Динамика силовых характеристик двигательной системы в течение рабочего дня, суток. Утомление. Графическое изображение этих процессов. Диапазон нормативных значений показателей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика силовых характеристик двигательной системы в течение рабочего дня, суток. Утомление. Графическое изображение этих процессов. Диапазон нормативных значений показателей.



Динамика силовых характеристик двигательной системы в течение рабочего дня, суток. Утомление. Графическое изображение этих процессов. Диапазон нормативных значений показателей.

Силовые ф-ции двигат системы: 1.мышечная сила2.выносливость к статическому усилию3.мышечная работоспособность.

Стадии динамики работосп в теч рабочего дня:

1.оперативный покой – готовность к действиям. Формируется под воздействием раздражителей (подготовка к работе), предрабочая апатия, лихорадочное возбуждение.

2.нарастание работосп – вхождение в работу, формирование динамических стереотипов, возрастание нервно-психических процессов.

3.ст.устойчивой работоспособности. Наибольшая продуктивность труда.

4.снижение работоспособности – усталость, раздражительность, напряжение усилий, снижается продуктивность труда.

5.далее: или фаза срыва работосп, сбой ф-ций организма; или фаза конечного прорыва – мобилизация резервов. Работосп в теч суток:

1. 5-6 ч и 22-24ч – самая низкая раб-ть. 2. 8-12ч – самая высокая. Пик – 10-12ч. Снижение раб-ти может наблюдаться также при недомогании, нарушении режима, ухудшении настроения.

Утомление - временное снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Принято различать утомление умственное и утомление физическое.

Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности умственного труда, падением внимания, трудностью сосредоточения, замедленностью мышления. Вероятная

физиологическая основа этого вида утомления заключается в нарушении нормального взаимодействия процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Физическое утомление сказывается снижением мышечной силы, замедлением движений, уменьшением их размаха, падением интенсивности работы, нарушением точности, согласованности, ритмичности, координации.

 

3. Расчет показателя силы рук (ПСР), мышечной работоспособности. Единицы измерения. Привести пример расчета.

Мышечная кистевая сила зависит от пола, возраста, динамики в теч дня, утомления и от уровня дозир усилия. Исслед-ся с помощью динамометра. Показатель, един измер – максимал сила кистей рук в кг.

Кистевая динамометрия — метод определения сгибательной силы кисти. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин — 39—50 кг, у женщин — 25—33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5—10 кг меньше.

Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин — 60—70% массы тела, у женщин — 45—50%. Показатель силы рук (ПСР) Рассчит-ся по формуле = (макс-я мыш-кистевая сила ÷ м. тела) × 100%. Мыш работоспос-ть. Мыш работоспос-ть = мыш-кистевой силы * выносливость(длит.удержан.усилия). Ед. измерения – кг/сек.

 

 

Оценка способности дифференцирования малых мышечных усилий. Расчет показателей. Диапазон нормативных значений (уровни развития).

М-д исследования – динамометрия. Испыт-му предлагается под зрительным контролем довести стрелку до ур = 25% от максимал мышечного усилия. Затем, не глядя, предлагают испытуемому воссоздать это мышечное усилие. Делается 3 замера. Оценка способности мал мыш усилия строится на основании расчета средней ошибки воспроизведения заданного усилия равного 25 % от максимал без зрительного контроля.

Точность дифференц мышечных усилий при ошибке до 40% расценивается как выше среднего. При ошибке от 41-80 – средний ур, 81 и больше – ниже среднего ур.

Пример: макс мыш усил=48 кг

Дифференцир усилия: 17 кг, 15 кг, 14 кг.

a. дозированное усилие (25 %)=12 кг

b.17+15+14/3=15,3

c. ошибка дифференц=15,3 – 12=3,3

12 кг – 100%

3,3 кг – х

3,3 умн 100/12=27,5

4. способ к дифферен выше среднего

 

Исследование показателей мышечно-суставной и тактильной чувствительности, точности линейного глазомера при оценке профпригодности и профподборе. Методы исследования, единицы измерения, расчет показателей.

Мышечная чувствительность включает целый ряд параметр объекта: масса, длина, толщина, диаметр.

М-д с помощью кинематометра Жуковского. Испытуемому предлаг согнуть до опред градуса стрелку, затем повторить не глядя. Измеряется в градусах.

Цилиндровая проба. Испыт с закрытыми глазами указательным и большим пальцем поочередно определяет вес 2 – х цилиндров и определить, какой из них легче.

Порог – миним разница в весе, кот способен различить испытуемый.

Мышечно-сустав чувствит сост 3,6 % (порог различения по массе), соответ среднему Ур развития данной ф-ции.

Тактильная чувствительность.

М-д Мак-Уорти - опред-ся чувств-ть кистей рук. Оборуд-е: линейка Мак-Уорти. Ребра линейки расх-ся от вершины к основанию, опред-ся в единицах Мак-Уорти по нормативной шкале. Ход иссдед-я: испыт-ый должен определить границу ощущения раздвоения. 3 замера пробных, затем 5 основных замеров вычисл ср.знач-е.

Эстезиометрия - измер-е пространств. порогов – это то мин расстояние между 2-мя точками кожи при одноврем. раздраж-и кот., возник-т ощущ-е 2-х прикоснов-й. Для исследования используется циркуль Вебера. При прикосновении на определенные участки тела (расстояние между ножками циркуля изменяется) необходимо определить, когда расстояние между ножками оценивается как одна точка, а когда как две. Фиксируется в см.

Точность линейного глазомера. 1.М-д исслед-я быстроты различения (Карцев). Испыт-му, сидящему на расстоянии 50 см показ-ют табл. с кольцами Ландольта, необходимо различить сторону разрыва колец, кот постеп-но уменьш-ся. 2.Метод исслед. Точности линейного глазомера. Для исслед-я исп-ся линейка Гальтона =1 метр, с установленными на ней бегунками. Испытуемому предлагается отложить (1,3; 0,5; 3,4 мм). Исследователь со стороны видит насколько точно выполнена процедура. Точность линейного глазомера определ-ся на основании расчета ошибки при делении мерной линейки. Ошибка в 1-6 мм свидетельствует о высоком уровне развития данного показателя. Ошибка 7-15 мм – средний ур-нь развития; 16-20мм – низкий.

13. Оценка моторной зрелости у детей. Наиболее значимые для формирования двигательных умений физические качества. Описать используемые методические приемы.

Расчет индекса массы тела (ИМТ). Диапазон значений ИМТ (норма, ожирение, дефицит МТ). Оценка риска развития некоторых заболеваний в соответствии с ИМТ. Диапазон значений МТ и ИМТ: норма, ожирение - степень, БЭН - степень.

Оценка массы тела (метод формул, диаграмм, таблицы): потребление энергии с пищей должно соответствовать её расходу, тогда масса тела будет в норме.

Методы определения должной массы тела (ДМТ):

ü Формула Бока-Брукша, которая базируется на зависимости массы тела от роста: ДМТ = Рост (см)-100 (при росте до 165 см); ДМТ = Рост (см)-105 (при росте от 165,5 и до 175 см); ДМТ = Рост (см)-110 (при росте более 175 см).

ü В зависимости от роста и пола человека: ДМТ = 48+ (Рост (см)-152) ×1,1кг/см (муж.), ДМТ = 48+ (Рост (см)-152)×0,9 кг/см (жен.)

ü Показатель Бонгарда: ДМТ =

Расчет индекса массы тела осуществляется с помощью индекса Кетле: ИМТ=

ИМТ: 18,5-25 – норма, 25 – избыточный вес, более 25-до 30 – ожирение 1-ой степени, более 30-до 40 – ожирение 2-ой степени, более 40 – ожирение 3-ей степени. Оптимальная зона ИМТ = 20-22. Если ИМТ более 17-до 20 – гипотрофия 1-ой степени, 16-16,9 – гипотрафия 2-ой степени, мене 16 – гипотрофия 3-ей степени.

Если ИМТ больше 20%, то это способствует развитию артериальной гипертензии, диабета, если больше 100% - повышение смертности, онкологических заболеваний, сердечно-сосудистых, эндокринных. Пониженная масса тела приводит к анарексии, нарушению обмена веществ, кахексии, высок риск развития инфекционных заболеваний (верхних дыхательных путей и мочеполовой системы), остеопароза, гинекологических заболеваний.

МТ по сравнению с ДМТ уменьшенная на 10-20% отражает слабую степень белково-энергетической недостаточности рациона (БЭН), уменьшение на 21-30% - умеренная степень БЭН, на 31-40% - высокая степень БЭН, уменьшение более чем на 40% - наличие кахексии.

МТ по сравнению с ДМТ увеличенная на 15-29% - ожирение 1-ой степени, увеличение на 30-49% - ожирение 2-ой степени увеличение на 50-100% - ожирение 3-ей степени, увеличение более чем на 100% - ожирение 4-ой степени.

 

Двойное произведение. Формула расчета. Расчет должной ЧСС при нагрузке. Рассчитать свою должную ЧСС при максимальной нагрузке. Каким образом при помощи ЧСС контролируется величина физической нагрузки.

Двойное произведение (ДП) - это частота ритма в 1 мин, помноженное на величину систолического артериального давления и разделенное на 100.

Двойное произведение (ДП) = : выше среднего 78-85, среднее – 86-89, ниже среднего 90 и больше.

Должная ЧСС при нагрузке = 220-возраст (года) – формула подходит для здор. тренир. людей. Расчёт максимальной ЧСС при нагрузке для нетренированных людей не должна превышать 60% от резерва сердца (РС) = 190-возраст-ЧСС покоя.

Возраст = 21 год, ЧСС = 78, значит РС = 190-21-78=91. 91 – 100%, х- 60%, 60% от РС= 55 уд. в мин, значит должное ЧСС при физ. нагрузке = 78+55=133уд. в мин.

Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (конкретных цифр, понятно, не называю, просто пример, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая (естественно, нагрузка не должна превышать максимальную для Вашего возраста). Это хороший способ динамического контроля Вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т.е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата. Здесь надо сделать одну оговорку.

Если определяться по пульсу, то наиболее физиологическим будет режим тренировок, при котором "пики" ЧСС (т.е. короткие, взрывные нагрузки, при которых прирост пульса достигает 75-85-95%) чередуются с "плато" (т.е. более длительными монотонными нагрузками, при которых увеличение ЧСС держится в пределах 55-65-70% по сравнению с исходным уровнем). Поэтому, если данная нагрузка вызывает значительный подскок пульса, Вы можете использовать ее в своих тренировочных программах как "пиковую", если прирост пульса в пределах 55-65%, то как нагрузку "плато".

 

Методы рефлексометрических исследований. На каких психофизиологических понятиях они базируются. Какие параметры определяются в ходе рефлексометрических исследований. Какие особенности центральной нейродинамики можно с их помощью определить и использовать при оценке профпригодности.

Функциональное состояние ЦНС - фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность.

Сенсомоторная координация - согласованность действий и взаимодействий органов чувств и движений.

Оценить ФС ЦНС и сенсомоторной координации можно с помощью рефлексометрии.

Рефлексометрия - методы, регистрирующие реакции человека на раздражители различной модальности.

Типы приборов: хронотелерефлексометры; рефлексометры; психофизиологические комплексы со встроенным рефлексометром. Рефлексометр состоит из блока экспериментатора и блока испытуемого.

Блок экспериментатора включает в себя: программатор с подачей сигналов; регистрирующее время реакции устройство.

Блок испытуемого состоит из: экрана, на который подается сигнал; кнопочного замыкателя.

Условия проведения рефлексометрии: 1) первая половина дня; 2) условие относительного психофизиологического покоя (устранение помех, раздражителей со стороны окружающей обстановки, например, с помощью звукоизоляционной камеры).

Рефлексометры способны дозировать нагрузку с регистрацией величины последующего ответа, а именно времени моторной реакции человека.

Время реакции (ВР) - объективный поведенческий параметр, являющийся точным показателем функционирования ЦНС и сенсомторики.

В данном показателе выделяют следующие компоненты: 1) латентный период (ЛП); 2) моторный компонент.

ЛП - время от появления раздражителя до начала ответа на него; складывается из следующих составляющих: время возбуждения рецептора; передача сигнала от периферии к центру по афферентным путям; переработка информации в ЦНС; принятие решения о реагировании; посылка команды к исполнительным органам (эффекторам); развитие возбуждения в эффекторах

Моторный период - время непосредственного ответного действия; складывается из следующих составляющих: время возбуждения мышц; время преодоления инерционных сил покоя тела; время пространственной реакции в ЦНС.

Т.о., ВР характеризуется следующими временными затратами:

1.Время восприятия сигнала в рецепторном аппарате; 2.Время прохождения импульса по афферентым нейронам в ЦНС и переработка информации; 3.Время передачи импульса в двигательную кору; 4.Время передачи сигнала по эфферентным путям к мотонейронам спинного мозга; 5.Моторный ответ

Выделяют два вида реакций на стимулы:

1) простая сенсомоторная реакция - на предъявление известного стимула испытуемый реагирует однозначным ответом; возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный стимул.

2) сложная сенсомоторная реакция

а. реакция различения - однородный ответ испытуемого на один из несколько предъявляемых сигналов (на один сигнал надо сделать движение, на другой -нет).

б. реакциявыбора (дифференцировочная реакция) - имеет место в ситуации, когда на несколько сигналов предлагается свой вариант ответа.

Т.о., сложные реакции протекают значительно медленнее, чем простые.

Время не только сложной, но и простой реакции уменьшается под влияние упражнений и увеличивается при утомлении.

Факторы, влияющие на величину ВР человека (латентный период):

-Возраст (с возрастом величина времени реакции человека удлиняется)

-Профессиональная принадлежность (ВР - показатель тренируемый, однако до определенных пределов)

-Индивидуально-типологические свойства высшей нервной деятельности (индивидуальные особенности протекания психических процессов)

-Физиологические и психологические состояния человека (усталость, недомогания, алкогольное отравление, умственное и физическое утомление).

Для повышения надежности труда необходим психофизиологический анализ деят-ти человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профотбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний. В процессе профотбора, кроме выявления ЗУН, стала внедряться система проверки и измерения у индивида его способностей к приобретению новых, специфичных для данной деят-ти, навыков к обучению, оценка индивидуально-психологических и личностных навыков человека в связи с его нейрофизиологическими особенностями (эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, переключаемость, объем, распределение внимания и др.).

Центральным звеном является уровень функционального состояния ЦНС и св-ва ВНД (сила НС, подвижность нервных процессов, лабильность НС). В кач-ве периферических звеньев - анализаторные системы, набор и взаимосвязь которых завит от характера и проф требований к конкретной трудовой деят-ти. Психофизиологические данные помогают различать состояния психич адаптации и дезадаптации, выявлять динамику и формы процесса адаптации, а также определять группы факторов, влияющих на процесс адаптации, кот усиливают или уменьшают компенсаторные возм-ти и ресурсы чел.


Алгоритм расчета

1.Рассчитывается среднее время ЛП ПЗМР с 11 по 30 реакции. М1=ЛП∑11-30/20

2.Рассчитывается среднее время ЛП ПЗМР в последних двадцати реакциях (с 81 по 100). М2=ЛП∑81-100/20

3.Рассчитывается критерий сила-слабость А (предложено Я. Стреляу). А= М1:М2*100%

4.Если:

А>100% это сильная нервная система

А<100% это слабый тип нервной системы

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках.

В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках. Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Сильный человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже потеряв силу на время, он быстро ее восстанавливает. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия.

Уравновешенный - ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.

Подвижный - обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выбранных, но уже негодных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)-оптимально сбалансированы волевые и коммуникативные свойства; имеет хорошие способности к подвижной работе, находчив, активен; склонен к изобретательству; противопоказана медлительная, однотипная, инертная работа. Холерик (сильный, неуравновешенный)– работоспособен, готов к быстрой реакции, работа должна быть цикличной. Не умеют терпеть. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) – высокая работоспособность, наибольших успехов может достичь в деятельности, которая не требует быстрой смены деятельности, сложно включасться в новые ситуации; настойчив, не любит менять привычки, трудно приспос.к новым условиям. Меланхолик (слабый) – быстрое падение работоспособности; теряются на публичных выступлениях; спокойная, нетравмирующая обстановка, темп работы непостоянный, предпочитает работать в одиночку, имеют худ.способности.

Различают воссоздающее воображение и творческое воображение, а также: - произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; и - непроизвольное воображение, проявляющееся в сновидениях и в медитативных образах.

Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности; - обеспечивающих преемственность опыта, единства и многообразия поведения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю.

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и т.о. является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

45 Исследование функции внимания, ее характеристики, методы изучения. Расчет показателей, отражающих уровень развития данной функции. Привести примеры при отборе на какие профессии какие характеристики внимания необходимо учитывать.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Вниманием определяются: • точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения); • прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти); • направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость.

Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

Характеристики: - объема - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время; - избирательность - скорость осуществления выбора стимула из множества других (количество), степень соответствия выбора (качеств.); - устойчивость - временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности без отклонения от исходного качественного уровня; - концентрация - по интенсивности помех; - распределение - временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими; - переключение - скорость перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

- красно-чёрные таблицы (методика Горбова) – назначение теста: оценка переключения и распределения внимания. Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных чисел. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

- счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности - упражняемости и утомляемости. ТаблицыЕ. Крепелина состоят из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. С помощью графика можно получить кривые работоспособности - равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

- методика «Отсчитывание» может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания. Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7 или 13). Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. Промежутки между числами хронометрируются. При повышенной утомляемости и истощаемости, длительность пауз в конце производимого отсчета увеличивается. Ошибки с десятками - ослабление внимания, неустойчивость. Если задача вызывает затруднение, это говорит о снижении интеллектуальной деятельности.

- таблицы Шульте - набор цифр от 1 до 25, расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от 1 до 25) все цифры. Предлагается подряд 4-5 разных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Экспериментатор регистрирует время, затраченное испытуемым на весь ряд цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывайте и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

Без внимания невозможна правильная оценка действительности, запоминание и воспроизведение, мыслительные процессы, деятельность человека. Физиологической основой внимания является устойчивый очаг оптимального возбуждения, доминанта в коре полушарий головного мозга при торможении окружающих участков коры.

Существуют профессии, для которых внимание играет ведущую роль (водитель, сборщики, контролер, диспетчер). - требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Внимание непосредственно связано и с вопросами качества, и с вопросами безопасности труда. Практика показывает, что чаще всего несчастные случаи происходят из-за «невнимания» и вследствие того, что «не хватило внимания». Поэтому характеристики внимания необходимо учитывать как при профессиональном отборе, так и при расстановке кадров. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением.

 

 

Исследование познавательной сферы личности: восприятия, внимания, памяти, мышления («Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, «Часы», «Компас», «10 слов», «Перепутанные линии», «Расстановка чисел», «Расстановка чисел с переключением» и др.) при определении профпригодности и ее ограничений. Акцентировать внимание на 2-3 методах более подробно и раскрыть их значение в реабилитационной практике.

Методики для изучения восприятия: компасы, часы, методика изучения восприятия времени, метод восприятия длины.

Методики для изучения внимания: корректурная проба, красно-черные таблицы, расстановка чисел, перепутанные линии, отыскивание чисел.

Методики для изучения памяти: заучивание 10 слов, запоминание цифр, метод опосредованных запоминаний, метод психограмм.

Методики для изучения мышления: м.Векслера, метод сложения чисел с переключением, отыскивание аналогии, сложные ассоциации, прогрессивные матрицы Равена, тест Амтхауэра, м. Интеллектуальная лабильность, КОТ (краткий ориент.тест).

Методика Компасы предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора. Обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя. Время выполнения задачи — 5 мин.

Определяются следующие показатели: общее число просмотренных компасов — производительность (Р); время выполнения задания (Т); число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п); относительная частота неправильных ответов (п/Р); скорость работы (комп./мин).

Методика «Расстановка чисел» -предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Обработка: Необходимо подсчитать правильно записанные числа. Интерпретация Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора. Инструкция: «В течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя».

Методика «Перепутанные линии» - определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Автор методики Рисс. Оборудование: секундомеры, специальные бланки. Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Методика проведения: Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же, как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает. Обработка: в варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):Y = T *25/N nр, где Т -время выполнения задания, N np - количество правильно прослеженных линий. Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания. После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых. Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:19 и более - отлично; 4 - 9 - удовлетворительно; 10 – 18 - хорошо; 3 и менее - неудовлетворительно.

Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI). Назначение теста - исследование структуры интеллекта личности. Описание теста - Тест интеллекта и одновременно профориентационный тест Амтхауэра может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 30-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. Процедура проведения теста - перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы

Субтесты объединены в 4 комплекса – Комплекс вербальных субтестов, Комплекс математических субтестов, Комплекс конструктивных субтестов, Комплексы теоретических и практических планов способностей.

Опыт работы с TSI свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми и существенными для общей оценки личности.

Понятие «эмоционально-волевой уровень психических нарушений» и его значение при оценке ограничений жизнедеятельности, основные проявления психических нарушений эмоционально-волевого уровня на видах жизнедеятельности человека.

На эмоционально-волевом уровне нарушения обусловлены (как правило) сочетанием органических изменений, отношением больного к своему состоянию и причинами ситуативного характера (какие-то соц.последствия самого заболевания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.318 с.)