ТОП 10:

Понятие «операциональный уровень психических нарушений», основные проявления психических нарушений операционального уровня на видах жизнедеятельности человека.



Операциональный уровень психич.нар. – нарушение высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие), которое обусловлено преимущественно органическими причинами.

Нарушения этого уровня влекут за собой ограничения жизнедеятельнсти

-ориентация (нарушения памяти; внимания – сужение; нарушение мышления, восприятия, ВКФ –речь, письмо);

- обучение (нарушение динамики псих. деятельности, высших корковый ф-й);

- контролю за своим поведением (нар.памяти, внимания, мышления);

-трудовой деятельности (см.самообсл.; нарушение сенсомоторной сферы)

-общение (нар ВКФ – письмо, речь, чтение; восприятия, внимания, мышления, динамики псих.деятельности)

-способность к самообслуживанию (см.обучение и ориентация)

Значение операционального уровня психических нарушений при оценке ограничений жизнедеятельности велико, т.к. при выделении компонентов различных сфер жизнедеят-ти производится оценка психологического статуса больного в процессе медико-соц.экспертизы, и один из уровней оценки – операциональный (также оценивается эмоционально-волевой и личностный).

Исследование познавательной сферы личности: восприятия, внимания, памяти, мышления («Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, «Часы», «Компас», «10 слов», «Перепутанные линии», «Расстановка чисел», «Расстановка чисел с переключением» и др.) при определении профпригодности и ее ограничений. Акцентировать внимание на 2-3 методах более подробно и раскрыть их значение в реабилитационной практике.

Методики для изучения восприятия: компасы, часы, методика изучения восприятия времени, метод восприятия длины.

Методики для изучения внимания: корректурная проба, красно-черные таблицы, расстановка чисел, перепутанные линии, отыскивание чисел.

Методики для изучения памяти: заучивание 10 слов, запоминание цифр, метод опосредованных запоминаний, метод психограмм.

Методики для изучения мышления: м.Векслера, метод сложения чисел с переключением, отыскивание аналогии, сложные ассоциации, прогрессивные матрицы Равена, тест Амтхауэра, м. Интеллектуальная лабильность, КОТ (краткий ориент.тест).

Методика Компасы предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора. Обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя. Время выполнения задачи — 5 мин.

Определяются следующие показатели: общее число просмотренных компасов — производительность (Р); время выполнения задания (Т); число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п); относительная частота неправильных ответов (п/Р); скорость работы (комп./мин).

Методика «Расстановка чисел»-предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Обработка: Необходимо подсчитать правильно записанные числа. Интерпретация Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора. Инструкция : «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя».

Методика «Перепутанные линии» - определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Автор методики Рисс. Оборудование: секундомеры, специальные бланки. Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Методика проведения: Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же, как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает. Обработка: в варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):Y = T *25/N nр, где Т -время выполнения задания, N np - количество правильно прослеженных линий. Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания. После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых. Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:19 и более - отлично; 4 - 9 - удовлетворительно; 10 – 18 - хорошо; 3 и менее - неудовлетворительно.

Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI). Назначение теста - исследование структуры интеллекта личности. Описание теста - Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. Процедура проведения теста - перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы

Субтесты объединены в 4 комплекса – Комплекс вербальных субтестов, Комплекс математических субтестов, Комплекс конструктивных субтестов, Комплексы теоретических и практических планов способностей.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

Понятие «эмоционально-волевой уровень психических нарушений» и его значение при оценке ограничений жизнедеятельности, основные проявления психических нарушений эмоционально-волевого уровня на видах жизнедеятельности человека.

На эмоционально-волевом уровне нарушения обусловлены (как правило) сочетанием органических изменений, отношением больного к своему состоянию и причинами ситуативного характера (какие-то соц.последствия самого заболевания).

На эмоционально-волевом уровне могут выделяться следующие нарушения: эмоционально-волевая неустойчивость, эмоциональная ригидность, высокий уровень тревожности, повышенная откликаемость на внешние раздражители («полевое поведение»), пресыщенность психических процессов (желание, потребность продолжать уже начатое дело отсутствует, но внешние условия обязывают продолжать), напряженность и т.д.

Ориентация – эмоционально-волевая неустойчивость, эмоц.ригидность, полевое поведение.

Контроль за своим поведением – эмоц-волевая неустойчивость (возбудимость), нарушение формирования удержания волевых усилий, уровень тревожности высок.

Обучение - пресыщаемость психических процессов, полевое поведение, эмоц.неустойчивость, эмоц.ригидность.

Общение – эмоц.-волевая неуст, полевое поведение, эмоц.ригидность, тревожность, напряженность.

Самообслуживание – эмоц.-волев.неустойчивость, полевое поведение.

Труд.деят-ть – см.обучение+ нарушение формирования и удержания волевых усилий.

Исследование проводят по методикам:

- оценки реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

- САН;

- шкала тревоги Тейлора;

- шкала тревожности Прихожан;

- определение агрессии Басса-Дарки;

- метод определения эмоц. выгорания (Бойко);

- дифференциальные шкалы эмоций по методике ИЗАРД;

- шк.сниженного настроения-субдепрессии Зунга;

- tepping test

- тест цветовых выборов Люшера…

 

57.Состояние эмоционально-волевой сферы личности и методы ее исследования в реабилитационной практике (Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, шкала тревоги Тейлора (адаптация Т.А. Немчина), САН, тест цветовых выборов М. Люшера, дифференциальные шкалы эмоций по методике К. Изард и др.). Акцентировать внимание на 2-3 методах более подробно и раскрыть их значение.

Шкала тревоги Тейлора. 1955 г. Методика предназначена для оценки уровня тревожности. Адаптирован в 1966 г. В методике 50 утверждений, отвечать «да/нет». Выделяется несколько уровней тревоги: очень высокий, высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому и низкий уровень тревоги. Зная уровень тревоги можно корректировать его через формирование адаптивных форм поведения, находить оптимальные, рациональные комплексы выхода из сложных ситуаций и т.д.

Тест цветовых выборов Люшера - основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Первая редакция теста опубликована в 1948 году. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Т.к. выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов. Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц: «серого цвета»; «8-ми цветов»; «4-х основных цветов» - темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый и желто-красный; «синего цвета»; «зеленого цвета»; «красного цвета»; «желтого цвета».

Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов: серого, темно-синего, сине-зеленого, красно-желтого, желто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого, черного. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно. Через методики можно лучше оценить внутреннее состояние человека, скрытые факторы, которые сам человек может и не осознавать. Оценивать как проходят реаб.мероприятия и как они влияют на эмоц.-волевую сферу.

Методика САН. 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния. Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них: самочувствие,активность,настроение.

Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС). Основанна на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н.Балашовой. В опроснике содержится 10 "прямых" и 10 "обратных" вопросов. Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. Баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" ответам, суммируются, и полученная таким образом "сырая"оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Методика «Оценка личностной и ситуационной тревожности» по опроснику Ч. Спилбергера.Опросник позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Методика включает в себя инструкции 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности. Суммируются баллы отдельно по каждой шкале в соответствии с ключами. При обработке следует учитывать прямые и обратные утверждения. Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.93.2 (0.008 с.)