Функции процесса принятия решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции процесса принятия решения



 

 

Аксиомой в теории управления стало положение о том, что функция принятия решения является центральным звеном всей деятельности руководителя.

Данная функция отличается от иных функций управления тем, что она гораздо меньше стандартизирована и алгоритмизирована, поэтому так велика в ней роль субъективных, собственно психологических факторов. Существует множество правил, процедур и методов принятия решения, облегчающих этот процесс, но каждый руководитель знает по опыту, как велика в этом роль субъективных и даже интуитивных факторов. Функция принятия решения является в силу этого предметом изучения и в теории управления, и в психологии, именно она наиболее отчетливо заставляет почувствовать, что управление не только наука, но и искусство. Анализ содержания этой функции поэтому включает в себя два основных аспекта, отличных друг от друга и тесно взаимосвязанных,— организационный и психологический.

Теория управления долгое время базировалась на постулате рациональности поведения в целом и принятия решения в частности. Суть его в том, что руководитель строит свое поведение и принимает решения, максимально учитывая все факторы ситуации. Это обусловило развитие жестких схем управления, становление «классической теории фирмы». Однако психофизиологические ограничения, объективно присущие человеку, делают невозможным строго рациональное поведение и принятие решения, а учесть все объективные факторы при этом невозможно. Была разработана концепция «ограниченной рациональности», главным тезисом которой является то, что психологические (субъективные) особенности — это объективные, ограничивающие факторы поведения. Возникает «школа принятия решения», классическая теория фирмы сменяется поведенческой теорией.

В теориях управления и принятия решения в настоящее время существуют два основных подхода — нормативный и дескриптивный.

Нормативный подход направлен на разработку правил, идеальных способов и «рецептов» принятия решения, абстрагируясь от субъективных, психологических факторов. Дескриптивный подход, наоборот, требует учитывать эти факторы как основные. Задача первого подхода — исследование того, как должны приниматься решения, задача второго — как это происходит реально. Современная теория управления совмещает два этих подхода.
Организационный анализ функции принятия решения содержит следующие основные направления:

1. определение места и роли процессов принятия решений в общей структуре управленческой деятельности и взаимодействие их с иными функциями управления;

2. анализ основных параметров внутренней и внешней среды организации, оказывающих на реализацию этой функции наиболее сильное воздействие;

3. описание нормативной структуры процесса выработки принятия управленческого решения и определение его этапов;

4. характеристику основных видов и классов управленческих решений;

5. нормативные требования к управленческим решениям.

Роль функции принятия решений в общей структуре управленческой деятельности рассматривается как наиболее важная прерогатива руководителя. Локализация этой функции — ее место в общем процессе управления тремя основными обстоятельствами.

§ Функция принятия решения — важнейший этап процесса стратегического планирования, локализуется она между фазами анализа стратегических альтернатив и реализацией стратегии. Решения, вырабатываемые при этом, имеют наибольшее значение для функционирования всей организации.

§ Она выступает своеобразным механизмом осуществления других управленческих функций, поскольку является их необходимым компонентом. Например, цели организации определяются в результате выбора из некоторого альтернативного их множества. Функция организации тоже связана с выбором ее структуры. Функция планирования сопряжена с выбором какого-либо стратегического варианта развития. Реализация кон
трольной функции также предполагает выбор форм, методов и периодичности контроля.

§ На любом этапе деятельности руководителя необходима оценка степени достижимости решаемых на нем задач и проблем. В зависимости от того, достигнуты или нет поставленные цели, руководитель принимает решение о том, считать ли данный этап завершенным и можно ли переходить к следующим.

Таким образом, функция принятия решения играет роль перехода от одних этапов и фаз управленческой деятельности к другим, поэтому ее определяют в качестве связующей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.024 с.)