Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели развития региональных социально-экономических комплексов БеларусиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Направлениями развития регионов являются: 1. Использование преимуществ тех или иных областей, например: - выгодного географического положения (Брестская обл. (грани-ца с ЕС, трасса РФ-ЕС), Гродненская обл. – граница с ЕС, Минск (пересечение транзитных трасс ЕС-РФ); - благоприятных условий для развития сельского хозяйства (хоро-шие земли, мягкий климат – Гродненская, Брестская, Минская области); - наличие условий для развития туризма и отдыха (озерный край – Витебская обл., Беловежская пуща – Брестская обл.) и т.д. 2. Использование местных ресурсов для промышленного производства (в том числе трудовых, минерально-сырьевых, смещение производства в регионы с избыточным количеством тех или иных ресурсов), снижение зависимости от природных ресурсов за счет изменения структуры экономики региона. 3. Снижение экологической нагрузки на регион за счет перемещения производства в другие регионы. 4. Уменьшение дифференциации регионов по различным направлениям (например, в социальной сфере – за счет создания агрогородков и т.п.).
4.7.2. Краткая характеристика региональных Брестская область Регион обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом и входит в тройку лидеров по производству сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве, картофелеводстве, выращивании зерновых культур, сахарной свеклы, овощей. Основными отраслями промышленности являются пищевая, легкая, машиностроение и металлообработка (на их долю приходится около 2/3 всего объема промышленного производства региона). Высоким уровнем развития обладают электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Регион располагает полезными ископаемыми, являющимися основой развития промышленности (камень, глины, пески, торф, сапропель и др.). По территории региона проходит транзитный коридор Париж – Варшава – Брест – Минск – Москва, имеется разветвленная сеть дорог. Регион обладает значительным потенциалом в сфере развития туризма (на территории региона находится Беловежская пуща). Витебская область Численность населения региона является минимальной среди всех регионов Беларуси. Регион является высокоразвитым в индустриальном плане (комплекс производит около 12 % продукции промышленности страны). Ведущее положение в структуре промышленности занимает электроэнергетика (крупнейшими электростанциями являются Лукомльская ГРЭС и Новополоцкая ТЭЦ). Достаточно развиты пищевая, легкая, топливная, химическая и нефтехимическая промышленности. Ведение земледелия осложняют факторы: самый низкий уровень плодородия почв, самый холодный климатический пояс, самая низкая обеспеченность трудовыми ресурсами из всех регионов Беларуси. Регион располагает значительными лесными ресурсами (около 19 % запасов древесины страны). По территории региона проходят два трансъевропейских коридора: Париж – Москва и Хельсинки – Витебск – Гомель – Киев – Пловдив. Регион обладает уникальным природным комплексом – Белорусское Поозерье и г. Полоцком, представляющими интерес с точки зрения организации туризма и отдыха. Гомельская область Область является самой большой по территории среди всех областей Беларуси, а также занимает второе место по численности населения среди всех регионов Беларуси (после г. Минска). Регион занимает 1-е место среди всех регионов по объему выпуска промышленной продукции. Удельный вес региона в промышленности страны составляет около 24 %. Наибольший удельный вес приходится на пищевую промышленность, черную металлургию и машиностроение. В регионе производится более 90 % всей продукции черной металлургии страны. Также развиты топливная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, микробиологическая промышленности. Регион богат ресурсами (нефть, каменные и калийные соли, пески, торф, глина, мел, мергель, горючие сланцы, бурый уголь, гипс, минеральная вода и др.). Область имеет развитый научный, научно-технический и образовательный потенциал, уступая по количеству занятых в науке, научном обслуживании, высшем и среднем специальном образовании только г. Минску. По территории региона проходят железнодорожные транспортные магистрали республиканского и межгосударственного значения. Через Гомель проходит трансъевропейский коридор, предусматривающий выход из Украины и России к морским портам Балтийского моря. На территории области расположен Припятский национальный парк и Полесский радиационно-экологический заповедник. Гродненская область Область является самой маленькой по территории и численности населения среди всех областей Беларуси. Ведущие позиции в экономике занимает химическая промышленность. Также развиты пищевая промышленность и машиностроение. Область обладает самыми плодородными землями среди всех областей Беларуси. Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются животноводство, свиноводство, картофелеводство, льноводство, свекловодство, птицеводство, овощеводство. Область бедна полезными ископаемыми. Регион обладает большим количеством архитектурных памятников и памятников природы, что является предпосылками для развития туризма. г. Минск Город Минск занимает 2-е место среди регионов Беларуси по объему выпуска промышленной продукции (удельный вес г. Минска в продукции промышленности страны составляет около 22 %). В Минске находится более 300 промышленных предприятий. Город превосходит остальные регионы по производству продукции машиностроения, электроэнергетики, цветной металлургии, медицинской, полиграфической промышленности. В структуре промышленности преобладает машиностроение. Минск и Минская область являются лидерами по вводу жилья и инвестициям в основной капитал. Минск – лидер по экспорту товаров (доля Минска в экспорте Беларуси составляет около 35 %). Минск является финансовым центром Республики Беларусь (здесь расположен Национальный банк Республики Беларусь, Белорусская валютно-фондовая биржа, более 30 головных офисов коммерческих банков и т.д.). Минск является крупнейшим транспортным узлом Беларуси, обладающим развитой транспортной инфраструктурой. В Минске располагаются 30 вузов, 43 ссуза, 259 общеобразовательных школ, 445 дошкольных учреждений. Минск является центром науки Республики Беларусь. Здесь работают 185 научных и научно-исследовательских учреждений, в том числе Национальная академия наук Республики Беларусь. Минск является крупнейшим культурным центром Беларуси (здесь работает 16 музеев, 11 театров, 20 кинотеатров, в том числе форма- Минская область Минская область занимает 1-е место по количеству промышленных предприятий среди всех регионов Беларуси. Наибольший удельный вес в продукции промышленности занимают химия и нефтехимия, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка. Область экспортирует более 90 % грузовых автомобилей и калийных удобрений, около 70 % станков, свыше 60 % мебели и медицинских препаратов, около 50 % сахара, текстильных и трикотажных изделий, производимых в стране. Регион обладает достаточным количеством земельного и демографического потенциала для развития сельского хозяйства (на территории области находится около 23,8 % посевных площадей Беларуси, по плодородию земель область находится на 2-м месте среди всех областей Беларуси). Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве, льноводстве, свекловодстве, овощеводстве и выращивании фруктов. Регион обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов (калийные соли, глины, пески). Могилевская область Область является высокоразвитым индустриальным регионом. Ведущее место в промышленности принадлежит химии и нефтехимии. Также развиты пищевая, легкая промышленность, машиностроение (автомобильное, сельскохозяйственное и строительно-дорожное), металлообработка. Область обладает богатыми запасами природных ресурсов (цементное и известковое сырье, торф, фосфориты, мел, пески, доломиты, минеральные воды). Сельское хозяйство специализируется на животноводстве, свиноводстве, льноводстве, выращивании зерновых, кормовых культур, птицеводстве, овощеводстве.
ЛЕКЦИЯ 8. 5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5.1. Проблемы перехода от плановой Переходными процессами называются процессы преобразования содержания, структуры и мотивации экономической деятельности, приспособления ее к новым условиям и требованиям внутреннего и внешнего рынков. Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Продолжительность переходного периода мо-жет для разных стран колебаться в пределах от нескольких лет до нескольких десятилетий. Скорость перехода зависит от внутренних и внешних факторов (состояния экономики и институтов общества, желания страны и т.д.). Различается 2 вида путей перехода от плановой к рыночной экономике: - путь, основанный на эволюционных преобразованиях (менее разрушительный в социальном плане, но более длительный), характерен для Беларуси; - путь, основанный на революционных преобразованиях («шоковой терапии», осуществленной в России и Польше в конце XX в.). Переходный период включает 3 основных этапа: - демонтаж старого экономического порядка (ликвидация устаревших экономических структур и механизмов); - становление нового экономического порядка (создание условий для зарождения новых структур и механизмов); - структурная перестройка экономики (непосредственное преобразование структур и механизмов экономики). Для экономики Беларуси также характерно наличие 3 этапов переходного периода (иначе говоря, этапов трансформации экономики): 1. 1991–1995 гг. – этап демонтажа плановой экономики, выразившийся в глубоком затяжном экономическом кризисе. Причиной кризиса был распад единого государства (СССР), системы государственного планирования и организации производства, разрыва экономических связей внутри и за пределами СССР. Были сделаны попытки осуществить экономическую стабилизацию на основе либерализации экономики, приватизации государственной собственности. 2. 1996–2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений. На 2 этапе был осуществлен выход из кризиса, но еще не переход к устойчивому экономическому развитию из-за недостаточности преобразований (причины: высокая степень износа основных фондов, недостаточный уровень использования современных технологий; недостаточно благоприятная правовая и экономическая среда для развития бизнеса; слабая господдержка предпринимательства; низкий уровень инвестиционной привлекательности экономики; отсутствие широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на развитие экономики; низкий уровень эффективности управления приватизированными предприятиями; медленное формирование рыночной инфраструктуры (рынка капиталов и фондового рынка); нехватка высокообразованных кадров). За это время была осуществлена трансформация отношений собственности путем проведения «мягкой», необвальной приватизации с государственным контролем за приватизацией, участием трудовых коллективов (в отличие от других постсоветских государств). 3. 2001 г. и далее – этап перехода на инновационный путь устойчивого экономического развития. Данный этап характеризуется целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения. На данном этапе необходимо продолжение рыночных реформ, начатых на предыдущих этапах трансформации экономики: доведение доли мелкого и среднего бизнеса минимум до 60 % (на начало 2009 г. года доля частного бизнеса составила 30 %); структурная перестройка (переход от ресурсоемких производств и отраслей к менее ресурсоемким, более наукоемким, развитию сферы услуг, развитие рыночных структур) и др.
5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси Магистральным путем, избранным Республикой Беларусь (в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг.), является построение социально ориентированной рыночной экономики (смешанного типа), вхождение в мировое рыночное хозяйство. Системная модель национальной экономики рыночного типа понимается в общетеоретическом и прикладном аспектах: - системная модель в общетеоретическом аспекте (плане) – это совокупность базовых элементов, целей, принципов, обеспечивающих рыночный характер экономики (эволюционного типа), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие; - системная модель в прикладном плане – это совокупность потенциалов, способов организации, направлений преобразования экономики на основе рыночных принципов. Основные черты социально ориентированной рыночной экономики (в общем случае): - смешанная экономика (большие доли государственной и частной собственности); - значительное вмешательство государства в экономику; - поддержание государством конкурентных отношений в экономике (средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса); - высокая доля средств госбюджета в ВВП; - высокий уровень госрасходов на социальные цели и высокий уровень социальной защиты населения; - обеспечение прав и свобод граждан. Причины выбора Беларусью социально ориентированной модели рыночной экономики: - коллективистские традиции СССР и народные ожидания (помощи со стороны государства); - историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ; - традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа и, как следствие, взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не шокового) пути преобразований; - неприятие народом неправедного обогащения немногих за счет большинства, выраженное в отказе от массовой приватизации. Модель рыночной экономики, к созданию которой стремится Республика Беларусь, – это высокоэффективная экономика, в которой должны присутствовать в развитом состоянии все элементы социально ориентированной рыночной экономики. Особенности белорусского варианта модели социально ориентированной рыночной экономики на современном этапе ее развития: - сильная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; - равенство различных форм собственности; - постепенная приватизация, осуществляемая в целях привлечения инвестиций и повышения эффективности национальной экономики; - многовекторность внешнеэкономической политики; - активизация интеграционных процессов на международной арене; - сильная социальная политика государства, адресная социальная помощь. Перспективная модель национальной экономики – это модель социально ориентированной рыночной экономики смешанного типа. Основными чертами перспективной модели развития экономики в зрелой стадии являются: - высокоэффективная экономика с развитыми предпринимательством и рыночной инфраструктурой; - действенное государственное регулирование, заинтересовывающее предпринимателей в развитии производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде; - высокий уровень благосостояния добросовестно работающих граждан; - достойное социальное обеспечение социально уязвимых слоев населения. Основными принципами, на которых базируется перспективная модель развития экономики в зрелой стадии, являются: - принцип конституционных гарантий прав и свобод граждан; - принцип социального партнерства государства, профсоюзов и нанимателей; - принцип равенства всех форм собственности; - принцип гарантии безопасности (неприкосновенности собственности, защищенности личности и т.п.).
5.3. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики Эволюционный путь развития предполагает наличие нескольких стадий перехода к новой экономической системе. Переход от плановой экономики к перспективной модели социально ориентированной рыночной экономики (ПМЭ) предполагает 3 стадии перехода: 1-я – стадия преобладания элементов старой (плановой) экономической модели с появлением элементов новых общественных отношений и структур. В Республике Беларусь данная стадия совпала с необходимостью выхода из кризиса, связанного с распадом СССР; 2-я – стадия сосуществования в рамках одной политической системы элементов двух моделей экономики – плановой и рыночной. Экономика на этой стадии характеризуется как смешанная с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства (которое уже не регулирует все вопросы, как в плановой экономике). Социальная политика остается сильной, но уже не охватывает все сферы общества, а приобретает избирательный характер. Появляется гражданское общество и сильный частный сектор; 3-я – стадия преобладания элементов нового экономического строя – развитой социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающей соблюдение основных принципов: - соблюдение прав и свобод граждан; - наличие социальной помощи, не вредящей движущим силам рынка; - наличие у государства ограниченных функций в управлении экономикой (государство определяет только рамочные и правовые условия развития общества); - развитое гражданское общество; - эффективный частный сектор. Согласно стратегическим документам, определяющим основные направления развития экономики Беларуси (НСУР-2020 и др.), в построении перспективной модели экономики выделяется 3 этапа: 1-й (2001–2005 гг.) – этап создания необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повы-шения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики (включая: разработку законов и нормативов реформирования экономики и функционирования субъектов хозяйствования; техническое перевооружение предприятий; социаль-ные мероприятия (развитие здравоохранения, образования, спорта и т.д.); улучшение экологической ситуации; стабилизацию ситуации в проблемных регионах и др.); 2-й (2006–2010 гг.) – этап создания необходимых условий для обеспечения стабильного социально-экономического и экологического развития. 2-й этап построения ПМЭ можно назвать этапом стабилизации социально-экономического и экологического развития и повышения уровня жизни народа, а также наращивания присутствия элементов ПМЭ. На этом этапе решаются следующие задачи: - завершение разработки законодательно-правовой базы устойчивого развития; - продолжение технического перевооружения производства; - создание условий для структурной перестройки экономики (в т.ч.: развитие человеческого потенциала на основе совершенствования системы образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.п.; создание благоприятных условий для инноваций и инвести-ционной деятельности; наращивание экспорта за счет повышения конкурентоспособности продукции; развитие агропромышленного сектора; внедрение экологически чистых производств и т.д.); 3-й (2011–2020 гг.) – этап гармонизации взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. 3-й этап пост-роения ПМЭ можно назвать этапом укрепления и развития ПМЭ. Основные направления этапа: развитие хозяйственной деятельности с учетом экологических ограничений в соответствии с концепцией устойчивого развития; переход к постиндустриальному информационному обществу с новым технологическим базисом; переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства; расширение частного биз-неса; ускорение интеграционных процессов с другими странами и т.д. 5.4. Структура экономики. Цели и задачи структурной трансформации Структурные деформации, сформировавшиеся в экономике Республики Беларусь к 2000 г.: несоответствие структуры производства спросу; высокая энерго- и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок ресурсов и комплектующих; высокий уровень износа активной части основных фондов; недостаточный уровень развития высокотехнологичных производств. Цель структурной перестройки экономики Беларуси – преобразование экономики в соответствии с современными требованиями и мировыми тенденциями развития рыночной экономики. Направления структурной перестройки: - снижение доли энерго- и материалоемких производств; - замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах; - усовершенствование межотраслевых, межрегиональных пропорций между государственным и частным секторами; между производством, потреблением и накоплением; экспортоориентированными отраслями и инфраструктурой; отраслями, производящими товары и услуги, крупным и мелким бизнесом, уровнем развития регионов; - усиление социальной ориентации преобразований. Принципы структурных преобразований: - обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам экономики; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; - либерализация экономики, трансформация отношений собственности, развитие частной инициативы; - переход на инновационный путь развития; - социальная ориентация перспективной структуры экономики, развитие сферы услуг; - приоритетность развития производств с высокой долей добавленной стоимости (наукоемких, высокотехнологичных); - учет глобализации и региональной интеграции; - гармонизация развития крупного и мелкого предпринима-тельства; - обеспечение рационального использования местных ресурсов; - комплексное развитие производительных сил регионов; - экологизация экономики; - рациональное сочетание госрегулирования и рыночного саморегулирования; - обеспечение национальной безопасности. Механизмы структурной перестройки: 1. Использование инвестиционной составляющей как основного рычага структурной перестройки, в т.ч. государственных и частных инвестиций (при использовании других рычагов – либерализации, приватизации, монетаристских мер и др.). Инвестиции – финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Объекты инвестиционной деятельности: вновь создаваемые и мо-дернизируемые основные фонды, прирост запасов оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. Субъекты инвестиционной деятельности: государство (из бюджетных фондов), государственные и негосударственные предприятия, общественные организации, иностранные предприятия и граждане, граждане-резиденты. Источники инвестиций: ВВП (валовые накопления), заемные средства, собственные средства (прибыль, амортизация, сбережения), привлеченные средства (доходы от продажи акций, паев), денежные средства населения. Состояние и тенденции инвестиционной деятельности: за 1990-е гг. снизилась доля инвестиций в сельское хозяйство и строительство, но затем их доля выросла; незначительно улучшается структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли собственных средств предприятий; частные предприятия проявляют большую активность в осуществлении инвестиций, чем государственные; уровень иностранных инвестиций остается низким. Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инвестиционной политики, являющейся составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика – совокупность целей, задач и системы мер по реализации стратегии социально-экономического развития, определяющая объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Направления инвестиционной политики: - привлечение инвестиций из новых источников (средства населения, иностранные инвестиции); - поддержка наиболее важных направлений инвестирования государством при концентрации бюджетных средств на социально значимых и объектах, предусмотренных для ввода в эксплуатацию в ближайшие годы; - расширение системы лизинговых операций; - развитие инвестиционного сотрудничества с другими странами и др.; 2. Группировка отраслей по определенным признакам и применение к ним соответствующих стратегий преобразования. Стратегия «преследования» предполагает ориентацию на освоение конкурентоспособной (в т.ч. на внешних рынках) продукции традиционными отраслями промышленности (машиностроение) и позволяет в короткие сроки модернизировать эти отрасли, получить экономический эффект и повысить уровень развития других отраслей за счет вложения полученных средств в другие отрасли. Сущность стратегии «передовых рубежей» состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса. Данная стратегия позволяет использовать местные трудовые ресурсы, однако требует крупных инвестиций (может быть использована при структурной перестройке отраслей: химия, микроэлектроника, биология, лазерная техника). Стратегия использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей (на базе имеющихся ресурсов могут модернизироваться отрасли: химия и нефтехимия, работающие на сырье из газо- и нефтепроводов; агропромышленный комплекс; лесное хозяйство; промышленность стройматериалов; электроэнергетика).
5.5. Модернизация структур реального сектора экономики Структурная перестройка предполагает модернизацию всех основных структур экономики – воспроизводственной, отраслевой, институциональной, технологической, региональной. Воспроизводственная структура характеризуется соотношением секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии производства воспроизводственная структура – это соотношение ВВП и промежуточного потребления, т.е. материалоемкость производства (чем ниже промежуточное потребление, тем эффективнее экономика). Экономика Республики Беларусь потребляет более 70 % импорта промежуточных товаров, из которых производится в том числе экспортная продукция. На экспорт также отправляется более 70 % изготовленной промежуточной продукции, т.е. дорогая импортная промежуточная продукция после переработки продается на экспорт тоже в виде промежуточной продукции (по невысоким ценам). Чтобы продавать продукцию по высоким ценам, необходимо производить сложную, информационно насыщенную продукцию с высокой долей в цене добавленной стоимости и низкой долей промежуточного потребления. Несмотря на улучшение пропорций между промежуточным потреблением и ВВП доля промежуточного потребления продолжает оставаться высокой, что свидетельствует о значительной материало- и энергоемкости производства, которые более чем в 2 раза превышают показатели развитых стран (табл. 5.1). Таблица 5.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.015 с.) |