ТОП 10:

Изменение удовлетворенности работой в зависимости от возраста.



Удовлетворенность работой - это аффективная или эмоциональная ре­акция на рабочую ситуацию.

Вопрос о возможных различиях в удовлетворенности работой между различными подгруппами сотрудников (такими как мужчины и женщины, со­трудники молодого и старшего возраста, постоянные и совместители) иссле­довался много раз. Одним из наиболее стабильных результатов в исследовани­ях этого направления является положительная корреляция между возрастом и удовлетворенностью работой: выраженная удовлетворенность работой, как правило, возрастает вместе с возрастом сотрудников. Однако, это слишком упрощенный вывод. На протяжении всего периода трудовой деятельности че­ловека его удовлетворенность работой меняется как в большую, так и в мень­шую сторону. В возрастной группе от 20 до 30 лет удовлетворенность работой снижается по мере того, как" дает о себе знать расхождение между идеалами и реалиями работы на определенной должности ("шок при столкновении с ре­альностью"). По мере того, как человек приспосабливается к этим реалиям и достигает определенных профессиональных целей, его удовлетворенность по­степенно увеличивается; пик его приходится на возраст около 40 лет. За этим периодом следует "кризис середины карьеры", который обычно наблюдается в возрасте от 45 до 50 лет. После разрешения этого кризиса уровень удовлетво­ренности опять повышается, но снова начинает падать, когда человек готовит­ся к уходу на пенсию ("предпенсионный возраст").

 

51.Профессиональная деформация. Механизм возникновения, формы проявления.Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. "деформация" (от лат. deformatio - искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профес­сиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации чело­века, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер. Профессиональная деформация может привести к за­труднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.Механизм возникновения профессиональной деформации имеет доволь­но сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызы­вают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее прояв­ляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личност­ный профиль работника.

__Профессиональная деформация может иметь довольно сложную дина­мику проявлений в. трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появ­ление определенных черт личности.

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявлять­ся в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при сни­жении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен "трудоголизма", когда человек большую часть времени про­водит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Чело­век ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффек­тивного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную не­осведомленность в других областях.Другой формой проявления этого феномена являются профессиональ­ные стереотипы и установки. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных уме­ниях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. От­рицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к реше­нию проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представ­лений может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти сте­реотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может слу­жить деятельность следователя. Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изу­чен несколько хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимо­действие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности.В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняемый материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ри­гидность и прямолинейность мышления.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на "непрофессиональную" сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и из­лишняя бдительность. Дальнейшее заострение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональ­ной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.005 с.)