Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Стили руководства и имидж менеджера

Поиск

1. Классические стили руководства и их характерные черты.

2. Требования, предъявляемые стилем руководства к руководителям и подчиненным.

3. Одномерные и многомерные стили руководства.

4. Имидж менеджера.

 

Литература основная

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 114–119, 165–175.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Экономистъ, 2008. С. 473–478

3. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента: Метод. материалы по курсу. Ч. II. Иваново, 2006. С. 21–26.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. С. 455–482.

Литература дополнительная

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002. С. 241–251.

2. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 112–117.

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Мн.: Новое знание, 2002. С. 241–274.

4. Новиков К. Имидж и карьера // Банковское обозрение. 2003. № 1. С. 62–64.

5. Основы менеджмента: Учеб / Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. шк., 2005. С. 169–187.

6. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. С. 295–348.

7. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 378–386.

8. Сурков С. А. Идеалы менеджера и реалии жизни // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1. С. 106–112.

9. Хамаганова С. Коучинг как стиль управления // Управление персоналом. 2003. № 1. С. 33–34.

 

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Что обозначает термин «стиль управления»?

2. Дайте характеристику основных стилей руководства. Покажите принципиальные различия между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.

3. Выделите достоинства и недостатки авторитарного и демократического стилей руководства, условия их эффективного применения.

4. Почему ни демократический, ни авторитарный стиль не может быть рекомендован как единственно правильный, универсальный стиль управления?

5. Какие требования предъявляет авторитарный стиль к руководителям и подчиненным?

6. Какие требования предъявляет демократический стиль к руководителям и подчиненным?

7. Почему данные стили управления относятся к одномерным?

8. Раскройте суть двухмерных стилей управления.

9. Сравните различные стили в рамках управленческой решетки Моутон и Блейка. Охарактеризуйте поведение менеджеров типов 1:1, 1:9, 9:1, 5:5 и 9:9.

10. Почему стиль, ориентированный на человека не всегда оказывается эффективным?

11. Какова зависимость между стилем управления и эффективностью управленческой деятельности.

12. Что такое имидж менеджера.

 

Практикующие упражнения

1. Какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходят для следующих организаций:

– совет директоров акционерного общества;

– конструкторское бюро;

– транспортное предприятие;

– банк;

– торговое предприятие;

– рекламное агентство.

2. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении:

– со стороны ректората и деканата;

– со стороны преподавателей.

 

Конкретная ситуация I

Незадолго до летнего отпуска в мае руководитель отдела Иванов оказался очень загружен и дал своим сотрудникам свободу принятия решений. Он просил не беспокоить его по пустякам и действовать самостоятельно.

Вернувшись после отпуска, он возвращает все «на круги своя». Теперь он уже не может найти себе достаточный объем работы. Он лично вмешивается в любое дело, любое решение принимает только сам и вновь повторяет, что он как шеф должен лично вникать во всякую мелочь.

К Рождеству его активность заметно спадает, и наиболее активным сотрудникам вновь удается увеличить поле своей деятельности.

После рождественских каникул кривая активности шефа вновь ползет вверх до тех пор, пока он весной опять не начинает чувствовать усталость, и достигает своего полного спада вновь ко времени его отпуска.

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. Как бы вы охарактеризовали стиль руководства Иванова?

2. Как, по-вашему, сказывается на удовлетворенности работой подчиненных сезонные кривые активности начальника?

3. Эффективно ли такое руководство?

 

Конкретная ситуация II

«Виктор Киам и электробритва «Ремингтон» [5]

Корпорация «Ремингтон Продактс» производит электробритвы «Ремингтон». С конца 40-х годов до конца б0-х компания росла и процветала благодаря своей репутации — производителя электробритв самого лучшего качества.

Хотя «Ремингтон Продактс» была частью холдинга конгломерата «Спэрри Рэнд», ее возглавлял сам основатель корпорации. В 1967 г. самый первый владелец ушел на пенсию, и его место занял инженер, страстно увлекавшийся созданием новой продукции. На протяжении последних 12 лет он направлял все усилия корпорации на совершенствование продукции. В модель вносились изменения каждые 6 месяцев. Иногда они были настолько незначительными, что потребители их практически не замечали. Даже и в такой ситуации внедрение новой продукции означало, что компания переставала производить предыдущую модель. Розничные торговцы боялись держать товарный запас электробритв «Ремингтон», потому что модели устаревали чуть ли не в пределах суток. Положение компании на рынке электробритв начало ослабевать, и эта тенденция продолжалась в течение нескольких лет.

В 1979 г. Виктор Киам выкупил «Ремингтон» у «Спэрри Рэнд». После того, как жена купила ему электробритву «Ремингтон», он пришел к выводу, что компания «Ремингтон Продактс» стоит того, чтобы ее сохранить. Знаток электробритв с практической стороны, Виктор Киам утверждал, что ни одна электробритва не бреет лучше, чем «Ремингтон».

Когда Киам стал владельцем «Ремингтон Продактс», он внес кардинальные изменения в деятельность компании. Первое, что он сделал, это собрал в одну группу руководителей из разных компаний, с кем работал долгие годы, отпустив прежних руководителей «Ремингтона». Затем он наметил дальнейшие сокращения и в производстве: освободил трех из четырех управляющих производств и уволил большую часть инженеров.

Перестроив компанию и придав ей «скорость и эффективность», Киам взялся за этические нормы компании. Многие сотрудники, которых Киам не хотел увольнять, ушли из компании, не выдержав связанного с переменами напряжения. Чтобы остановить эту опасную тенденцию, сотрудников стали знакомить с планами Киама по развитию компании, и все до единого стали участниками программ стимулирования.

Когда организация несколько стабилизировалась, внимание еще раз было направлено на электробритву. Были сняты все хромированные детали и внешние дополнения, придававшие лишний вес, но никак не улучшавшие ее действия. Улучшенный дизайн был дешевле для исполнения, так что экономия на себестоимости пошла на пользу потребителю. Розничных торговцев заверили, что номенклатура производства останется стабильной и что заказы будут выполняться в течение 24 часов. Оздоровлению компании «Ремингтон Продактс» помогли также и другие новации маркетинга, такие как компактный чехол и гарантия возврата денег.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Исходя из информации, касающейся данной конкретной ситуации, какой из пяти стилей руководства Врума-Йеттона использовал Киам после того, как стал владельцем «Ремингтон Продактс»?

2. Каков был стиль руководства Киама: ориентированным на работу или на человека?

3. В какую сторону, по вашему мнению, может измениться ситуация в «Ремингтон Продактс», когда компания придет в норму? Потребуется ли ей гибкий или адаптивный стиль руководства?

 

Тест «Ориентация» [6]

 

Приведённые ниже 35 утверждений отражают особенности управленческого поведения. Отвечайте по каждому пункту так, как бы Вы действовали, если бы руководили рабочей группой. Прочитав утверждение, при ответах ставьте рядо соответственно "В" (всегда), "Ч" (часто), "И" (иногда), "Р" (редко), "Н" (никогда):

 

1. Вероятно, был бы лидером группы.

2. Решился бы на сверхурочную работу.

3. Предоставил бы членам группы полную свободу действия в работе.

4. Поддерживал бы одинаковые для членов группы способы деятельности.

5. Позволил бы людям при решении проблемы критически мыслить.

6. Сделал бы всё от меня зависящее, чтобы моя группа была лучше, чем конкурирующий группы.

7. Говорил бы как представитель своей группы.

8. Побуждал бы членов группы к большему старанию.

9. Испытывал бы свои идеи в группе.

10. Разрешил бы членам группы полную инициативу.

11. Много работал бы в надежде на повышение.

12. Терпел бы замедленные действия и неуверенность.

13. В присутствии посетителей выступал бы от имени группы.

14. Стремился бы поддерживать высокий ритм работы.

15. Давал бы работникам возможность работать с развязанными руками.

16. В конфликтных ситуациях в группе действовал бы как посредник.

17. Внимательно разбирался бы (утопал) в всех деталях.

18. Представлял бы группу в её отношениях с внешним миром.

19. Не хотел бы предоставлять членам группы свободу действий.

20. Решал бы сам, что делать и как делать.

21. Побуждал бы к росту производительности труда.

22. Делегировал бы некоторым работникам полномочия, которые мог бы оставить себе.

23. Думаю, что дела в группе шли бы так, как я предсказывал.

24. Разрешал бы группе выдвигать много инициативных предложений.

25. Давал бы членам группы конкретные задания.

26. Хотел бы вносить изменения.

27. Просил бы членов группы работать интенсивнее.

28. Считаю, что члены группы должны хорошо использовать свои способности критически мыслить.

29. Составил бы график работы.

30. Отказался бы объяснять свои действия.

31. Убеждал бы других в том, что мои идеи пошли бы им на пользу.

32. Разрешал бы группе самостоятельно определять ритм своей работы.

33. Призвал бы группу превысить свои рекордные показатели.

34. Действовал бы не советуясь предварительно с группой.

35. Предполагал бы, что все члены группы соблюдают инструкции и предписания.

Ключ к тесту дает преподаватель.

 

Тест

1. Какие характеристики определяют индивидуальный стиль руководства?

1) степень свободы при принятии решений для подчиненных;

2) стаж и опыт работы;

3) образование;

4) выбор методов управления.

2. Какой стиль управления создает лучший морально-психологический климат?

1) авторитарный;

2) демократический;

3) попустительский.

 

3. Авторитарный стиль управления предполагает:

1) активное участие подчиненных в выборе управленческих решений;

2) правильное восприятие и строгое выполнение распоряжения руководителя;

3) преобладание неформальных коммуникаций;

4) широту предвидения у подчиненного.

4. Какой стиль целесообразно использовать при решении задач творческого характера?

1) авторитарный;

2) демократический;

3) попустительский.

5. Какие качества требуются от руководителя при демократическом стиле руководства?

1) открытость;

2) доверие к сотрудникам;

3) способность и желание делегировать полномочия;

4) стремление ограничить самостоятельность подчиненных и их права.

6. Какой стиль управления предполагает максимальную заботу о производстве и минимальную заботу о людях?

1) демократический;

2) либеральный;

3) авторитарный;

4) адаптационный.

7. В каких случаях из перечисленных ниже следует применять либеральный или пассивный стиль руководства:

1) при начальной стадии формирования коллектива;

2) когда сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;

3) когда сотрудники имеют различный уровень образования;

4) в творческих коллективах;

5) когда сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования;

6) ни в каких.

8. В каких ситуациях необходимо использование авторитарного руководства:

1) при пожаре;

2) при разработке проекта нововведений;

3) в кризисной ситуации, требующей немедленного решения;

4) при постоянном нарушении трудовой дисциплины сотрудниками;

5) ни при каких ситуациях.

9. Наиболее эффективным считается стиль руководства, обозначенный в «управленческой решетке», как:

1) тип 1.9; 3) тип 5.5;

2) тип 9.9; 4) тип 1.1.

 

10. При каком стиле управления используются такие формы руководства, как

распределение заданий и стимулирование; участие в принятии решений:

1) при либеральном;

2) при демократическом;

3) при авторитарном.

11. Установите соответствие между стилями управления и их сущностью:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

А. руководитель доверяет подчиненным по большинству решаемых проблем, прислушивается к советам, поддерживает с подчиненными полуофициальные отношения;

Б. руководитель определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения, предпочтение отдается наказаниям, жесткому тону, дистанцированию с подчиненными;

В. руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия, сам выполняет функции арбитра, эксперта и оценщика.

12. К основным составляющим имиджа руководителя относят:

1) манера говорить и излагать свои мысли;

2) внешний вид членов его команды;

3) имидж и деловую репутацию организации;

4) его национально-этническую и конфессиональную принадлежность.

13. К признакам имиджа либерального руководителя относят:

1) креативность в одежде;

2) дружеский тон в общении с подчиненными;

3) административный тон в общении с подчиненными;

4) способность к разработке самостоятельных решений.

 


 

 

Составитель

РОДНИНА Анна Юрьевна

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Планы и задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.014 с.)