ТОП 10:

Цель, задачи и порядок проведения медико-психофизиологической консультации.



Медицинский отбор – выявление лиц, которые по состоянию здоровья и уровню физического развития могут успешно в оптимальные сроки овладеть конкретной специальностью и работать в ней без ущерба для здоровья.

При психофизиологической консул проводится комплексная диагностика проф значимых психофизиологических ф-ций, которые необходимы для успешного овладения проф знаниями, умениями и навыками для эффективной работы в профессии.

Опирается на результаты инструментального исследования: уровень развития проф значимых и ключевых ф-ций; выявить сильные и слабые стороны психофизиологического статуса человека и в соответствии с ними дать рекомендации.

В системе профессиональной ориентации молодежи большое значение следует уделять оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Основой проведения психофизиологической профконсультации является определение профессиональной пригодности подростка как наиболее полного соответствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии. С одной стороны для охраны функционально неполноценного органа или системы, с другой - с целью преимущественного использования функционально развитых физиологических систем.

В процессе проведения медико –физиологической профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к видам деятельности, группам профессий или к отдельной профессии.

Т. к. задачей профконсультации является установление оптимально соответствия индивида избираемой профессии в плане соответствия как состояния здоровья, так и психофизиологических особенностей , медицинская профконсультация имеет 2 раздела. Первый раздел – традиционно медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии в соответствии с состоянием здоровья. Второй раздел – сравнительно новый –физиологической профконсультация, выборпрофессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела физиологической профконсультации строится на изучении требований профессии к организму ( с одной стороны) и изучении соответствующих индивидуальных особенностей (с другой стороны). В случае врачебной консультации - это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиологической профконсультации – индивиуально – типологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации в том, что значительное количество людей ограничены в выборе профессий из-за отклонений св состоянии здоровья( хронические заболевания, функциональные отклонения).

Задача врачебной профконсультации - рекомендация для лиц с отклонениями в состоянии здоровья такого вида деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма, но и способствовал коррекции имеющихся изменений, имел оздоровительное значение.

Правильный выбор вида труда – это профилактика прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональных изменеий в органические, профилактика инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет 2 основных направления: 1 – врачебный профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности выполнения конкретной профессии; 2- врачебная профессиональная ориентация – рекомендации в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору профессии обусловлены двумя причинами:

1 – характер труда или условия среды способны оказать неблагоприятное влияние на течение хр. заболевания, способствовать частым обострения и прогрессированию.

2 – имеющееся заболевание или анатомический дефект препятствуют качественному выполнению работы.

На основании врачебного составляется врачебно – профконсультационное заключение. В нем должен быть сформулированответ в отношении соответствия или несоответствия состояния здоровья подростка избираемому труду. Также необходимо дать рекомендации в отношении в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обследуемого.

Выбор профессии без учета индивидуальных качеств может привести к ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенностью профессией, низкой производительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологической профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка «профессионально значимых» и «ключевых» психофизиологических функций и качеств, выявить сильные и слабые стороны его психофизиологического статуса и на основании этого рекомендовать выбор видов деятельности. Профессионально значимые психофизиологическихе функции и качества представлены 4 комплексами:

1 – двигательные (моторные): мышечная сила, выносливость, показатели координационных свойств;

2 – сенсорные( функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная устойчивость.

3 – индивидуально – типологические особенности ВНД: возбудимость, сила, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково – подкорковых взаимоотношений.

4 – аттенционные и мнемические: свойства внимания и памяти.

 

119.Психологический аспект в профконсультационной работе. Профессионально важные психологические качества человека и их диагностика в процессе профконсультации, в целях экспертизы профпригодности.

Показатели интеллектуально-мнестической сферы:

Динамика психической деят-ти;Уровень общей осведомленности, кругозора, интересов;Ур интеллекта;Речь;Состояние ф-ций внимания;Объем памяти;Состояние ф-ции логического и оперативного мышления, продуктивность мыслительных операций.

Состояние эмоционально-волевой сферы:

Наличие и уровень психической напряженности;Наличие и характер невротических реакций;Наличие и выраженность ур тревожности;Выраженность и направленность агрессии;Эмоциональная лабильность;Тип отношения к болезни.

Неврозоподобные нарушения:

Ипоходрическая симптоматика;Истерическая симптоматика;Астеническая симпт.;Депрессивная симпт.;Обсессивная симпт.

Психологические особенности личности: включают систему жизненных ценностей, мотивов, установок, их иерархическую структуру, степень сформированности:

Адекватность самооценки; Уровень самоконтроля ( самоконтроль за эмоц состоянием, за поведением).Ценностные ориентации;Интересы, склонности и направленность личности;Мотивация проф выбора.

Психопатоподобные нарушения на уровне личности: заострение черт, тип акцентуации, психопатии.

Особенности и сформированность самосознания: особенности самооценки, самоотношение, диагности Локус контроля.

Особенности временной перспективы: направленность в прошлое, фиксация на настоящем, направленность в будущее.

Особенности психологической защиты: репертуар психолог защит, напряженность психологической защиты.

Диагностика межличностных отношений: выявление круга общения, особенности процесса общения, степень развития навыков общения, уровень конфликтности.

На ряду с медицинским, психофизиологическим, соц, педагогическими разделами диагностического обследования проведение развернутой психологической диагностики ПВК, включающей исследование интеллектуально-мнестической, эмоц-волевой сферы, особенностей личности, проф интересов, склонностей, притязаний. Для используются стандартные методы психол обследования, беседа, наблюдение, бланковое тестирование, пакеты компьютерных диагностических программ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.009 с.)