (силы, скорости, точности, системности, многосторонности и др.). Приоритетное место в умственном воспитании занимает, конечно же, учебная деятельность, накопление на уроках знаний во всем многообразии их качеств: полноты, глубины, оперативности, гибкости, обобщенности, систематичности и системности, осознанности [99; с. 285]. В процессе же внеклассной работы умственное развитие, освоение способов умственной деятельности, совершествование высших познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) углубляется, и дополнительно – через занимательные формы – мотивируется. Организуются: внеклассное чтение, клубы и кружки по предметным интересам, конкурсы знатоков, «Умники и умницы», «Что, где, когда»; занимательные викторины, праздники-спектакли («Занимательная грамматика»), устные журналы «Хочу все знать», познавательные информации и устные сообщения воспитанников на основе материалов газет и журналов; занятия на тему «Как читать газеты и журналы», занимательные упражнения для активизации мышления и познавательной деятельности, сенсорных эталонов: ребусы, упражнения на развитие памяти, вни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.17 (0.012 с.) |