Модально - неспецифические нарушения памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модально - неспецифические нарушения памяти



 

Модально - специфические нарушения памяти.

 

Нарушение мышления при локальных поражениях мозга.

 

Нарушение мышления при поражении задних отделов мозга.

 

Нарушение мышления при поражении передних отделов мозга.

 

Нарушение счетных операций (акалькулии) при разных локализациях поражения мозга.

 

Типы эмоциональных расстройств.

Функциональные нарушения при поражении гипофизарно-гипоталамических, височных, лобных отделов мозга. Специфика нарушений эмоций в зависимости от локализации поражения в левом или правом полушариях мозга.

 

36. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. Методы исследования нарушений внимания.

А. Р. Лурия рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания - модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга:

- нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные формы внимания (генерализованное состояние внимания). При их поражении возникает быстрое истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности. Может быть компенсировано при усилении речевого контроля. При поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание становится спутанным

- уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень активности. При поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций

- лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное внимание). При поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям.

Второй аспект нарушения внимания - модально-специфическая патология внимания, которая проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Модально-специфическое внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем.

 

Формы нарушения ВПФ (расстройство, ослабление, снижение уровня выполнения функций). Первичные и вторичные нарушения. Топический диагноз.

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Анализ первичного дефекта, лежащего в основе симптома, и его вторичных (системных) последствий приводит нас к последнему положению, играющему столь же значительную роль в анализе нарушения высших психических функций, возникающих в результате очаговых поражений мозга.

Наличие первичного дефекта, связанного с «собственной функцией» данного мозгового участка, неизбежно приводит к нарушению целого ряда функциональных систем, т. е. к появлению целого симптомокомплекса, или синдрома, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом симптомов.

Топический диагноз поражения коры большого мозга ставят при наличии симптомов раздражения (см. Джексоновская эпилепсия), сочетании признаков нарушения корковых отделов анализаторов с расстройством высших корковых функций (гнозис, праксис, речь, память, мышление). В связи с тем, что высшие корковые функции отражают сложную интегративную деятельность мозга в целом, определение места расположения патологического очага в коре большого мозга представляет большие трудности, которые иногда могут быть преодолены лишь с помощью комплексных исследований.

 

Основные принципы синдромного анализа нарушений ВПФ.

 

Нейропсихологический синдром. Синдромный анализ нарушений ВПФ.

Нейропсихологический синдром - закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Синдромный анализ - анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним - факторный анализ).

Проводя СА, необходимо придерживаться следующих пунктов:

- выявление симптомов нарушения ВПФ;

- квалификация симптомов через поиск причин, которая лежит за симптомами.

В результате СА изначально получаем первичное нарушение нарушение, ставшее причиной последующих изменений ВПФ, - которое связано с выпадением конкретного звена функциональной системы. Далее выявляются вторичные нарушения это расстройства функциональной системы в целом. Третичные нарушения это то, что уже осталось от компенсации, - связаны с компенсаторными перестройками, то есть функциональная система пытается заменить пораженную систему.

Пример: Нарушение речи может быть как первичным нарушением, связанным с выпадением конкретного звена, отвечающего за речь: органическая дисфункция языка, речевого аппарата, так и вторичным нарушением, которое характеризуется нарушением речи вследствие слуховой, зрительной дисфункции. Компенсация как третичный дефект проявляется, как реакция на попытку заменить патологичный орган или функцию на другой. В случае речевого третичного нарушения нарушенная речь заменяется тактильными, голосовыми или двигательными процессами. Это позволяет человеку осуществлять общение и взаимодействие, используя другие способы.

 

40.(см 37) Зависимость нейропсихологического синдрома от характера патологического процесса (опухоль, травма, сосудистое поражение) и возраста больного.

Акалькулия возникает при поражении определенных отделов коры преобладающего (доминантного) полушария головного мозга (при кровоизлиянии, опухоли, травме мозга). При акалькулии больные путают графически близкие цифры (6 и 9, IX и XI), пишут, например, 1048 как 1000 и 48, не могут выполнять устные и письменные операции счета. Акалькулия часто сочетается с сенсорной афазией.

 

Синдромы поражения срединных комиссур мозга; синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.134.169 (0.006 с.)