Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормализация; 4) функционирование.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 13. Властные отношения в организации 1. Понятие авторитета и его виды. 2. Источники власти в организации. 3. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства.
Литература основная 1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 119–125, 155–164. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Экономистъ, 2008. С. 450–509. 3. Вортман М. А., Роднина А. Ю. Основы менеджмента: Метод. материалы по курсу. Ч. II. Иваново, 2006. С. 12–14. 4. Либман А. М. Власть и организационное развитие // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 38–46. 5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. С. 431–454.
Литература дополнительная 1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002. С. 230–237. 2. Беляцкий Н. Дискретность лидерства // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 6. С. 35–40. 3. Беляцкий Н. Изменение функций руководителя в новых условиях // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 97–102. 4. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004. С. 570–601. 5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Мн.: Новое знание, 2002. С. 215–240. 6. Орлов А. И. Новое управленческое мышление // ЭКО. 2002. № 4. С. 173–183. 7. Основы менеджмента: Учеб. / Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. шк., 2005. С. 136–150. 8. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. С. 280–328. 9. Пфеффер Д. Власть и влияние: политика и управление в организациях. М.: Вильямс, 2007. 10. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 508–513. 11. Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 46–49. 12. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Рос. журн. менеджмента. 2003. № 2. С. 3–24. 13. Шекшня С.В. Лидерство в современном бизнесе. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. Контрольные вопросы и задания к теме 1. Что такое власть? В чем состоит различие «влияния» и «власти» руководителя. 2. Прокомментируйте высказывание лорда Эктона: «Абсолютная власть развращает абсолютно». 3. Как власть связана с авторитетом. Дайте понятие авторитета, охарактеризуйте его основные виды. 4. Что такое «псевдоавторитет»? Какие он имеет разновидности? 5. Выделите источники власти, имеющие личностную и организационную основу. Раскройте их особенности. 6. Раскройте понятие «лидерство» и его роль в управлении организацией. 7. Каково соотношение власти, лидерства и руководства. В чем заключаются их отличия? 8. Может ли каждый менеджер стать лидером? Сравните менеджера и лидера. 9. Как можно управлять лидерством и развивать его? 10. Что такое деструктивное лидерство? Какие существуют способы его устранения?
Домашнее задание 1. Власть в аудитории Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в аудитории.
2. Приведите примеры известных Вам харизматических руководителей, попытайтесь объяснить, в чем сильные и слабые стороны их власти.
Практикующее упражнение Проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Ранг 1 получает должность, которая является наиболее властной в указанной организации, ранг 15 – наименее властная должность. Медсестра в больнице. Ректор в крупном университете. Генеральный директор в небольшой фирме. Специалист отдела кадров в металлургической компании. Профессор в университете. Оператор ПК в известной фирме Бухгалтер в поликлинике. Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме. Исследователь в компании высоких технологий. Полицейский на посту. Надомный ремесленник. Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании. Депутат Совета Федерации. Решите, какая из должностей должна иметь наиболее сильные: право на власть, власть вознаграждения, власть принуждения. Обоснуйте свое решение.
Конкретная ситуация «Центр власти в «Автрострахе» [4] Сергей Николаев возглавил столичную фирму по страхованию «Автострах» еще задолго до известных октябрьских событий 1993 г. Предчувствуя близкое банкротство фирмы, его бывший партнер заблаговременно покинул страну, прихватив с собой из кассы практически всю наличность. Сергей не без успеха потратил все это время на создание новой организационной культуры, основанной на консенсусном принятии решений и жестких правилах работы. Однако вскоре он обнаружил, что одно из культивируемых им жестких правил стало серьезным препятствием на пути увеличения объемов продаж страховых полюсов фирмы владельцам автомобилей. В принципе, Сергей как глава фирмы мог использовать свое положение и изменить это правило, но вместо этого он решил «пустить дело на самотек». В результате проведения изменения таким образом это заняло бы более двух лет, а если бы Сергей сделал это с позиции своей власти, то понадобилось бы лишь распоряжение, которое могло уместиться на одном листе бумаги. Первое время на должности президента фирмы «Автострах» Сергей занимался «затыканием дыр на тонущем корабле», не обращая почти никакого внимания на создание продуктивной культуры работы. Он вел себя точно в соответствии с Учебами прошлых лет и в своей работе полностью полагался на занимаемую им должность. Он пытался влиять на других через «данную ему богом власть» и методом «кнута и пряника». Он принимал нужных ему людей и увольнял ненужных, пытался «сколотить» на фирме свою команду. Сергей считал свой «путаный» стиль работы смесью «управления по целям» и «принятие решений через консенсус». Он верил, что руководитель единолично не должен определять политику фирмы. Вместо этого он должен создать в компании такую организационную культуру и руководствоваться таким стилем, при которых власть «делится» с подчиненными и взаимное доверие становится залогом хорошей работы. К этой философии управления его привели знания, полученные в рамках международного управленческого семинара, организованного известной страховой британской компанией «Ллойд» для руководителей страховых организаций России. Многие коллеги по фирме считали Сергея политиканом. К этому их склоняло то, что он как бы подстраивал культуру фирмы под себя, под свой стиль руководства. При этом он мог совмещать и сочетать принятие групповых решений с личным контролем над самим процессом принятия решений. Задолго до того, как он собирался передать решение в группу, Сергей встречался с сотрудниками фирмы на их рабочих местах, внимательно слушал их, пытаясь узнать, что члены группы думают и чувствуют. Он давал им советы, подбадривал и говорил им о том, что сам думает. Сергей проводил с подчиненными специальные занятия по стимулированию, целью которых было побудить их к более активным действиям. Занятия проходили следующим образом. Каждый руководитель раздавал участникам копии с его предложениями по бюджету и целям фирмы на предстоящий период. Затем руководители групп по одиночке как бы «защищали» свои предложения перед всеми участниками занятия, которые обрушивались на выступающего с градом замечаний, вопросов и контрпредложений. Поэтому руководители групп не могли рассчитывать на автоматическое утверждение своих предложений. Ожидалось, что они должны «продать» свои предложения другим. Такие занятия проводились регулярно в предплановый период и длились иногда более недели. По их завершению каждый руководитель группы брал на себя обязательства по утвержденному годовому плану. Сергей был очень тверд в том, что те руководители групп, которые не справились с годовым заданием, не должны получать вознаграждение. Если в ходе стимулирующих занятий руководитель группы пытался протащить заниженный план, Сергей немедленно давал ему понять, что такое не пройдет. Он хотел, чтобы все в фирме выполняли работу на высоком уровне, и заставлял своих подчиненных устанавливать реалистичные и вместе с тем напряженный цели. По его мнению, именно результаты работы определяют успех фирмы. До тех пор пока его подчиненные добиваются результатов. Ему было все равно, если «блеск на ботинках наводится кирпичом». Используемый Сергеем стиль управления превращал подчиненных в последовательных сторонников сокращения себестоимости услуг и установления реалистичных целей, а также в ревнивых исполнителей своей работы. Сергей проявлял настойчивость, показывал, как надо делать работу, искусно принуждал и мотивировал свою «команду». Он учился слушать и делиться ответственностью. От этого весь процесс казался путанным и неясным. Однако Сергей был терпелив и способен ждать, когда люди сами увидят «свет в туннеле». Когда он ощущал необходимость проведения значительных изменений, он предпочитал ждать, пока вся его «команда» проникнется таким же состоянием, а не решать проблему «росчерком пера», выпустив очередное распоряжение. Сергей был горд за себя, что смог создать такой тип корпоративной культуры, при котором руководство фирмы ожидает получить обязательства от подчиненных, а подчиненные ожидают быть вовлеченными в дела фирмы.
Вопросы к конкретной ситуации 1. На чем строился авторитет Сергея как первого руководителя в фирме? Дайте обоснование и фактологическое подтверждение своим утверждениям. 2. Какие личностные источники власти позволили Сергею создать корпоративную культуру в фирме? Дайте анализ этой трансформации. 3. Почему вы думаете, что руководители групп, публично «защищая» свои предложения по бюджетам и целям, могли бы считать это при определенных обстоятельствах подрывом своей власти? 4. Приведите примеры сочетания Сергеем власти и политики в достижении своих целей. 5. Какие элементы лидерства содержат «путаный» управленческий стиль Сергея?
Тест 1. Термин «власть» в теории менеджмента обозначает: 1) поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого; 2) манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации; 3) способность влиять на поведение других лиц; 4) любое влияние на людей. 2. Выделите виды псевдоавторитета: 1) формальный; 2) персональный; 3) подавления; 4) расстояния. 3. Распределите источники власти:
4. Для того, чтобы иметь власть, основанную на вознаграждении, недостаточно располагать определенными ресурсами, также следует: 1) иметь систему жесткого контроля; 2) иметь дополнительные источники информации в коллективе; 3) хорошо знать потребности подчиненных; 4) улучшать морально-психологический климат в коллективе. 5. На чем основана законная власть? 1) на вознаграждении; 4) на вере в права руководителя; 2) на положительном примере; 5) на принуждении; 3) на вере в знания руководителя; 6) на страхе. 6. Использование какой формы власти является наиболее затратным: 1) основанной на принуждении; 3) законной; 2) экспертной; 4) основанной на вознаграждении. 7. Для какой формы власти нежелательны ошибочные решения менеджера: 1) основанной на принуждении; 4) законной; 2) экспертной; 5) власти примера; 3) основанной на вознаграждении; 6) власти связей. 8. Какая власть наименее гуманна: 1) основанная на принуждении; 4) законная; 2) экспертная; 5) власть примера; 3) основанная на вознаграждении. 9. Власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера, является: 1) харизматической; 3) принудительной; 2) экспертной; 4) традиционной. 10. Какое утверждение правомерно для лидера: 1) он ведет за собой; 3) он командует; 2) он организует работу; 4) он руководит. 11. На какую основу власти в большей степени опираются лидеры? 1) на должностную; 2) на личностную. 12. Можно ли утверждать, что харизматический лидер это человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности, мудрости, героизме: 1) да; 2) нет. 13. Что включает в себя управление лидерством? 1) выявление лиц с прирожденными или сформировавшимися лидерскими качествами; 2) выявление людей с высокой потребностью власти; 3) выявление личной мотивированности; 4) развитие лидерских качеств; 5) устранение деструктивного лидерства. 14. Какие существуют формы влияния менеджеров на подчиненных? 1) убеждение и участие; 2) формальное и неформальное; 3) экспертное и законное; 4) системное и ситуационное.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.009 с.) |