Структура выпуска товаров малыми предприятиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура выпуска товаров малыми предприятиями



по отраслям экономики Беларуси, %

Отрасль По годам
   
Промышленность 45,6 38,2
Строительство 11,6 15,3
Торговля и общественное питание    
Сельское хозяйство 0,8 1,5
Транспорт 5,8 8,6
Операции с недвижимым имуществом 0,6  
Здравоохранение, физ.культура и спорт 0,6 0,6
Прочие отрасли   9,8

 

Таблица 7.4

Структура малого предпринимательства по регионам Беларуси (по состоянию на 01.06.2009)

Регион Малые предприятия Индивидуальные предприниматели
Количество, шт. Удельный вес, % Количество, шт. Удельный вес, %
Витебская обл.   9,3 29 624 13,6
Гомельская обл.   9,8 29 818 13,7
Гродненская обл.   7,6 26 370 12,1
Брестская обл.   9,9 34 195 15,7
Могилевская обл.   8,2 21 962 10,1
Минская обл. 11 122 15,7 28 465 13,1
г. Минск 27 866 39,5 46 849 21,7
Итого     217 283  

 

Переходный период характеризуется наличием сложностей в развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь, что обусловливает необходимость государственного регулирования малого бизнеса.

Роль государства в регулировании малого бизнеса состоит в создании условий наибольшего благоприятствования развитию малого предпринимательства и достижения за счет этого максимального социально-экономического эффекта.

Основные принципы государственного регулирования малого бизнеса:

- косвенное регулирование (отказ от прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов);

- гарантия свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности;

- создание ясных и равных правил и условий хозяйствования для всех субъектов экономики.

Организационная система регулирования малого предпринимательства включает:

1. Органы государственного управления (Совет Министров, министерства, исполкомы).

Функциями органов государственного управления являются:

- разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере малого предпринимательства. (Например, в Республике Беларусь действуют законодательные и нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь», Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», постановления правительства, Указы Президента и др.);

- организация реализации программ поддержки малого предпринимательства;

- обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в государственных проектах и т.д.

2. Финансовые организации (фонды финансовой поддержки предпринимателей).

Фонды являются коммерческими организациями. Денежные средства в них формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц и других источников.

Их функциями являются:

- аккумулирование средств и финансирование программ поддержки малого предпринимательства (например, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей может: предоставлять микрокредит, средний размер которого составляет около 10 млн руб., на срок до 12 мес.; осуществлять передачу объектов в лизинг на сумму до
20 млн руб. на срок до 18 мес. и т.п. При выделении кредитов допускается установление льготной процентной ставки, выдача беспроцентных ссуд и оказание финансовой помощи на безвозмездной основе);

- участие в разработке программ, способствующих развитию конкуренции, созданию рабочих мест, демонополизации экономики, насыщению рынка товарами путем развития малого предпринимательства.

Основные направления развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь:

1.Совершенствование правового регулирования деятельности малого предпринимательства, в том числе:

- унификация всех актов законодательства;

- расширение гласности административных процедур;

- усиление оперативности внесения поправок в законы;

- сокращение сферы ценового регулирования.

2.Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, в том числе:

- компенсация лизинговых платежей, расходов по выплате процентов за пользование кредитами;

- финансовая поддержка создания рабочих мест;

- финансовая помощь для содействия гражданам в организации предпринимательской деятельности;

- финансовая поддержка проектов, связанных с энерго-, ресурсосбережением, а также направленных на выпуск экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции и др.

3.Развитие имущественной поддержки малого предпринимательства:

- предоставление информации об имеющихся свободных площадях;

- передача помещений в безвозмездное пользование под обязательство по созданию рабочих мест малыми предприятиями;

- расширение государственного заказа (на малые предприятия);

- субконтрактация (малых предприятий с крупными предприятиями).

4.Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

- создание новых центров поддержки предпринимательства;

- оказание государственной поддержки центрам поддержки малого предпринимательства для приобретения офисной техники, программного обеспечения.

5.Взаимодействие государственных органов с некоммерческими организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе совместное участие государственных органов и этих некоммерческих организаций в разработке нормативных актов, касающихся деятельности малых предприятий.

6.Развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства, в том числе:

- участие в международных мероприятиях (выставках и др.);

- реализация международных проектов, направленных на развитие малого предпринимательства.

7.Информационное и учебно-методическое обеспечение малых предприятий и др.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11.

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В БЕЛАРУСИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

8.1. Цели и функции государственного регулирования экономики

Необходимость государственного управления логически следует из необходимости существования государства. На современном этапе исторического развития управление экономикой (иначе говоря, государственное регулирование экономики) приобретает все большую значимость. Особенно ярко необходимость государственного регулирования экономики проявляется в периоды возникновения кризисов или других проблем в экономике тех или иных государств.

Мировое развитие экономики свидетельствует о чередовании пе-риодов усиления государственного и рыночного регулирования эко-номики. Соответственно в экономической теории преобладают различные концепции, посвященные роли государства в экономике и предлагающие меры государственного регулирования экономики с различной степенью вмешательства государства.

Широко известны следующие теории государственного регулирования экономики, разработанные в XX в.:

· кейнсианство (теория государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во 2-й половине 1930-х гг.) предлагало следующие меры государственного регулирования (в основном, монетаристские) в период экономического кризиса:

- увеличение расходов государства за счет государственных займов;

- увеличение количества денег в обращении за счет регулируемой инфляции (вливания денег в экономику) и ограничения зарплат (с целью активизации потребления и предотвращения излишнего накопления);

- регулирование занятости (поддержание безработицы на определенном уровне – 3–6 %, с тем, чтобы работники не требовали высоких зарплат);

- привлечение населения к общественным оплачиваемым работам;

· монетаризм (теория, возникшая в 1950-е гг., согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики) предполагает следующее:

- от темпов роста денежной массы зависит деловая жизнь (увеличение денежной массы стимулирует повышенный спрос, соответственно растет производство, а нехватка денег ведет к снижению спроса и депрессии), государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта;

- рыночная экономика является саморегулирующейся системой, сама стремится к стабильности, а возникающие диспропорции являются следствием государственного вмешательства в экономику;

- безработицу снижать не надо, т.к. большее количество работаю-щих увеличит количество денег в обращении и инфляция вырастет;

- государство должно контролировать в экономике только денежное обращение;

· неолиберализм (сформировался в середине XX в.) предполагает:

- необходимость распространения свободного рынка на все сфе-ры жизни общества;

- необходимость ограниченного регулирования экономики, свободный рынок и неограниченную конкуренцию;

- отрицание протекционизма;

- каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие – как контракт (акт купли-продажи).

В последние десятилетия в мировой практике использовались
2 основные модели экономики:

- рыночная;

- административно-командная (плановая).

Основные черты административно-командной (плановой) модели экономики:

- государственная собственность на все экономические ресурсы;

- централизованное планирование и управление экономикой;

- полный государственный контроль производства и распределения;

- преобладание административно-распорядительных методов в управлении.

Плановая экономика эффективна в период чрезвычайных обстоятельств (голод, война, разруха). В нормальных условиях плановая экономика ведет к застою, т.к. у предприятий и работников отсутствует заинтересованность в результатах своего труда. В плановой экономике государство регулирует практически все сферы экономики.

Рыночная модель экономики имеет преимущества и недостатки.

Преимущества рыночной модели экономики:

- эффективное распределение ресурсов;

- ответственность за результаты хозяйствования;

- регулирование экономики путем согласования спроса и предложения и др.

Недостатки рыночной модели экономики:

- неспособность решения общегосударственных проблем (экологических, социальных и др.);

- неспособность самостоятельного решения некоторых экономических проблем (например, в отношении установления правил честной конкуренции и т.д.).

Основным регулятором экономики в условиях ее рыночной модели является рынок. Однако наличие недостатков рыночной модели экономики требует вмешательства государства в экономику.

Основными целями государственного регулирования в условиях рыночной экономики являются:

- обеспечение правовой основы регулирования экономики (создание равных условий всем субъектам хозяйствования, определение правил экономического поведения субъектов хозяйствования, обеспечение гарантий прав и свобод, реализация антимонопольных мер, защита конкуренции и др.);

- регулирование сфер, имеющих общегосударственное значение (обеспечение благополучия нации, обеспечение стабильности экономики и государственного строя, охрана окружающей среды и т.д.);

- регулирование сфер, в которых рыночные регуляторы перестают быть эффективными.

В условиях перехода от плановой к рыночной экономике государственное регулирование экономики имеет особенно важное значение. Переход к рынку не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его функционирования. Однако со временем, в ходе построения рыночной экономики, функции государства в регулировании будут сокращаться. Государство в условиях сформированной рыночной экономики оставляет за собой только приоритетные направления государственного регулирования, без которых невозможно существование общества. Все второстепенные функции государства, связанные с регулированием экономики, со временем подлежат сокращению.

Принципами государственного регулирования экономики являются:

- принцип адекватности (соответствия) регулирования условиям функционирования и состоянию развития экономики в определенный период;

- принцип комплексности регулирования (включая экономическую, экологическую, социальную сферы);

- принцип целостности системы регулирования (взаимосвязи между отдельными элементами системы);

- принцип единства политики и экономики (политика указывает направления развития экономики, а экономика определяет сущность политики);

- принцип единства централизма и самостоятельности (решения государства должны основываться на интересах субъектов хозяйствования; хозяйствующие субъекты должны иметь самостоятельность в решении большинства вопросов; в некоторых случаях централизм может получать больше преимуществ (при регулировании отношений банкротства, введении или отмене налогов и т.п.));

- принцип научности (регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из законов развития природы и общества, опираться на достижения науки и техники);

- принцип эффективности (принимаемое управленческое решение должно приносить лучший результат при наименьших затратах);

- принцип сочетания общих и локальных интересов (решения должны учитывать интересы всех заинтересованных сторон с основой на приоритет интересов более высокого уровня).

 

8.2. Формы и методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики призвано ориентировать макроэкономическое развитие, а также поведение субъектов хозяйствования в микроэкономике в направлении выбранного пути развития экономики.

Государственное регулирование может осуществляться различными методами и в различных формах. Все разнообразие методов и форм обеспечивает выработку различных вариантов достижения целей развития страны, выбор наилучшего из имеющихся вариантов и обеспечение его выполнения.

Методами государственного регулирования экономики являются:

1. Правовые методы, заключающиеся в разработке и реализации законов и нормативных актов, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства, а также дополнительных законодательных актов по обеспечению процессов переходного периода (например, по приватизации госсобственности, поддержке предпринимательства). Правовые методы воздействуют на экономику прямо (при принятии норм, прямо связанных с регулируемым объектом) и косвенно (при принятии норм, прямо не связанных с регулируемым объектом).

2. Административные методы, основанные на силе государственной власти и включающие меры запрета, разрешения, принуждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.п. Например, к мерам запрета и разрешения относятся: лицензирование видов деятельности, квотирование экспорта, импорта (и их отмена). К мерам принуждения относятся: правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, экологические предписания). Административные методы эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии и социальной защиты населения. Административные методы воздействуют на экономику прямо. Ярким выражением этих методов считается государственное директивное планирование. Многие страны Юго-Восточной Азии сейчас имеют 5-летние планы-директивы с различной степенью детализации развития экономики. В условиях ограниченных финансовых ресурсов директивное планирование является единственным способом распределения ресурсов по приоритетам развития страны, не дающим быстрой отдачи. В Китае, Вьетнаме формы административно-распорядитель-ных методов имеют главенствующее значение, и этим во многом объясняется успех экономических реформ. В Беларуси восстановительный период экономики (1996–2000 гг.) был осуществлен оперативно в основном благодаря административному ресурсу.

3. Экономические методы, заключающиеся в косвенном воздействии на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную, налоговую систему. Методы включают введение или отмену налогов, льготы по налогам, порядок начисления амортизации основных средств, государственный заказ, кредитование на льготных условиях и др.

Государственное регулирование экономики (вмешательство в экономику) может осуществляться в 2 формах:

- прямое вмешательство с помощью административных и правовых методов;

- косвенное вмешательство с помощью экономических и правовых методов.

В системе мер государственного регулирования экономики выделяются относительно самостоятельные формы регулирования, каждая из которых может включать в себя разнообразное сочетание методов регулирования экономики.

Основные формы государственного регулирования экономики:

1. Планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки вариантов плана и выбора наиболее эффективного варианта в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятности, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения целей развития объекта.

Программирование – это процесс разработки государственной программы, обеспечивающей решение определенных проблем на определенном уровне регулирования (на уровне национальной экономики, отраслей, регионов). Например, на национальном уровне разрабатываются Национальная программа социально-экономического развития страны на 5 лет, программа «Дети Беларуси», на отраслевом – программы «Бытовая техника», «Жилье».

2. Финансово-кредитное регулирование (включая бюджетно-на-логовое, кредитно-денежное, ценовое регулирование). Финансово-кредитное регулирование сочетает безвозмездное финансирование с кредитованием, установление условий кредитования, цен, налоговых и финансовых льгот и т.д.

Бюджетно-налоговое регулирование – совокупность мероприятий, направленных на аккумулирование и эффективное распределение финансовых ресурсов с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста.

Кредитно-денежное регулирование – совокупность мероприятий, направленных на стабилизацию и развитие финансовой системы государства, включая финансы субъектов хозяйствования и частных лиц, а также на достижение устойчивости функционирования экономики.

Ценовое регулирование – совокупность мероприятий, направленных на ограничение монополистической деятельности и регулирование социальных процессов.

3. Антимонопольное регулирование – это совокупность мер по противодействию монополистической деятельности, содействию раз-витию конкуренции, защите прав потребителей.

4. Дерегулирование экономики – это совокупность мер по обеспечению увеличения доли негосударственной формы собственности, объема рыночных механизмов, снижения объемов государственного регулирования для достижения эффективности функционирования экономики. Основной формой дерегулирования в Республике Беларусь является разгосударствление.

 

8.3. Система прогнозирования и планирования экономики

Планирование и прогнозирование подразделяются на виды по различным признакам:

· по содержанию:

- директивное;

- индикативное.

Директивное планирование – это процесс разработки планов, имеющих силу закона, и обеспечения их выполнения. Директивное планирование применялось в СССР и социалистических странах Европы. Директивные планы отличались чрезмерной детализацией и носили адресный характер. Директивные планы часто не выполнялись и дискредитировали себя. Элементы директивного планирования могут быть использованы в чрезвычайных ситуациях (кризис, война, депрессия, стихийное бедствие).

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование, сочетающее в себе рыночный процесс саморегулирования и регулирующее воздействие государства на социально-экономическую сферу.

В качестве индикаторов могут выступать различные показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов, рынка товаров, занятость, уровень жизни населения и т.д. (например, рост ВВП, ввод в эксплуатацию жилья, рост реальных денежных доходов населения, рост производительности труда, объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.).

Функции индикативного планирования:

- информационная (планами государство информирует субъектов хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет субъектам хозяйствования формировать на этой основе свои бизнес-планы);

- стабилизационная (субъекты хозяйствования и население получают возможность ориентироваться в долгосрочных целях правительства и действовать с учетом их);

- согласительная (индикативное планирование позволяет государству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по основным вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований).

Таким образом, индикативное планирование, не сковывая инициативы частного бизнеса, информирует субъекты хозяйствования о состоянии экономики и указывает основные направления развития экономики и вмешательства государства в экономику.

Система государственного прогнозирования и планирования вклю-чает совокупность государственных прогнозов и программ, разрабатываемых на различные сроки. Порядок разработки государственных прогнозов и программ определен в Законе Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Документы, охватывающие более продолжительный период планирования (прогнозирования), являются основой для разработки документов с менее продолжительным периодом планирования (прогнозирования). Система прогнозирования и планирования имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность планирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов;

· по периоду планирования (прогнозирования):

1. Стратегическое (10 и более лет) – это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Основными видами стратегического планирования являются разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (НСУР) и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет.

НСУР разрабатывается 1 раз в 5 лет на 15-летний период за 2,5 года до начала прогнозируемого периода. В НСУР с учетом состояния
и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений определяются стратегические направления использования потенциалов страны. НСУР является основой для разработки Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов в длительной перспективе обусловливает необходимость проработки в НСУР (например, в НСУР-2020) двух сценариев социально-экономического развития (инерционного (пессимистического) и целевого (оптимистического). Концептуальным ядром НСУР-2020 является модель устойчивого экономического развития.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет разрабатываются 1 раз в 5 лет за 2 года до начала прогнозируемого периода. В Основных направлениях определяются цели развития страны, пути и средства их достижения. Основные направления разрабатываются на основе НСУР (т.е. на основе более долгосрочного прогноза). В свою очередь, Основные направления являются основой для разработки среднесрочных прогнозов (на 5 лет).

2. Среднесрочное (5 лет). Основным видом среднесрочного планирования является разработка Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. Программа разрабатывается за 1 год до начала прогнозируемого периода. В программе отражаются оценка итогов развития страны за предыдущий период; концепция этой программы; макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную, ценовую политику; социальная политика; институциональные преобразования; инновационная, инвестиционная и структурная политика; внешне-экономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основой для разработки программы являются Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет.

3. Текущее (1 год). Основным видом текущего планирования является разработка годового прогноза социально-экономического развития. Основой для разработки Годового прогноза является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. Годовой прогноз является базой для составления республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Порядок и сроки разработки Годового прогноза согласуются с порядком и сроками разработки госбюджета. Годовой прогноз включает: основные показатели развития, задачи, на которые будет направлена политика государства в планируемом году; перечень программ, которые будут финансироваться за счет республиканского бюджета; перечень государственных нужд и государственных заказчиков по поставкам товаров (работ, услуг) для республиканских нужд; государственную инвестиционную программу; целевые показатели развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ развития народнохозяйственных комплексов, отраслей и административно-территориальных единиц.

 

 

ЛЕКЦИЯ 12.

9. СОЦИАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

9.1. Социальный императив: сущность и содержание

Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики.

В Конституции Республики Беларусь отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». Таким образом, целью прогресса является развитие человека, а уровень развития человеческого потенциала рассматривается как мера зрелости общества.

Социальный императив – это обязательное требование обеспечения приоритетности социального начала в государственной политике, в том числе в экономическом развитии.

Для понимания сущности государственного регулирования экономического развития рассмотрим ряд специальных категорий.

9.1.1. Понятие социальной сферы жизни общества

В широком смысле слова социальная сфера – это вся система жизнеобеспечения человека на протяжении его жизни. Социальная сфера связана с удовлетворением разнообразных потребностей человека: материальных, духовных, интеллектуальных. Социальная сфера включает в себя как непроизводственные, так и производственные отрасли народного хозяйства.

В узком смысле социальная сфера отражает ту совокупность
деятельности людей, ее форм и видов, посредством которых они удовлетворяют свои материальные и духовные потребности в опре-деленных условиях и на определенном отрезке времени (т.е. в основном, это социальная инфраструктура – здравоохранение, образование и т.д.).

Социальная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества, в первую очередь, с экономикой и политикой. Так, уровень развития экономики определяет социальную жизнь общества. В свою очередь, жизненные интересы людей определяют развитие экономики. Передача импульсов развития из социальной сферы в экономическую осуществляется через творческую активность социальных групп, занимающих то или иное положение в социальной структуре общества. Таким образом, результаты экономического развития являются следствием не прямого действия органов государственного управления, а опосредованной деятельности социальных групп. Поэтому состояние социальной сферы является очень важным для обеспечения развития государства в целом.

Чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе в эпоху глобализации мировой экономики, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации.

В государстве с развитой социальной сферой, где человек удовлетворяет максимальное количество потребностей (в том числе связанных с получением образования, медицинского обслуживания и т.д.), соответственно, и трудовая отдача человека выше, чем в государстве со слабо развитой социальной сферой. Кроме того, социальная защищенность граждан является основой стабильности в обществе.

В социальной сфере можно выделить следующие объекты государственного регулирования:

– население, занятость, миграция, рынок труда;

– политика доходов, уровень и качество жизни населения, включая вопросы быта, образования, культуры, искусства, отдыха и охраны здоровья, противодействие безработице, резко выраженной социаль-ной дифференциации, антиобщественным явлениям (преступности, наркомании, беспризорности и др.);

– социальная защита населения;

– развитие социальной инфраструктуры (отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта и др.).

Рассматривая социальную сферу как объект государственного регулирования, следует отметить, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения тех потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно («прямая помощь»). В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем («косвенная поддержка»).

Социальная структура общества – это подразделение общества на группы по различным признакам: классовому, демографическому, профессиональному и т.д.

9.1.2. Понятие социальной политики

Связь социальной сферы с политикой проявляется через социальную политику.

Социальная политика – это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению целей социального развития, преобразования социальной структуры и социальных отношений в обществе.

В широком смысле слова социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту («лучшая жизнь для всех»). В узком смысле слова – это система государственных мер по поддержке групп общества, оказавшихся в трудном положении и которые не могут своими силами улучшить благосостояние («лучшая жизнь для слабых»).

Главная цель социальной политики – обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние своей семьи; а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту.

Социальная политика строится на основе принципов:

- целенаправленности (предполагает ориентацию социальной политики на достижение целей, определяющих развитие социальной сферы в определенной перспективе);

- учета возможностей (заключается в учете государством собственных возможностей, а также возможностей граждан в решении социальных проблем. Недооценка роли человека ведет к социальному иждивенчеству и обрекает социальную политику на провал, т.к. при излишней или уравнительной социальной опеке от человека перестает зависеть его социальный статус, и человек теряет заинтересованность в повышении результативности своей деятельности);

- открытости (основные положения социальной политики должны быть известны всем членам общества);

- адекватности (социальная политика должна соответствовать целям развития государства и общества, условиям жизни и интересам граждан);

- целостности (все звенья и направления социальной политики должны быть тесно взаимосвязаны);

- всеобщности и адресности (социальная политика должна охватывать все социальные группы общества, институты социальной сферы, а также содержать конкретные адресные меры в отношении каждой социальной группы).

При проведении социальной политики государство использует разнообразные инструменты:

1. Методы регулирования социальной сферы (экономические, административно-распорядительные, социально-психологические, правовые). Например, посредством правовых методов государство устанавливает обязательный для всех общественный порядок; посредством экономических методов осуществляется наполнение бюджета и финансирования социальных расходов и т.п.).

2. Пороговые социальные параметры.

Социальные параметры – индикаторы и показатели, характеризую-щие уровень экономического развития страны в социальном плане. Значения показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения, а приближение к пороговым значениям сигнализирует об угрозах социальной безопасности.

3. Мониторинг социальных процессов.

Мониторинг – научно обоснованная система регулярного наблюдения, обеспечивающая сбор, обобщение и анализ информации в отношении объектов социальной сферы и предоставление полученных данных госорганам для принятия соответствующего решения.

Объектами мониторинга выступают социальные процессы и явления, имеющие важное значение и влияющие на характер социально-экономического развития страны, на политическую ситуацию и т.д.:

- социально-демографические и миграционные процессы (мониторинг производится по показателям численности населения, миграции населения, половозрастной структуры населения, прироста населения);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.093 с.)