Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Социальные и социально-психологические аспекты управления

Поиск

Тема 12. Управление человеком и группой

1. Группы и их классификация. Причины вступления людей в группы.

2. Факторы, влияющие на эффективность группы.

3. Управление человеком и неформальными группами.

4. Симптомы группового давления и способы их нейтрализации.

5. Команда: признаки и виды, основные стадии формирования.

Литература основная

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 91–106.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Экономистъ, 2008. С. 113–125.

3. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента: Метод. материалы по курсу. Ч. II. Иваново, 2006. С. 5–7.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. С. 405–431.

5. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 110–114.

 

Литература дополнительная

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002. С. 226–230.

2. Белковский А.Н. Типы ролей в команде (по Белбину) // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 134–138.

3. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004. С. 684–710.

4. Косолапова Е. Команда или рабочая группа: перспектива и сложности // Управление развитием персонала. 2008. № 3.

5. Лачинина Т. Команда в организации: эффективность совместной деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 7. С. 119–124.

6. Новиковская О. Человеческий капитал как объект управления // Человек и труд. 2002. № 12. С. 78–80.

7. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. С. 262–280.

8. Резник С. Д. Команда управленцев – реальные проблемы // ЭКО. 2002. № 5. С. 133–141.

9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 485–508.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Дайте определение группы. Какова численность малых и больших групп.

2. В чем заключаются принципиальные различия между формальными и неформальными группами? Какие виды формальных и неформальных групп вы знаете. Проиллюстрируйте ответ примерами.

3. Прокомментируйте, используя свой жизненный опыт, почему люди вступают в формальные и неформальные группы.

4. Какие факторы влияют на эффективность групповой работы.

5. Какие факторы принимаются во внимание при определении оптимальной численности групп.

6. Дайте определение групповой сплоченности.

7. Назовите симптомы группового мышления и группового давления. Какие существуют способы нейтрализации их негативных проявлений.

8. Определите наличие в своем коллективе групповых норм и группового давления: каковы они и в чем проявляются.

9. В чем заключается эффективное управление неформальными группами. Что мешает этому процессу.

10. Дайте определение команды, назовите ее отличительные признаки.

11. Какова роль командной работы в организации?

12. Рассмотрите достоинства и недостатки команд.

13. Всегда ли нужны команды? Как определить потребность в командной работе?

14. Дайте характеристику ролей в команде. Подумайте, какую роль вы склонны выполнять в команде. Смогли бы вы выбрать среди ваших коллег потенциальных членов команды, выполняющих описанные роли. На какую роль труднее всего подобрать человека и почему?

15. Опишите основные этапы построения команды. Определите, на какой стадии развития находится ваша группа?

 

Домашнее задание «Моя лучшая группа»

Описать пример из своей жизни, свидетельствующий о группе, в которой вам приходилось быть, и почему Вы считаете эту группу лучшей в своей жизни. Однако вначале необходимо указать тип группы, так как это имеет непосредственное отношение к последующему описанию ее поведения.

 

Практикующие упражнения

Выполните задания, используя построение социограмм. Прокомментируйте полученные результаты.

1. Группе студентов необходимо выполнить в сжа­тые сроки студенческий научно-исследовательский проект повышенной сложности. Вам поручено скомплектовать временную творческую группу по разработке данного проекта.

С кем из членов студенческой группы вы желаете и, очевидно, сможете успешно выполнить данный проект?

2. На обучающей вас кафедре открывается студенческое коммерческое предприятие. Для этого требуется команда надежных предпринимателей (студентов).

С кем из членов студенческой группы вы бы смогли ус­пешно заниматься предпринимательством?

3. В вашем университете состоится через месяц студенческая спартакиада. Каждая студенческая группа должна выставить небольшую, но неплохо подготовленную спортивную команду.

Кому из членов студенческой группы вы доверяете отста­ивать спортивную честь группы на предстоящей спартакиаде?

 

Конкретная ситуация I

«Управленческая команда в компании» [3]

Часть I.

В середине октября 29-летний Борис Минин, президент небольшой торговой компании, должен был встретиться со своей управленческой командой по поводу увеличения цен на продаваемые товары. Пост президента он получил год на­зад от своего отца, владельца компании. Это был поистине сумасшедший год. Компания чуть было не обанкротилась. Однако еще многое осталось сделать, чтобы увести компа­нию от «края пропасти».

Ниже приводится характеристика членов управленческой команды Бориса, собравшихся на заседание к 11:00. Влади­мир – 32-летний финансовый директор компании; в компа­нии работает три года, придя туда из одной из аудиторских компаний «Большой шестерки». Помимо финансов, он отве­чает за бухгалтерию и общеадминистративные вопросы. Ни­колай (35 лет) работает в компании восемь лет. Хотя по обра­зованию он экономист, он поменял много работ в компании. Сейчас он занимается вопросами закупок товаров у постав­щиков и подчиняется Владимиру. Елена – 45-летняя сестра Бориса – руководит торговыми операциями. Торговля орга­низована через дилеров, поэтому у Елены всего несколько человек в подчинении. По семейным обстоятельствам ей не удалось закончить вуз и получить высшее образование.

Борис созвал заседание и пригласил на него консультан­та по управлению, чтобы обсудить проблемы в связи с не­обходимостью повышения эффективности деятельности ком­пании.

Борис: Ладно, мы потратили уже немало времени на об­суждение вопроса о повышении цен. Владимир рекомендует поднять цены на 16% уже сейчас. Хотелось бы узнать мне­ние каждого из вас об этом. Начнем с тебя, Владимир.

Владимир: Мой анализ данных из отчетов по прибыли указывает, что увеличение цен на 16% необходимо прямо сейчас, если мы еще хотим получить какую-нибудь прибыль в этом году. По самым лучшим моим оценкам, мы теряем деньги на каждой продаже. Мы с самого начала года еще ни разу не повышали цены. У нас просто нет сейчас выбора. Мы должны это сделать.

Николай: Конечно, было бы лучше увеличить цены не по сравнению с началом этого года, а по сравнению с этим же периодом прошлого года. Необходимо учитывать, что мы находимся в середине сезона продаж, и повальное увеличение цен не очень желательно. Но, к сожалению, у нас нет выхода.

Владимир: У нас нет способа от этого отказаться.

Борис (выдерживая паузу, оглядывает всех собравшихся): Итак, все вы рекомендуете увеличить цены прямо сейчас?

Николай и Владимир: Да!

Владимир: Необходимо помнить, что мы не можем под­нять цены по старым заказам, их можно ввести только в новые заказы. Мы уже отправили много заказов по старым ценам. Дилеры могут не принять наших предложений. Поэто­му повышение цен коснется только тех заказов, которые мы ожидаем получить.

Николай: Если повышение цен будет отнесено только к новым заказам, то, принимая во внимание 32-страничный спи­сок выполненных заказов у Елены, мы просто не сможем по­чувствовать результата от увеличения цен, о котором говорим.

Владимир: Тогда мы должны известить дилеров о повы­шении цен на уже поставленные им товары. Я задержу им поставки и пошлю письма о повышении цен. Я также попро­шу их подтвердить свое согласие на это. В противном случае намекну им, чтобы они не ожидали от нас в будущем товара.

Николай: Действительно, подтвержденные заказы дадут нам такую возможность.

Борис: Вы думаете, что это самое лучшее, что можно сделать?

Владимир: Мы делаем деньги, и было бы глупо в этой ситуации не поднимать цены.

Борис: Елена, ты чем-то недовольна? Что ты думаешь по этому поводу?

Елена (пожимая плечами): Я даже не знаю.

Владимир (с явным нетерпением): Мы же теряем деньги на каждом заказе.

Елена: Меня беспокоит, что мы поднимаем цены в сере­дине сезона продаж.

Николай: Если ждать, то про это можно просто забыть.

Владимир: Елена, тогда что-нибудь предложи.

Елена: Я не знаю. (Пауза.) Эти заказы (берет в руки 32-страничную книгу заказов) отрабатывались целый месяц с дилерами. Здесь свыше 175 статей товаров. Все это надо те­перь переделать и разослать дилерам обратно для подтвер­ждения. Мне это не очень нравится.

Владимир: Но это стоит сделать.

Николай: Посмотрите, в наших письмах мы можем со­слаться на инфляцию, и, кроме того, ведь это первое уве­личение цен за год. Большинство дилеров поймут это. Давай­те попробуем. Здесь стоит рисковать, не правда ли, Елена?

Елена (опять пожимает плечами).

Борис: Елена, ну скажи что-нибудь.

Елена: Не знаю. Я понимаю, что цены надо увеличить, но меня это беспокоит.

Владимир: Бизнес – это принятие трудных решений. За это нам и платят.

(Все примолкли, смотрят друг на друга, а потом все – на Бориса.)

Вопросы к конкретной ситуации

1. Объясните, что произошло на данном заседании? Ка­кую роль выполнял каждый из участников? Что каждый из них делал и пытался делать? Попробуйте нарисовать схему взаимодействия участников заседания. Было ли заседание эффективным? Объясните.

2. Какое решение они собираются принять? Какие дета­ли важны для этого решения?

3. Как вы поступили бы на их месте?

Часть 2.

Консультант (спокойно); Я думаю, что Елена говорит, интересные вещи. Вы хотите «сделать» большие деньги в середине сезона продаж. В этом и заключается проблема. Если вы не можете обойтись без увеличения цен, то должны подумать о том, как сделать это, сняв большую часть проблем, порожденных этим решением.

Владимир (грубо и с обидой): Было бы глупо отказаться от повышения цен.

Консультант (спокойно): Может быть, это и правда, но лучшим ли образом вы это делаете? Всегда бывает много выходов из положения. Я не думаю, что вы решаете проблему наиболее эффективным методом. (Пауза.) Даже взяв за основу повышение цен, это можно сделать хорошо или плохо. Здесь стоит подумать над тем, как это сделать с наименьшими потерями. (Все молчат, пока консультант их оглядывает и ждет чьего-либо комментария. Ничего не услышав, консультант продолжил). Так, пока вы будете обмениваться письмами с дилерами, пройдет немало времени. Эффект от повышения цен проявится только в конце сезона, а деньги вы получите еще позже. Подумайте о том, что за это время вы потеряете ряд заказов. Чего в этой ситуации будет больше: выгоды или потери? Смотрите на это во времени. (Кон­сультант сделал паузу, дав возможность для комментария.)

Елена: Вот это я и имела в виду.

Консультант: По неполученным заказам повысить цены будет проще, если объяснить дилерам ситуацию.

Владимир (уже не грубо и очевидно с положительным отношением): Ладно, я так и сделаю.

Николай: У нас целая кипа новых заказов, ждущих под­тверждения...

Владимир: Правильно, если нам помогут, то мы можем начать с крупных заказов и сделать это уже сегодня.

Консультант: А почему бы ни подключить к этому людей Елены?

Елена: Да, они знают дилеров лучше. Мы поручим им эту работу, и пусть они связываются с дилерами немедленно. Правда, много сил уйдет на то, чтобы убедить дилеров в необходимости повышения цен. Я тоже займусь этим сразу же после заседания.

Владимир: Я думаю, что по крупным заказам нам всем надо работать индивидуально по телефону, а по небольшим заказам разослать письма.

Консультант: Надо уговорить дилеров сохранить заказы. Это нужно обязательно сделать. Скажите им, что вы сохраните все их заказы и пойдете им навстречу со всеми изменениями, которые они сочтут необходимыми в связи с повышением цен, если они подтвердят свое согласие в течение пяти дней. И весь этот процесс надо держать под контролем.

Елена: Что меня беспокоит, так это то, как лучше сде­лать всю эту работу. Ведь повышение цен – это серьезное дело. Я думаю, что люди пойдут нам навстречу.

Владимир: Мы с Еленой займемся всем этим немедленно. (Все опять замолчали.)

Борис: Хорошо, сможете ли вы все заняться этой работой немедленно? Завтра опять встретимся утром и посмот­рим, как у нас идут дела.

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. Что вы теперь думаете об окончательном решении? Оно лучше?

2. Могла бы управленческая команда Бориса принять но­вое решение без помощи консультанта? Обоснуйте ответ.

3. Можно ли сказать, что в части 1 управленческая ко­манда не занималась решением проблемы? Почему?

4. Что консультант изменил в работе управленческой ко­манды Бориса и в ее организационном окружении, сложив­шемся в компании? Нужно ли здесь что-либо менять?

5. Как данная ситуация свидетельствует о групповом ре­шении проблем, принятии решений и о групповой работе в целом?

 

Тест «Ваша роль в команде» (по Р. Белбину)

 

В каждом из семи разделов распределяют 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как они лучше всего подходят Вашему собственному поведению. Эти десять пунктов могут быть распределены поровну или, возможно, все приданы одному единственному ответу.

1. Что, я полагаю, я могу внести в команду:

a) Я могу быстро увидеть новые возможности и воспользоваться ими.

b) Я могу работать хорошо с самыми разными людьми.

c) Генерирование идей является одним из моих природных качеств.

d) Моя способность состоит в том, чтобы выявлять людей, когда я обнаруживаю что-то, что может быть внесено ценного в групповую активность.

e) Моя способность следовать планам до конца имеет много общего с моей персональной (личной) эффективностью.

f) Я готов столкнуться лицом к лицу с временной непопулярностью, если это приведет к стоящим результатам в конце.

g) Обычно я умею чувствовать, что является реалистичным и возможным для работы.

h) Я могу предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без внесения пристрастия или предвзятости.

2. Мои слабые стороны командной работы могли бы быть связаны с тем, что:

a) Я не чувствую себя непринужденно, пока собрания не будут хорошо подготовлены и проведены.

b) Я склонен быть великодушным к другим, тем, кто имеет обоснованную точку зрения, которая не выставляется напоказ.

c) Я склонен говорить слишком много, как только группа доберется до новых идей.

d) Мой объективный взгляд делает трудным для меня вопрос присоединения к коллегам с готовностью и энтузиазмом.

e) Иногда меня видят как волевого и авторитарного, если существует необходимость, чтобы что-то было сделано.

f) Я нахожу трудным руководить с переднего плана: возможно, я слишком чуток к атмосфере в группе.

g) Я склонен увлекаться идеями, которые приходят в голову, и, таким образом, я теряю направление (плохо ориентируюсь) в том, что происходит.

h) На меня можно положиться в том, чтобы все основные работы были организованы.

3. Когда я вовлечен в проект с другими людьми:

a) У меня есть способность влиять на людей без давления на них.

b) Моя обычная бдительность предотвращает ошибки и оплошности, возникающие из-за невнимательности.

c) Я готов потребовать действий, чтобы удостовериться, что собрание не тратит попусту время и не теряет из вида основные цели.

d) Можно рассчитывать, что я внесу в качестве вклада нечто оригинальное.

e) Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

f) Я стремлюсь искать самое свежее в новых идеях и усовершенствованиях.

g) Я полагаю, что моя способность к здравому смыслу поможет принять правильное решение.

h) На меня можно положиться в том, чтобы все основные работы были организованы.

4. Характерный для меня подход к групповой работе состоит в следующем:

a) У меня есть интерес лучше познакомиться с коллегами.

b) Я не сопротивляюсь, если уделяется внимание точке зрения других, а моя позиция находится в меньшинстве.

c) Обычно я умею находить линию поведения и аргументы, чтобы доказать несостоятельность неразумных предложений.

d) Я думаю, у меня есть талант заставить все работать, как только план запущен в действие.

e) У меня есть тенденция избегать очевидного и выступать с чем-то неожиданным.

f) Я постоянно совершенствую любую работу, которую выполняю.

g) Я готов сделать полноценными контакты вне самой работы.

h) Пока я интересуюсь всеми точками зрения, я не сомневаюсь в своем решении, если только решение принято.

5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:

a) Мне нравится анализировать ситуации и взвешивать возможные альтернативы.

b) Мне интересно находить практические решения проблем.

c) Мне нравится чувствовать, что я способствую хорошим производственным отношениям.

d) Я могу иметь сильное влияние на решения.

e) Я умею сходиться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

f) Я умею убедить людей согласиться на необходимый образ действий.

g) Я чувствую, что мое внимание полностью сосредоточено на том виде деятельности, где я могу ставить задачу.

h) Мне нравится находить ту область, где нужно напрягать воображение.

6. Если бы вдруг мне поручили трудную задачу, ограничив время и предоставив в распоряжение незнакомых людей:

a) Я чувствовал бы себя подобно тому, кто удаляется в угол, чтобы придумать выход из тупика перед развитием линии поведения.

b) Я был бы готов работать с тем, кто покажет самый позитивный подход.

c) Я бы нашел способ уменьшения размеров проблемы, установив, какой наилучший вклад могли бы внести различные индивидуальности.

d) Мое естественное чувство крайней необходимости помогло бы гарантировать, что мы не отстанем от графика.

e) Я полагаю, что сохранил бы хладнокровие и способность мыслить объективно.

f) Я бы удерживал постоянство цели вопреки давлению.

g) Я был бы готов взять на себя руководство, если бы чувствовал, что группа не продвигается вперед.

h) Я бы открыл дискуссии стимулирования новых мыслей и получения некоего движения.

7. Работая в группах и думая об имеющихся у меня проблемах, я вижу, что:

a) Я склонен выказывать нетерпимость к тем, кто препятствует прогрессу.

b) Возможно, остальные критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и недостаточно интуитивен.

c) Мое требование обеспечить, чтобы работа была сделана должным образом, может подкрепляться поступками.

d) Я склонен становиться немного надоедливым, вполне вероятно, и полагаюсь на одного-двух членов команды, поощряющих и воспламеняющих меня.

e) Я нахожу трудным начинать что-либо делать, если не ясны цели.

f) Иногда я не в состоянии объяснить и прояснить сложные вопросы, которые приходят мне в голову.

g) Я сознаю, что хочу от других того, что не умею делать сам.

h) Я не решаюсь четко изложить мои доводы реальной оппозиции.

Убедитесь, что сумма баллов в каждой серии сводится к 10 и итог для всех семи серий равен 70.

Заполните таблицу и подведите итоги, чтобы представить Ваш профиль.

Начальные буквы сверху соответствуют ролям в команде.

 

Раздел И П Ф М Р О К Д
  g d f c a h b e
  a b e g c d f h
  h a c d f g e b
  d h b e g c a f
  b f d h e a c g
  f c g a h e b d
  e g a f d b h c
Итого                

 

Тест

1. Выберите наиболее точное определение группы:

1) это обособленное объединение людей, которые осуществляют совместную деятельность для достижения совместных целей;

2) это двое или более взаимодействующих друг с другом людей, оказывающих и одновременно испытывающих влияние друг на друга;

3) это определенное количество людей, имеющих общие интересы.

2. Неформальные группы отличаются от формальных тем, что:

1) неформальные возникают стихийно, а формальные создаются специально для достижения поставленных целей;

2) неформальные не носят конструктивный характер для организации;

3) формальные долговечнее и надежнее неформальных;

4) формальные не имеют лидера.

3. Выделите главный признак неформальной организации.

1) существование лидера;

2) социально-психологические отношения между людьми;

3) противодействия решениям, принятым администрацией;

4) не зафиксированные в организационных положениях отношения между людьми.

4. Выделите основные виды формальных групп:

1) дружеские группы; 4) команды;

2) группы по интересам; 5) комитеты.

3) производственные, целевые группы;

5. Выделите причины вступления людей в неформальные группы.

1) потребность в совместной деятельности;

2) соображения престижа;

3) потребность в повышении эффективности деятельности;

4) необходимость в общении;

5) необходимость в помощи и защите;

6) симпатия.

6. Определите пути управления неформальными группами:

1) распоряжения и приказы;

2) преодоление негативного отношения к неформальным группам;

3) учет мнения членов неформальных групп и их лидеров;

4) материальное стимулирование;

5) учет влияния принимаемых решений на неформальные группы;

6) обеспечение членов неформальных групп информацией.

7. Какие факторы влияют на эффективность группы?

1) размеры групп; 4) состав;

2) групповые нормы; 5) сплоченность;

3) групповое единомыслие; 6) конфликтность.

8. Выберите верное утверждение:

1) неформальные группы в организации возникают спонтанно;

2) неформальных групп можно избежать при умелом управлении;

3) неформальная группа не может повредить организации в достижении целей.

9. Основным отличием искусства управления группой от искусства управления человеком вообще является необходимость:

1) учитывать интересы каждого члена группы;

2) иметь авторитет;

3) иметь управленческое образование;

4) составлять план действий.

10. Какому этапу построения команды свойственна психологическая напряженность, выявление общности и различия позиций;

1) формирование; 3) бурление;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.018 с.)