Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура функциональных состояний и их классификация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функциональное состояние — интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности. Структура функционального состояния. Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным наличием следующих компонентов: энергетический — физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.); сенсорный — характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.); информационный — обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление); эффекторный — ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие действия и др.); активационный — определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения). Классификация функциональных состояний. Психические состояния можно различать: - по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные); - по уровню развития: глубокие (страсть) и поверхностные (настроение); - по направленности реакций: действующие положительно (вдохновение) и отрицательно (апатия); - по уровню осознанности; - по длительности проявления и т. д. В соответствии с механизмами формирования функционального состояния выделяется состояние «адекватной мобилизации» (оптимальное соответствие ответной реакции комплексу воздействующих факторов) и состояние «динамического рассогласования» (отсутствие адекватности ответной реакции задачам и условиям выполняемой деятельности). Классификация состояний может осуществляться с помощью характеристики содержания и протекания трудового процесса, например состояние монотонии (однообразие деятельности), сенсорного голода (в ситуациях дефицита сенсорной информации), психологического стресса, состояния тревоги и т. д.
Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настроении, эмоциях (страх, радость и т. д.), аффектах, влечении, страсти, а также в переживаниях общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности.
41.Утомление, причины, виды, классификация утомления. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления. Утомление — временное нарушении ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки. Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению органов управлений и т. д. К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: - воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т. д.); - повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс; По видам утомление может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; общим и локальным; мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим). По формам это состояние классифицируется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. Современная классификация утомления построена на основе учета трех групп показателей: 1) причины его возникновения; 2) симптомы проявления; 3) способы и продолжительность восстановления работоспособности.
Компенсируемое утомление: Причины возникновения (рабочая нагрузка)-Кратковременная, умеренной интенсивности. Симптомы: 1) профессиональные (эффективность и качество работы)- Без нарушений. 2) функциональные — субъективные -Чувство усталости после нагрузки – объективные-Нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки. Мероприятия по восстановлению: Кратковременный отдых. Острое утомление: Причины возникновения (рабочая нагрузка)-Кратковременная, интенсивная.Симптомы: 1) профессиональные (эффективность и качество работы)- без существенных нарушений. 2) функциональные — субъективные - Чувство усталости в конце работы. – объективные- Незначительные вегетативные реакции. Мероприятия по восстановлению: Кратковременный отдых. Хроническое утомление: Причины возникновения (рабочая нагрузка)-Многократная (длительная), интенсивная.Симптомы: 1) профессиональные (эффективность и качество работы)- Существенные нарушения. 2) функциональные — субъективные -Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе. – объективные-Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей. Мероприятия по восстановлению:Продолжительный отдых. Переутомление: Причины возникновения (рабочая нагрузка)- Многократная, длительная, чрезмерной интенсивности.Симптомы: 1) профессиональные (эффективность и качество работы)-Существенные нарушения, ошибки, отказы. 2) функциональные — субъективные -Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности. – объективные-Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей. Мероприятия по восстановлению:Лечение и реабилитация. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготовленности и т. д.
4 2.Психологический стресс как состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения. Когнитивная теория стресса. Психологический стресс — состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения. В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция индивида, которая достигает пороговых уровней его психологических и физиологических возможностей. В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий. Когнитивная теория стресса. Наиболее полно процессы зарождения, развития и проявления психологического стресса представлены в когнитивной теории стресса, основу которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса (Лазарус Р., 1970). Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, а также ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. Психологический стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной — угрозы, то есть сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Различаются три типа стрессовых оценок:
1) травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть супруга, потеря работы и т. п.); 2) угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет; 3) сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация. Оценку события как стрессового определяют три основных фактора: 1) эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, — как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор; 2) неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объема необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта; 3) значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события и т. д. Из когнитивной теории стресса делается ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, — личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.250 (0.011 с.) |