Соотношение личности и профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение личности и профессии



Профессиональная деятельность человека задаёт направление развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т.д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, т.е. о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т.е. представление о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности – соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно также, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворения и от процесса, и от результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Процесс формирования личности профессионала начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют 4 этапа профессионализации:

Поиск и выбор профессии; Освоение профессии; Социальная и профессиональная адаптация; Выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются мотивы. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к её требованиям, то на последующих он может стремиться изменить её содержание и условия. Таким образом, профессиональное развитие – довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Оно снижает не только профессиональные успехи, но и негативно проявляется в «непрофессиональной жизни».

 

Формирование мотивации профессиональной деятельности и индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД).

Профессиональная мотивация – система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют её на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Личность оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней всё большего числа потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включённость в профессиональную деятельность.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Выделяют 2 группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует личность на приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы (материальная выгода, социальное признание и др.).

Результатом познания человеком окружающего мира являются знания, понятия, представления. Познание, включённое в реальную профессиональную деятельность и подчинённое её целям, называется профессиональным познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, состояние оборудования и др.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД). Производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях: познавательный – человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна; регулятивный – человек сосредотачивает своё внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд её закономерностей в процессе профессионального развития.

На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определённого этапа, их динамика перестаёт совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная – уменьшаться.

 

26. Профессионально важные качества. Формирование профессиональных способностей. ПВК - любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивают эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Пвк – свойства нервной системы, психических процессов, личностных особенностей, характеристики направленности, знания, убеждения. Под ПВК понимают профес. способности и характеристики личности, обеспечивающие эффектив. деятельность. Профес. способности - свойства псих. процессов(восприятия, память, мышления и и. т.д.) и псих. моторные функции, обеспечивающие эффективность деятельности. Главный вопрос – как из общих способностей развить профессиональные способности. ЭТО объясняется концепцией функциональных и операционных механизмов, обеспечивающие развитие любой псих. функции.(Ананьевым). Подфункциональным механизмам понимается генетический мех. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания. Для каждой псих.функции свой операционный мех. Общие способности наполняются профес. содержанием и превращаются в профессиональные. Соотношения общих и спец. способностей в структуре пвк будет, зависит от пвк. 4-этапы формирования профес. способностей: 1. Вхождение в деятельность. 2. Первичная профессионал. 3. Стабилизация. 4. Вторичная профессионализма. 1 этап деят. По инструкции. главное пвк –это долговременная память. 2этап – развитие ведущих пвк за счет опыта приобретенного на 1 этапе. Фаза стабилизация – деят. Выполняется в индивидуальном плане. 4этап – накопления опыта. В процессе формировании профес. способностей происходит развитие лич. способностей (тревожность повышается сначало, а потом снижается). Нужно при этом учитывать специфику деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.022 с.)