Этапы формирования профпригодности, их краткая характеристика. Закон Лехмана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования профпригодности, их краткая характеристика. Закон Лехмана.



Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии.

Существуют следующие основные формы профессиональной ориентации:

профессиональное консультирование; профессиональное; самоопределение; профессиональный отбор; профессиональная адаптация; профессиональное просвещение и др.

Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения.

Целью профконсультирования является оказание помощи в выборе профессии в зависимости от пожеланий и возможностей, представленных вакансий и возможности трудоустройства. Профессиональный консультант помогает работнику: избежать тревожного состояния; получить информацию о возможностях переобучения; выявить проблему, если она является неясной; выделить определенную группу профессий.

Профессиональное самоопределение связано с самореализацией человека во многих важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Профессиональный отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Профессиональный отбор осуществляется путем установления:

медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности;

соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.

Профессиональная адаптация представляет собой систему мероприятий, проводимых в компании с работниками, назначаемыми на должность с целью: обеспечения работников необходимой информацией о целях и задачах предприятия; уменьшения времени на достижение общих стандартов исполнения работы; нейтрализации ощущения неумелости; уменьшения времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия; нацеливания работника на выполнение узловых точек рабочего процесса; развития активного принятия работниками корпоративных ценностей предприятия; соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики.

Профессиональное просвещение. Целью является организация информационного пространства, которое позволяет клиенту получать сведения о существующих профессиях в мире и регионе; формирует представление о содержании специальностей и профессий, о требованиях, которые предъявляются ими к работнику, условиях профподготовки, учитывая реальные возможности трудоустройства. Профинформация, которая доводится до населения, должна даваться с учетом возрастных, социальных и национальных особенностей граждан, получающих данную услугу, а качество и эффективность этого направления работы зависят от ее полноты, достоверности, перспективности, доступности и выразительности. Существует закон Лехмана, суть которого состоит в определении среднестатистического значения деловой активности специалистов в зависимости от их физического возраста. Согласно этому закону, активность человека быстро повышается в период от 20 до 35 лет, а потом идет на убыль.

 

75. Принципы центральной регуляции трудовой деятельности.принцип доминанты. Динамический стереотип, их значение в трудовой деятельности человека.

В ходе производственного обучения в коре головного мозга формируются центры, которые регулируют выполнение тех или иных рабочих движений или приёмов. Возникает своеобразный очаг возбуждения, который «отвечает» аз существование того или иного конкретного действия.

Павлов сравнил кору головного мозга с грандиозной мозаикой и ли сигнализационной доской. Причем на этой доске постоянно остаются запасы пунктов для принятия новых сигнальных раздражителей.

Корковая мозаика – это распределение процессов возбуждения и торможения между миллиардами нервных клеток. Корковая мозаика находится в непрерывном развитии, человек в течение жизни узнаёт новое, совершенствует навыки. В результате анализа и синтеза возбуждения кора головного мозга устанавливает, какой рефлекс в данной конкретной ситуации имеет для организма первостепенное значение, и создаёт для его возбуждения силовое превосходство. Этот рефлекс становится времен господствующим, т.е. доминантой. Конкурирующие рефлексы блокируются, кроме того, доминанта вовлекает в главный очаг возбуждения все слабые нервные импульсы блокированных рефлексов.

Доминанта – это временно господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, объединяющий функционально совокупность нервных центров. Она обеспечивает слаженность работы всего нервно-двигательного аппарата, эффективность его использования. Доминанта формируется в процессе обучения и тренировки. При утомлении она может нарушаться, в результате чего в работе обнаруживается нерешительность, лишние движения.

Динамический стереотип – устойчивая, слаженная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в заданной последовательности и через определённые промежутки времени.

В трудовой деятельности динамический стереотип проявляет себя как система условных двигательных рефлексов. Он вырабатывается в ходе обучения и лежит в основе всякой рабочей операции, приёма или движения. В процессе выработки какого-либо условного рефлекса, лежащего в основе конкретного трудового действия, выделяют 2 этапа:

для начальной стадии характерна иррадиация возбуждения. Когда в осуществлении того или иного действия принимают участие многие центры коры больших полушарий головного мозга. На этой стадии много лишних движений и усилий, часты ошибки и неточности;

по мере усвоения и закрепления правильных приёмов работы происходит концентрация возбуждения, сосредоточения в немногих клетках коры головного мозга. Внешне этот этап образования условного рефлекса характеризуется чёткими и экономными рабочими движениями, отсутствием ошибок.

Таким образом, динамический стереотип – это выработанный закрепленный тренировкой автоматизированный способ достижения определенной цели и решения поставленной задачи. Стереотип проявляется в шаблонности, однообразии выполнения действий, но при этом кора головного мозга обладает способностью к динамике. К изменению стереотипа с учётом возникающих изменений.

 

 

76. Теория личности в профессии. Модель Дж. Голланда для определения совместимости типа личности и типа профессиональной среды.

В 1966 г. Дж.Голланд разработал психологическую концепцию, кот объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

· реалистический,

· интеллектуальный,

· социальный,

· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),

· предпринимательский,

· художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

· интеллектуальный - на умственный труд,

· социальный - на взаимодействие с социальной средой,

· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,

· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,

· художественный - на творчество.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.034 с.)