Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание учащихся с нарушениями слуха как общественное явление и педагогический процесс

Поиск

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Воспитание слепого и глухого

принципиально ничем не отличается

от воспитания нормального ребенка.

Л. С. Выготский [19; с.10]

 

Теория компенсации как психологическая основа

Коррекционно-воспитательного процесса в школе

Современные цель, задачи и принципы воспитания

Учащихся с нарушениями слуха

Воспитание – в широком смысле – целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы, выступающей как совокупность влияний, взаимоотношений, взаимодействий людей в разных сферах жизни (в семье, в системе образования, в различных социальных группах, объединениях). В узкопедагогическом значении воспитание – это специальная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы [68; c. 66].

Принципы воспитания

Принцип воспитания –основополагающее требование к воспитанию, это ведущая идея, определяющая действие педагога, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям и т.д. Принципы связывают теорию с практикой. Так как принципы – самостоятельная методологическая категория, их система создает основу конкретной педагогической концепции воспитания, принятой в обществе [68; с. 90-91].

В отечественной школе и педагогике в настоящее время происходит переход от авторитарной к новой концепции воспитания: к гуманистическому, личностно направленному воспитанию. Гуманистическая традиция в педагогике корнями уходит в истоки общечеловеческой культуры: о том, что «мера всех вещей – человек» говорили еще Протагор, Аристотель, Сократ, Сенека, Т. Мор, Ф. Рабле, Г. Х. Честертон. Эту концепцию собственно в педагогике за рубежом основали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, Р. Штайнер, К. Роджерс и др. Предпосылки гуманистической педагогики заложили в России К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили, представители педагогики сотрудничества.

На новый поворот нацеливают и документы ООН: Декларация о правах человека – 1948 г., Конвенция о правах ребенка (статья 23, посвященная правам детей с ограниченными возможностями) – 1989 г., Декларация о правах инвалидов – 1975 г. Наша страна присоединилась к международным правовым тенденциям постановлением правительства РФ от 1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-ые годы».

Сурдопедагогика – одна из первых отраслей специального образования, которая живо откликнулась на появившиеся в 1990-е годы новые парадигмы общественного сознания: гуманистическую и демократическую. Именно в эти годы появилась и укрепилась социокультурная концепция глухоты, ориентированная на ценностное отношение к своеобразию потребностей глухих, инициировавшая право сурдоменьшинства на собственный язык и собственную культуру. Именно в эти годы методологически и методически оформляется новое направление в воспитании глухих – целенаправленная социализация и углубленная социально-бытовая ориентировка будущего члена общества. Появились альтернативные подходы к обучению языку, где центр тяжести сместился в сторону интересов личности, природосообразности применяемых педагогический воздействий (билингвизм), более точного соответствия возрастным особенностям и возможностям глухого ребенка (ранняя педагогическая помощь). Проявляя сдержанный оптимизм, отметим, что и в области воспитательного процесса намечаются новые тенденции, суть которых – обновление традиционных форм воспитательной работы, появление новых технологий и моделей воспитания, о которых мы будем говорить ниже.

Современный воспитательный процесс в школе для глухих и слабослышащих реализуется на основе комплекса воспитательных принципов, в ряду которых большинство составляют общепедагогические принципы и определенную часть составляют специфические принципы.

Общепедагогические принципы.

Выделяют три группы общепедагогических принципов:

- содержательно-целевые или ценностно-содержательные определяют требования к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему:

▪ гуманистическая направленность на развитие личности;

▪ направленность на освоение культуры и ценностей общества;

▪ направленность на освоение норм поведения;

▪ связь с жизнью и трудом.

- собственно педагогические или методические, технологические постулаты педагогического взаимодействия:

▪ воспитание в деятельности;

▪ опора на активность личности;

▪ воспитание в коллективе и через коллектив;

▪ сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитуемых;

▪ уважение в сочетании с требовательностью;

▪ опора на положительные качества.

- социопсихологические определяют требованияк условиям воспитания:

▪ учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

▪ единство требований семьи, школы и общественности.

Специфические принципы воспитания.

К специфическим принципам воспитания относятся: коррекционная направленность процесса воспитания; принцип активизации речевого общения. Не трудно заметить, что они перекликаются с соответствующими принципами обучения в школе для детей с недостатками слуха, что свидетельствует о единстве и взаимодействии двух процессов – обучения и воспитания.

Принцип коррекционной направленности процесса воспитания предполагает учет, преодоление или снижение личностных последствий глухоты и интернатных условий жизнедеятельности в процессе организации воспитательных мероприятий, организации жизнедеятельности детей, в процессе неформального общения. Обозначим возможные пути реализации данного принципа.

- Мониторинг индивидуальных особенностей развития личности, систематическое заполнение карты изучения ученика; выявление на основе социально-психологической диагностики актуальных проблем и отклонений в личностном развитии и на основе этого – постановка индивидуальных корригирующих задач воспитания.

- Любое воспитательное мероприятие должно быть ориентировано на решение не только сугубо воспитательных, но и коррекционных задач. Например, при организации выставки «Национальные традиции моего города» ставится собственно воспитательная цель: привитие патриотического отношения и любви к малой Родине. Учитывая трудности становления сложных и абстрактных нравственных понятий у глухого, воспитатель ставит коррекционную задачу: целенаправленно формировать понятия «патриотизм», «интернационализм» в процессе совместного с детьми приготовления и анализа поделок, фото, рисунков данной выставки, демонстрации выставочных продуктов учащимися школы.

- Проведение силами воспитателей специальных коррекционно-ориентированных занятий по развитию памяти, внимания, мышления, речевому развитию.

- В целях преодоления социальной депривации школа устраивает интегрированные мероприятия: участие в гражданских, культурных, экологических, волонтерских и т.п. акциях района, города, области.

- В процессе неформального общения, учитывая трудности глухих в понимании социально-нравственного смысла событий, ситуаций, поступков, высоких и тонких эмоций и чувств, должна быть заметно увеличена нравоучительная составляющая воспитательных воздействий: воспитатель более подробно и прописанно, чем в массовой школе, комментирует происходящее, объясняет, дает советы.

- В целях предупреждения комплекса неполноценности у детей целенаправленно формируются оптимизм, положительные жизненные перспективы. Особое значение этому направлению коррекционного воспитания придавал Л. С. Выготский, который обвинял специальную педагогику в том, что «мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья» [19; с. 86].

- В целях предупреждения недостатков в межличностных отношениях (стихийно возникающих в коллективе глухих по причине недостаточного развития их социального интеллекта, неадекватности само и взаимооценок и т.д.) воспитатели и психологи обязаны систематически проводить социометрические замеры коллективной жизни детей, руководить системой взаимоотношений, проводить личностные тренинги и т.п.

- Практикам хорошо известно, что в условиях интернатного существования глухие отличаются пассивностью, неинициативностью, слабой достижительностью. В целях преодоления этого состояния в воспитательном процессе должна быть с особой силой представлена фасилитирующая составляющая. Фасилитация – стимулирующая поддержка воспитанника, специальная мотивация к действию.

- Монотонная, однообразная среда интерната в сочетании со слабым развитием у глухих психического процесса воображения не создает условий для стихийного развития творческости и творческой индивидуальности, значимо важной для жизненного успеха будущего члена общества. Необходимы специальные технологии формирования творческой индивидуальности (в кружках, работе с книгой, в семье, в театральной и изодеятельности и т.д.)

Принцип активизации речевого общения во внеурочное время регулирует речевое поведение воспитанников и воспитателей в процессе общения и взаимодействия. Его реализация идет по следующим направлениям.

- Целенаправленное продолжение слухоречевого режима, организуемого ранее в процессе обучения, на уроках: воспитатели должны общаться в устно-дактильной форме, воспитанники побуждаются к слухозрительному восприятию речи и говорению. В отличие от урочного пространства в интернате разрешено и тем, и другим пользоваться жестовой речью, но в крайнем случае: если сложная ситуация не «разруливается» словесно. Эта неизбежная реальность: жест – наиболее комфортная форма общения для неслышащих. По сути дела это официально признанная «полиглоссия», тотальная коммуникация, обслуживающая неформальное общение. Разрешение жестового общения – психологически целительная позиция: нельзя лишать глухого природосообразного языка, нельзя превращать школу в инквизицию, о которой говорят выпускники оральных школ.

- Несмотря на разрешенную в исключительных случаях полиглоссию, принцип речевого императива требует от воспитателя обязательного побуждения воспитанника к использованию словесной речи: развития умения отвечать на вопросы, понимать инструкции, самим формулировать вопрос, просьбу, выразить мысль и т.д. Воспитательный процесс – это непрерывная цепь естественных и жизненно значимых коммуникативных ситуаций, истинно плодородная почва для совершенствования и закрепления речевых умений. Как подчеркивал Л. С. Выготский,«научиться речи вне общественной жизни так же нельзя, как нельзя, стоя на берегу, научиться плавать» [19; с. 165].

- Воспитатель корректирует произношение воспитанника, следит за правильностью грамматического оформления речи. Для этого он должен быть осведомлен о программных требованиях к произношению.

Вопросы и задания

1. Согласны ли Вы с утверждением, что цель воспитания в школе для детей с нарушениями слуха не должна отличаться от цели воспитания детей в массовой школе? Свой ответ аргументируйте.

2. Покажите на примере урока по общеобразовательному предмету (на Ваш выбор), как сурдопедагог реализует общепедагогические задачи воспитания глухих учащихся.

3. Приведите конкретные примеры реализации в условиях школы-интерната 1 или 2 вида одного из общепедагогических принципов воспитания: ценностно-содержательного, собственно педагогического, социо-психологического.

4. Раскройте содержание специфических принципов воспитания детей с недостатками слуха.

5. Покажите на примере, каким образом специфические принципы воспитания регулируют и организуют деятельность воспитателя?

Методы воспитания

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания [68; с. 128]. Из такого определения, принятого в современной общей педагогике, следует гуманистическое понимание процесса воспитания, в котором действуют субъект-субъектные отношения воспитателя и воспитанника, особенно отчетливо проявляющиеся именно в процессе неформальной воспитательной работы. К стратегиям педагогически организованных межличностных взаимодействий Е. В. Коротаева относит сотрудничество, компромиссное взаимодействие, пассивное принятие, одностороннее противодействие, одностороннее воздействие, противоборство [46; с. 94]. Пользуясь всей полифонией современных методов воспитания и стратегий взаимодействия, квалифицированный воспитатель должен стремиться к восхождению на уровень сотрудничества с воспитанником.

В современной общей педагогике принята классификация методов воспитания, предложенная Ю. К. Бабанским. В ее основу положен критерий направленности на определенную сферу личности. Представим классификатор методов воспитания в табл. 26.

Кратко напомним суть современных методов воспитания.

Беседа – вопросно-ответный метод, предполагающий обсуждение проблем бытия, культуры, текущих вопросов жизнедеятельности на основе интеллектуальной и эмоциональной активности воспитанников.

Дискуссия – совместное обсуждение какой-либо проблемы, помогающее выработать общее решение.

Диспут – столкновение мнений, результатом которого должно быть не обязательное общее решение, а самостоятельное размышление и выбор.

Лекция – монологическое систематизированное изложение социально-культурной проблемы, темы.

Рассказ – монологическое изложение информации по различной тематике, включающее выраженный художественно-эмоциональный компонент.

Объяснение – в воспитательной практике это нравоучение, разъясняющий комментарий к требованию общества, правилу поведения, нравственному смыслу ситуации.

Пример

- непосредственный: демонстрация образца поведения педагога, старшего, сверстника, родителей;

- опосредованный: в виде самостоятельного восприятия или совместно с воспитателем обсуждения личностных образцов, физически отчужденных от собственного опыта учащегося: литературно-художественных персонажей, опосредованных СМИ популярных лиц, знаковых фигур спорта, музыки, культуры.

Внушение – суггестивное воздействие на личность при условии доверия к педагогу с помощью эмоциональных и иррациональных приемов. Используется словесное внушение на фоне создания совместных направленных переживаний с помощью музыки, визуальной среды, художественных образов.

 

Таблица 26

В школе 1 и 2 вида

Своеобразие сурдопедагогической аранжировки форм воспитательной работы с неслышащими детьми сосредотачивается в основном в задачеполагании и в некоторых особенностях организации деятельности детей.

Задача воспитательного дела в школе для неслышащих всегда должна быть дихотомичной, т.е. включать основную – собственно воспитательную задачу и задачу коррекционно-развивающую.

Ведущая (основная) задача воспитательного дела соответствует основной деятельности, организуемой в его рамках. Познавательное дело нацелено на расширение кругозора, углубление предметных знаний, формирование материалистического мировоззрения. Трудовое дело направлено на воспитание ценностного отношения к труду, формирование трудовых качеств личности (трудолюбия, организованности, настойчивости). Эстетические дела ориентированы на воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного, эстетических знаний, вкусов, чувств, творческости. Задача физкультурно-оздорови-тельных дел состоит в укреплении здоровья, развитии физических качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни. Ценностно-ориентационные формы воспитательной работы призваны формировать нравственное сознание учащихся, их моральные качества, активную общественную позицию, формировать социализированность учащихся.

Специфическая коррекционно-развивающая задача предполагает учет структуры дефекта: профилактику и преодоление вторичных дефектов развития учащегося. В познавательных делах специфической задачей будет развитие словесно-логического мышления в целях преодоления диспропорций в мышлении (длительного преобладания наглядных форм мышления); в трудовых делах – развитие работоспособности, координации движений, мелкой моторики, часто отстающих у глухих, совершенствование качеств внимания (концентрации, переключаемости), технического и пространственного воображения; в эстетических делах – обогащение обедненной эмоциональной сферы, расширение ограниченного чувственно-эмоционального опыта, формирование слаборазвитых у глухих процессов воображения и творческости мышления; развитие всей сенсорной сферы; физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на восстанавливающее развитие нарушенных координации и равновесия, физических качеств, выносливости; ценностно ориентационные дела нацелены на ликвидацию последствий социально-коммуникативной депривации: на расширение ограниченного жизненного опыта, на повышение социализированности, на активизацию процесса самоидентификации во имя сознательного выбора своего социального статуса, на формирование особо сложных нравственных, правовых, экологических, идейно-политических понятий.

Специфика собственно организации деятельности детей во всех формах воспитательной работы предполагает следующее.

- Обеспечение в процессе воспитательного дела заданного в сурдошколе слухоречевого режима: воспитатель должен сделать ведущим средством общения слухозрительное восприятие речи и говорение, а также дактилологию; вместе с тем, в настоящее время в школе 1 вида принято возможным именно в неформальном общении применять жестовую речь как вспомогательное средство.

- Несколько иначе, чем в массовой школе, центрирована схема взаимодействия педагога и воспитанника: более широко используются и специально организуются диалогическое общение, диалогические отношения с целью формирования словесно-коммуникативной активности. Именно в этих условиях, как отмечает Е. Г. Речицкая, учащиеся с нарушениями слуха «поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими,... через язык перестраивается все их сознание», успехи в языке «достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с недостатками слуха» [98; с. 146].

- Специфичны критерии дифференцированного и индивидуального подхода при организации взаимодействия детей. Кроме традиционного учета темперамента, коммуникабельности, социометрического статуса, лидерских устремлений и общего развития ребенка, воспитатель школы 1 и 2 вида должен при распределении деятельности и социальных ролей учитывать границы возможностей ребенка, определяемые дефектом слуха: состояние слуховой функции и способности к слухозрительному восприятию речи, уровень развития словесной речи, уровень интеллектуального развития (наличие сочетанного дефекта: ЗПР или умственной отсталости).

- В процессе организации воспитательных мероприятий обеспечивается усиленная предметно-знаковая и визуальная среда, чтобы создать для «людей зрения» эмпирическую ориентировочную основу действий.

Вопросы и задания

1. Покажите, как учитывается уровень речевого развития при выборе формы воспитания.

2. Познакомьтесь с планом воспитательной работы воспитателя интерната. Сформулируйте воспитательную и коррекционно-развивающую задачу конкретного воспитательного дела.

3. Каковы специфические критерии отбора детей в группы для участия в воспитательном мероприятии?

4. Покажите на примере конкретного воспитательного дела особенности организации его предметно-знаковой среды.

5. По средству воздействия форма воспитательной работы может быть полифункциональна. Проиллюстрируйте на примере такого воспитательного дела, как экскурсия, поход в музей, шефство над воинским памятником.

Содержание воспитания учащихся

С нарушениями слуха

Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности [68; с. 103]. Согласно Тезаурусу ЮНЕСКО МБП по образованию (1985) в мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, а также валеологическое, экологическое, половое, антинаркотическое и ряд других направлений. Всего выделяется до 50 видов (направлений) воспитания.

Через содержание воспитательного взаимодействия особенно отчетливо реализуется субъект-субъектная сущность современной гуманистической концепции воспитания и образования, принятой в том числе и в сурдошколе. Через субъект-субъектные формы взаимодействия содержание воспитательного процесса выполняет личностно развивающую функцию. Для того чтобы данная функция полноценно реализовалась, личность неслышащего с его особыми лингвопсихическими возможностями, своеобразием запросов должна выступать как источник формирования компонентов содержания воспитательного процесса. По В. В. Серикову, «личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором любого процесса своего образования» [89; с. 45].

Личность неслышащего учащегося развивается по тем же психологическим закономерностям и возрастным этапам, что и личность слышащего. Вместе с тем, как объект воспитания она несет в себе черты определенного своеобразия, детерминированного объективными депривационными условиями развития, к которым, как уже указывалось выше, относятся: речевая, коммуникативная, информационно-культурная, эмоциональная, социальная депривации (см. § 6.).

В чем же заключается своеобразие личностного развития учащихся с нарушениями слуха? В соответствии с наблюдениями таких исследователей, как М. И. Никитина, М. Е. Хватцев, Н. Г. Морозова, Т. Г. Богданова, Т. В. Розанова, отметим следующее.

- Низкое герменевтическое качество социальной перцепции, заключающееся в слабом обобщении наблюдаемых социальных явлений, отношений между людьми, недостаточное проникновение в их глубинный смысл. Оно детерминировано не нарушением интеллекта, а последствиями глухоты: во-первых, явление наблюдаемо глухим одномерно, без и вне словесного, а значит смыслового наполнения (напомним: объективная продуктивность чтения с губ не превышает 30-40%); во вторых, из-за недостатка речевого развития явление не всегда кодируется словом, а значит слабо обобщается.

- Процесс нравственного становления неслышащих по своим этапам и закономерностям в целом не отличается от слышащих. Вместе с тем, он отмечен определенным своеобразием, которое:

▪ определяется собственно «социальным дефектом» и состоит в трудности и временнóм отставании формирования абстрактных и сложных нравственных понятий типа «ответственность», «долг» и т.п.; в слабом словесном обобщении нравственных чувств, а, значит, их осознанности; в недопонимании нравственного смысла наблюдаемых социальных явлений;

▪ определяется интернатными условиями воспитания и состоит в низкой активности и самостоятельности; в огруппленном сознании, неопределенном характере жизненных ценностей и перспектив.

- Умственное развитие учащихся с нарушениями слуха по мере получения образования и формирования словесной речи вплотную приближается к норме. Однако в самом процессе умственного развития отмечаются замедленные темпы формирования научных понятий, их недостаточная системность, целостность; единичные и общие понятия отождествляются, теоретический уровень слабо подкрепляется эмпирическим; затруднено применение этих понятий на практике; несколько снижены познавательные интересы, они тесно связаны с внешним фактором – личностью учителя [99].

- В эмоционально-эстетическом развитии отмечается живая способность к эмоциональному отклику, естественная тяга к прекрасному во всех его видах. Однако отмечается, особенно в младшем возрасте, неполнота, поверхностность, рядоположенность эстетических впечатлений, эстетические знания и переживания обеднены, эстетические суждения схематичны, творческое воображение стереотипно. Относительно бедны и первоначально мало дифференцированы сложные эмоциональные чувства и состояния, а также их понимание.

Учитывая указанные трудности и ограничения личностного развития учащихся с нарушениями слуха, освоение содержания воспитания (т.е. совокупности социального опыта, духовной культуры, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности) должно организовываться в сурдошколе в строго уровневом режиме.

Аналитико - когнитивный уровень предполагает целенаправленное, углубленное и постоянное изучение и обсуждение нравственных, политических, экологических, эстетических, правовых и т.д. понятий и представлений, совместный анализ их проекций в витагенном опыте самих учащихся. Далее, когнитивный опыт из своей духовной формы переводится в форму совместной деятельности педагога и воспитанника.

Практико-деятельностный уровень предполагает присвоение (интериоризацию во внутренний мир личности) социальных знаний и требований через упражнение, личное применение, личное включение в соответствующие виды духовной практики общества.

Ценностно-ориентационный уровень предполагает трансформацию знания и приобретенного духовного опыта в отношение, т.е. в ценности и идеалы личности. Данный уровень является по природе своей результативным. Восхождения на данный уровень или хотя бы формирования готовности к этому восхождению школа может добиться только в результате кропотливой, систематической, не формальной, а подлинно активной воспитательной работы на протяжении всех 12 лет пребывания неслышащего воспитанника в образовательном учреждении.

Рассмотрим кратко содержательное наполнение видов воспитания, организуемых в сурдошколе.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности (морали), принятой в данном обществе [70]. Компонентами наследуемой нравственности являются: нравственные чувства (эмоциональное переживание одобрения/неодобрения социальных явлений); нравственные понятия и представления (понимание и принятие нравственных категорий, выражающих отношение к другим и обществу: добра, зла, долга, чести, справедливости, счастья и т.п.); нравственные ценности (объективные ценности общества, принятые личностью, осознаваемые ею как «значение для меня»; в качестве ценностей могут выступать общечеловеческие вечные идеалы – истина, добро, зло; общественно-исторические идеи – равенство, демократия, права человека; сферы деятельности – работа, семья, развлечения, образование; нормы и типы поведения, цели жизни; нравственные убеждения (вера, являющаяся мотивом, импульсом поступка); нравственное поведение (обусловленное моральными нормами данного общества); воспитанность (присвоение норм общественного приличия, хороших манер, культуры поведения).

Принято выделять следующие пути формирования обозначенных выше компонентов нравственного воспитания неслышащих учащихся.

- Постоянное изучение и обсуждение нравственных понятий, представлений и ценностей, совместный анализ витагенного опыта самих учащихся (совершенных поступков, коллизий, конфликтов).

Организуются: этические беседы (темы: вредные привычки, капризные дети, почему мы лжем, нехорошие слова, как выбирать друзей, как помочь родителям), объяснения-нравоучения по поводу совершенного поступка, лекции, обсуждения литературной, кино, театральной и теле- продукции, занятия внеклассным чтением, инсценировка и драматизация прочитанного и увиденного, обсуждение примеров выдающихся лиц с нарушенным слухом, чтение журнала «В едином строю», инсценировки пословиц и поговорок.

- Вовлечение в разнообразные виды деятельности ценностно-ориентационного содержания с целью деятельностного формирования нравственных чувств, убеждений и накопления опыта нравственных поступков, превращения этого опыта в витагенный (личностно значимый жизненный опыт).

Организуются: шефская работа, гуманитарная помощь (ярмарки поделок), поздравления родителям, другу, коллективные творческие дела, участие в общественных акциях милосердия, трудовых и экологических делах.

- Практическое овладение нормами поведения, манер, культуры поведения и отношений с целью формирования воспитанного (с точки зрения данного общества) человека.

Организуются: правиловедческие занятия по культуре поведения и общения, упражнения по усвоению норм социального поведения (в форме игр, решения ситуаций).

В чем заключается коррекционный потенциал данного ведущего вида воспитательной работы? Процесс формирования нравственного сознания, чувств и привычек поведения осуществляется в режиме неформального (т.е. личностно значимого для учащихся) общения, он охватывает практически все зоны и участки жизнедеятельности учащихся в интернате, тем самым создаются оптимальные условия для реализации главного принципа системы обучения языку глухих – коммуникативно-деятельностного подхода. Далее, коррекционная направленность проявляется в накоплении и применении в неразрывном единстве с нравственной деятельностью активного и пассивного словаря, т.е. слов-понятий, слов-инструкций, обобщающих нравственные чувства и явления и регулирующих поступки учащихся. Преодолевается временнóе отставание в формировании абстрактных и сложных нравственных понятий; за счет освоения умений словесного обозначения-обобщения переживаемых нравственных чувств, повышается уровень их осознанности. Через систему специального анализа и постоянных нравоучений по поводу поступков самих учащихся и наблюдаемых ими социальных явлений повышается уровень социальной перцепции. На основе и в ходе постоянного вовлечения учащихся в ценностно-ориентационную деятельность удается снизить уровень эгоцентрической центрации на личных интересах в ущерб общественным и коллективным.

 

Эстетическое воспитание – процесс формирования определенного эстетического (с точки зрения прекрасного) отношения человека к действительности. Содержательными компонентами эстетического воспитания выступают: обогащение эстетических впечатлений, процесс формирования умений и навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и эстетического вкуса, формирование эстетических чувств (переживания наслаждения, испытываемого при восприятии прекрасного как признак развитого эстетического восприятия действительности), развитие задатков и способностей в области искусства [68; с. 119].

В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают главным образом гуманитарные предметы. Во внеклассной же работе эстетическое обогащение личности осуществляется в процессе специальных мероприятий художественного профиля, а также пронизывает все виды организуемой после уроков деятельности детей. «Прививка эстетической культуры» – продукт и уроков, и среды обитания в интернате, и собственно эстетических занятий, и посещения художественных учреждений, и природа.

Организуются: посещения театров, художественных музеев, выставок, кинотеатров; творческие кружки и клубы, кружки жестового пения, российские и международные конкурсы жестового пения, конкурс чтецов, кружки хорового пения (в школе 2-го вида), тематические прогулки, временные творческие группы по интересам, занятия по изобразительной деятельности, выставки рисунков, детские спектакли, изготовление елочных игрушек, костюмов и другой атрибутики к детским праздникам, творческие домашние задания, заочная экскурсия по музеям, выпуск газеты или альбома, выставки достижений творческой деятельности детей, оформительская работа по школе.

Коррекционная направленность эстетического воспитания заключается:

- в преодолении обедненности эмоционально-эстетического опыта глухих учащихся на основе обогащения эстетических впечатлений, приобщения к чтению;

- пополнение речевых средств выражения эстетических оценок и суждений;

- соединение восприятия внешней стороны эстетического объекта с осознанием его глубинного нравственного смысла;

- формирование навыков творческой деятельности на основе коррекционного развития слаборазвитых процессов творческого и воссоздающего воображения, творческости мышления.

Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и физкультурной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, гигиенических навыков и здорового образа жизни. Основной объем физического воспитания реализуется в учебном процессе. Однако, как ни в одном виде воспитания физическое воспитание во внеклассной работе является не вспомогательным дополнением к учебным нагрузкам, а не менее важным по масштабам процессом коррекционного воздействия. К компонентам содержания физического воспитания неслышащих во внеклассное время относятся: углубление и расширение знаний в области здоровья, гигиены, спорта; формирование привычки к здоровому образу жизни и ценностного отношения к нему; развитие основных двигательных качеств; закаливание.

Организуются: пешеходные прогулки, игры на свежем воздухе, коллективные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-поединки, командные игры, спортивные соревнования, занятия по развитию мелкой моторики, физкультминутки, спортивные кружки и секции, участие в школьных, всероссийских и международных сурдолимпиадах, профилактические акции: неделя «Нет наркотикам», «Суд над табаком», «Я выбираю жизнь» и т.п.

Коррекционная направленность физического воспитания включает в себя: преодоление гиподинамии, развитие координации, равновесия, точности и объемности мелкой моторики, работоспособности, сохранение здоровья глухих детей (большинство из которых перенесло заболевания) через охранительно-оздоровительный режим, медосмотры и консультации по заболеваниям слухового анализатора, в том числе выработка показаний по применению слуховых аппаратов.

Умственное воспитание –формирование культуры умственного труда, развитие познавательных способностей и качеств ума (силы, скорости, точности, системности, многосторонности и др.). Приоритетное место в умственном воспитании занимает, конечно же, учебная деятельность, накопление на уроках знаний во всем многообразии их качеств: полноты, глубины, оперативности, гибкости, обобщенности, систематичности и системности, осознанности [99; с. 285]. В процессе же внеклассной работы умственное развитие, освоение способов умственной деятельности, совершествование высших познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) углубляется, и дополнительно – через занимательные формы – мотивируется.

Организуются: внеклассное чтение, клубы и кружки по предметным интересам, конкурсы знатоков, «Умники и умницы», «Что, где, когда»; занимательные викторины, праздники-спектакли («Занимательная грамматика»), устные журналы «Хочу все знать», познавательные информации и устные сообщения воспитанников на основе материалов газет и журналов; занятия на тему «Как читать газеты и журналы», занимательные упражнения для активизации мышления и познавательной деятельности, сенсорных эталонов: ребусы, упражнения на развитие памяти, вни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.17 (0.012 с.)