ТОП 10:

Исследование уровня развития высших психических функций при оценке профпригодности и профотборе.



Высшие психические функции - функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.

Высшие психические функции:

- обусловливаются деятельностью головного мозга;

- развиваются под воздействием социальных условий; и

- претерпевают возрастные трансформации.

Индивидуально-типологич-е особенности высшей нервной деятельности (ВНД), уровень развития высших психических функций, двигательной системы, лежат в основе задатков способностей к труду. При проведении профориентационных мероприятий выбор показателей, характеризующих такие ВНД, как сила нервной системы, подвижность нервных процессов, лабильность нервной системы, а так же свойства двигательного, тактильного, зрительного анализаторов и ряда психических свойств (памяти, внимания, мышления) не случаен. Именно эти свойства являются наиболее важными, значимыми, определяющими успешность освоения широкого спектра рабочих профессий, а так же профессий и специальностей других сфер деятельности. Без включения оц. этих и других свойств нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения чел в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Определение наличия необходимых качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих качеств, но и проф-но сориентироваться. Психофизиологич-е данные помогают различать состояния психич адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, кот усиливают или уменьшают компенсаторные возм-ти и ресурсы чел.

Внимание - избирательная направленность познавательной деятельности человека или высших позвоночных животных на определенный объект, значимый в конкретный момент. Внимание:

- обеспечивает согласованность различных звеньев поведения; - характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, распределяемостью и переключаемостью; - выражается на ЭЭГ в локальном подавлении альфа-ритма.

Различаются три вида внимания: -1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; -2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и -3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

Воображение - создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Воображение позволяет реконструировать явления по их описаниям.

Различают воссоздающее воображение и творческое воображение, а также: - произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; и - непроизвольное воображение, проявляющееся в сновидениях и в медитативных образах.

Восприятие - целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Восприятие:

- обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире; - представляет собой активный процесс обучения; - включает понимание и осмысление информации на основе предшествующего опыта; - возможно только при сохранении сознания; - носит категориальный характер.

Различают: - относительно быстрое восприятие хорошо знакомых сигналов; и

- восприятие незнакомых и малознакомых предметов и явлений, представляющее собой процесс, базирующийся на активном ориентировочно-исследовательском поведении







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.004 с.)