Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели экономической безопасности Беларуси↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Финансовая безопасность определяется способностью финансовой системы государства быть устойчивой, динамично и эффективно развивающейся. Основные показатели, характеризующие состояние финансовой безопасности: уровень дефицита бюджета, стабильность цен, банковской системы и национальной валюты, устойчивость финансовых потоков, размер золотовалютного запаса, уровень развития фондового рынка, размер внутреннего и внешнего долга и т.д. Пути укрепления финансовой безопасности: снижение инфляции, улучшение финансового состояния предприятий путем реструктуризации, расширения конкуренции, совершенствования налоговой системы. Продовольственная безопасность определяется способностью удов-летворения спроса населения на продовольствие в основном за счет собственного производства. НАН Республики Беларусь установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По важнейшим продуктам (мясо, молоко, картофель, зерно, яйца) необходимо иметь 100 %-ю обеспеченность, по другим – не менее 70 %. В основном Республика Беларусь может обеспечить свою продовольственную безопасность. Энергетическая безопасность определяется наличием энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях (при обычных и кризисных ситуациях). Энергетическая безопасность определяется долей собственных топливно-энергетических ресурсов, их разнообразием. Считается нор-мальным использование в равных пропорциях не менее 3 основных видов топлива (например, природный газ, нефть, уголь). В Республике Беларусь используется в основном 2 вида ресурсов – нефть, газ. Беларусь обладает низкой энергетической безопасностью. Внутренние угрозы энергетической безопасности: недостаточность собственных топливно-энергетических ресурсов (к 2020 г. планируется доведение доли собственных ресурсов до 30 % с развитием новых видов – АЭС, биотопливо – и использованием традиционных видов топлива – древесное топливо, торф и др.); низкая степень диверсификации импортируемых видов топлива по видам и поставщи-кам; слабый уровень развития возобновляемых источников энергии; износ основных фондов; высокая энергоемкость производства (в рас-чете на 1 жителя Республики Беларусь природного газа используется в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире). Внешние угрозы энергетической безопасности: колебание цен на ресурсы, зависимость от одного поставщика (из России поставляется 85 % всех импортируемых ресурсов. В ЕС существует правило Инфраструктурная безопасность определяется состоянием инфраструктуры страны. Инфраструктура подразделяется на производ-ственную (отрасли, которые обслуживают производство – транспорт, связь, водоснабжение и др.) и социальную (отрасли, которые обслуживают социальную сферу – ЖКХ, торговля, здравоохранение и др.). Особое значение имеют транспорт и связь, что объясняется географическим положением и открытостью экономики Республики Беларусь. Для повышения инфраструктурной безопасности необходимо развивать транспортные магистрали, осуществлять гибкую тарифную политику для привлечения клиентов, создавать привлекательные условия для инвестиций и т.п. Инновационная безопасность определяется состоянием инновационного потенциала. Состояние инновационной безопасности очень важно для экономики Республики Беларусь, т.к. страна имеет ограниченное количество собственных минерально-сырьевых ресурсов, и повышение эффективности экономики может быть достигнуто, в первую очередь, за счет инноваций, для которых имеются предпосылки (высокий уровень образованности людей, развитая научная база). Направления повышения инновационной безопасности: ускорение внедрения нововведений, создание благоприятного инновационного климата в экономике и др. Внешнеэкономическая безопасность определяется степенью защищенности экономики страны от внешних воздействий. Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать: сохранение экономического суверенитета, рост конкурентоспособности национальной экономики, защиту интересов отечественных производителей и др. Угрозы внешнеэкономической безопасности: низкая диверсификация экспорта и импорта и др. Социальная безопасность определяется степенью материального благополучия и жизненного спокойствия граждан. При обеспечении социальной безопасности важно недопущение перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. 11.2. Критерии и показатели экономической безопасности Показатели (индикаторы) экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны (устойчивость, мобильность системы и т.п.). Среди показателей экономической безопасности выделяют важнейшие группы показателей: - экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, объемы и темпы промышленного производ-ства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капитальные вложения); - характеризующие природно-ресурсный, производственный, на-учно-технический потенциал страны; - характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень ин-фляции, дефицит бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренний и внешний долг); - показатели качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды). Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, иначе говоря, критерии экономической безопасности. Критерии (пороговые значения) экономической безопасности – это предельные величины показателей, несоблюдение которых ведет к дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации. Например, по отношению к внутренним угрозам пороговыми значениями являются уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень госдолга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению. Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения – к полному замораживанию капвложений и падению производства. Можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, теряет конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных корпораций, подвергается коррупции, кримина-лизируется и т.д. Важнейшие показатели экономической безопасности определяются в НСУР. Иногда показатели экономической безопасности превышают критический рубеж. Необходимо стремиться к тому, чтобы значения показателей не выходили за пределы пороговых значений. 11.3. Институциональные основы экономической безопасности Обеспечение экономической безопасности – это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз. Система обеспечения экономической безопасности – это совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством. На уровне государства обеспечением государственной безопасности занимаются органы государственной власти и управления. Президент Республики Беларусь формирует Совет безопасности Республики Беларусь и осуществляет руководство его деятельностью, определяет стратегии внутренней и внешней безопасности, организует деятельность по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, контролирует и координирует деятельность госорганов по обеспечению безопасности. Национальное собрание Республики Беларусь разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности (законодательную базу). Совет министров Республики Беларусь осуществляет руководство деятельностью подчиненных ему органов власти по обеспечению безопасности страны, разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики. Министерства занимаются безопасностью по профилю своей деятельности. Координацией работы министерств и госорганов управления занимается Министерство экономики. Также оно разрабатывает прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь. Министерство сельского хозяйства и продовольствия занимается вопросами продовольственной безопасности. Министерство промышленности, отраслевые концерны (Белгоспищепром, Белнефтехим, Беллегпром, Белбиофарм, Беллесбумпром) решают вопросы производственной безопасности. Министерство энергетики занимается вопросами энергетической безопасности. Министерство транспорта, концерн «Белавтодор», Белорусская железная дорога, Министерство связи и информатизации, Министерство архитектуры и строительства занимаются вопросами инфраструктурной безопасности. Совет безопасности Республики Беларусь координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению безопасности. Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере, созданная при Совете безопасности, определяет жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, выявляет угрозы безопасности, разрабатывает меры противодействия угрозам. На уровне субъектов хозяйствования экономическая безопасность обеспечивается руководителями и соответствующими службами предприятий или индивидуальными предпринимателями. Механизм обеспечения экономической безопасности – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия, направленных на предотвращение экономических угроз. Меры по обеспечению экономической безопасности – это специальные виды деятельности государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Меры включают: - определение пороговых значений экономической безопасности; - прогнозирование угроз безопасности; - разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; - создание стратегических запасов ресурсов государства; - мониторинг по выявлению угроз экономической безопасности (информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.014 с.) |