Понятие адаптации в медицине, психологии, физиологии, социологии. Подходы к оценке адаптации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие адаптации в медицине, психологии, физиологии, социологии. Подходы к оценке адаптации



Адаптация в социологии (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды. Пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. Физиологическая адаптация- совокупность физиологических реакций направленных на приспособление организма к изменениям окружающей среды и сохранения постоянства внутренней среды. Система критериев оценки физических систем – кровообращение, дыхание, терморегуляция.В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.Адаптация в медицине – в более широком смысле означает приспособление организма к окружающей среде, а в более узком смысле – "общий адаптационный синдром" (Селье), под которым подразумеваются изменения организма, появляющиеся в ответ на стресс. Как синоним термина "адаптация" часто используют термин "приспособление", но английское слово "adjustment" не имеет точного эквивалента на других языках, поэтому термин "адаптация" предпочтительнее. Первые исследования профессиональной адаптации проводил Кант в 1928 год. оценка адаптации Подход1 – определить критерии как: энергозатраты на кол-во продуктов, кол-во выработки, доказали, что мере тренировки выработка увеличивается, а энергозатраты уменьшаются. 2 подход –оценка физиологической адаптации с точки зрения показателей сердечно сосудистой системы. Парин, Баевский разработали оценку адаптационного патинциала, отражающих сердеч. сосуд. Систему. Баевский разработал концепцию, т.е переход от нормы к болезни, в следствии чего уменьшается адаптационный потенциал, В результате возникают пограничные состояния. адаптационный потенциал (АП)=0,011 чсс+0,014сад+0,008дад+0,014(возраст)+0,009(масса тела)-0,009(рост)-0,27 АП- запас адаптации, приспособительных возможностей организма, обеспечивающих его развитие, защитные приспособительные реакции. Градация АП –удовлетворительный, напреженая адаптация, неудовлетворительная адаптация, срыв адаптации. Критерий оценки психологической адаптации – это состояния здоровья, заболевания, настроения, уровень тревоги, степень утомляемости и активности. Методики: Оценка психофизиологической адаптации(О.Н. Родиной). Она позваляет оценить Признаки дезадаптации:1.Ухудшения самочувствия: эмоциональные сдвиги,снижения общей активности, ощущение усталости 2. Соматовегетативные нарушения 3.Нарушения сон -бодрствование 4. Особенностей соц. взаимодействий 5. Снижение мотивации к деятельности. Опросник Басса-Дарки (оценить уровень агрессии как элемент дезадаптации.она выявляет: вербальную агрессию, физическую агрессию,предметнаую агрессию,эмоциональную агрессию, самоагрессию. Критерий оценки соц. псих адаптации в различных системах взаимоотношения с помощью Опросник оценки уровня соц. адаптации «осп» 5 шкал оценивают соц. псих адаптацию в разных координатах 1. я-я-,2.я-семья 3.я-коллектив. 4.я-профессия, 5.я-работа.

 

 

89. Критерии оценки профессиональной адаптации. Комплексный, системный подход. Профессиональная адаптация – процесс становления равновесия в системе «человек – профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе. Направления профессиональной адаптации: Психофизиологическая адаптация. Адаптация специалиста к физическим условиям профессиональной среды. В качестве критериев психофизиологической адаптации выступают состояние здоровья, уровень тревожности, динамика работоспособности и утомления, активность поведения. Для оценки адаптации на данном уровне используются показатели энергозатрат, состояния дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т. п. Функциональная адаптация. Характеризуется приспособлением личности к требованиям профессиональной деятельности, овладением способами ее осуществления, выработкой оптимального режима выполнения профессиональных функций. Социально-психологическая адаптация. Адаптация специалиста к социальным компонентам профессиональной среды. Предполагает вхождение молодого специалиста в профессиональную систему межличностных отношений, принятие новой социальной роли, норм поведения, традиций, культуры. Результатом процесса адаптации является состояние адаптированности специалиста. Адаптированность – динамическое равновесие в системе «человек – профессиональная среда», проявляющееся в успешности деятельности. Критерии оценки успешности профессиональной адаптации: Объективные:быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;стабильность количественных показателей труда:систематическое выполнение норм;продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);отсутствие нарушений.Субъективные:удовлетворенность работой в целом и специальностью;адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;стремление к совершенствованию, повышению квалификации.

На успешность профессиональной адаптации влияют следующие факторы: Субъективные характеристики специалиста: Социально-демографические: Возраст. Пол. Семейное положение. Физиологические особенности.Эмоциональная стабильность.Адекватная самооценка. Активность личности.Предадаптивный уровень знаний, умений, навыков.Социальная и профессиональная готовность к деятельности:Соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. непригодности специалиста к данному рабочему месту. Возможны ситуации, когда молодой специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка) либо не оценив основательно содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка). Объективные факторы:Условия труда. Организация технологического процесса. Режим труда и отдыха.стадиям профессиональной адаптации относятся: Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранениемпрежних установок. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.88.179.12 (0.007 с.)