Горючие полезные ископаемые Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горючие полезные ископаемые Беларуси



ЛЕКЦИЯ 1.

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Понятие национальной экономики

 

Целью учебной дисциплины «Национальная экономика Беларуси» является изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, логически корректное, доказательное изложение основных целей, закономерностей и направлений, способов и механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели.

Следует различать национальную экономику как науку и как прак-тическую хозяйственную область.

Таким образом, с одной стороны, национальная экономика – это наука, объектом изучения которой является социально-экономиче-ская система страны, в том числе процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития данной системы.

Субъектами изучения науки «Национальная экономика» являются органы управления и научные структуры.

Как практическая хозяйственная область национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Принцип целостности включает единство территории, финансово-экономического пространства, общности характера экономических институтов и т.д. Принцип социальности означает приоритет социальных целей при определении экономической стратегии.

Системная модель национальной экономики представляет собой комплекс подсистем, связанных между собой отношениями собственности, потоками ресурсов, финансов, юридической, институцио-нальной средой. Кроме того, модель испытывает на себе внешние воздействия различного характера (юридические, финансовые, политические и др.).

Основными подсистемами системной модели являются:

- социальная (демографический потенциал, система социальной защиты);

- экономическая (совокупный экономический потенциал (за исключением демографического и экологического), хозяйственные комплексы, продукты);

- экологическая (экологический потенциал, система экологической защиты).

В основе системной модели лежат базовые принципы, приоритеты и цели, исходя из которых функционирует и развивается модель.

По иерархии в экономической системе страны различаются следующие уровни национальной экономики:

- макроуровень (экономика в целом);

- мезоуровень (отрасли, регионы);

- микроуровень (хозяйствующие субъекты).

 

1.2. Предпосылки и условия становления,
функционирования и развития
национальной экономики

 

Для успешного осуществления преобразования экономики в направлении построения суверенного государства с высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономикой должны быть созданы определенные предпосылки и условия.

Предпосылки успешного развития, создаваемые на начальном этапе движения к данной цели, следующие:

- внешнеполитические (первичность суверенитета, многовектор-ность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и др.);

- внешнеэкономические (открытость экономики, прогнозирование развития мировой экономики и др.);

- внутриполитические (совершенствование политической системы; демократизация общества; уважение менталитета нации, нравственных устоев, основанных на принципах социальной справедливости и дружбы народов и др.);

- внутриэкономические (учет ресурсной базы и существующего уровня развития экономики страны, применение передовых управленческих и производственных технологий в экономике, закрепление долгосрочных целей развития в стратегических документах и др.).

 

Для дальнейшего устойчивого развития национальной экономики необходимо наличие определенных условий (правил), закреплен-ных в Национальной стратегии устойчивого социально-экономиче-ского развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Данные условия подразделяются на 3 группы:

- общесистемные (определяющие тип создаваемого государства и общества, в том числе построение и развитие унитарного демократического социального правового государства, формирование современного гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. В основе условий лежит новая цивилизационная стратегия, предполагающая достижение прогресса с учетом принципов социальной справедливости и защиты экологии);

- системные (определяющие характер внутриэкономического, институционально-правового пространства в государстве и нормы взаимодействия с внешней средой, в том числе формирование единой институционально-правовой среды и т.п.);

- внутрисистемные (определяющие принципы хозяйствования в экономике, в том числе принцип функционирования экономики в основном на базе высоких технологий и инноваций и т.п.).

 

1.3. Основные макроэкономические показатели
и система национального счетоводства

 

Основные статистические показатели рассчитываются в системе национального счетоводства (СНС).

СНС представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода.

В истории развития СНС выделяются 2 основных этапа: первый – после великой депрессии 1929–1933 гг., когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для борьбы с кризисными явлениями; второй – после Второй мировой войны, когда для формулирования задач экономической политики в новых, мирных условиях понадобилась макроэкономическая статистика, обеспечивающая согласованное описание различных ас-пектов экономического процесса. В этот период СНС была введена в мировую практику. В 1968 г. была сформирована межгосударственная СНС ООН, а в 1993 г. – новый вариант СНС ООН, предполагающий анализ секторов экономики. В настоящее время СНС применяется более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой.

Целью использования СНС является обеспечение сбора, учета, ана-лиза статистической информации для прогнозирования и государст-венного регулирования экономики. СНС как статистическая модель направлена на информационное обслуживание органов государственного и межгосударственного управления для принятия ими решений в области формирования и проведения экономической политики на микро- и макроуровне. В СНС статистические показатели и экономические операции представляются в виде набора счетов и таблиц. Информация, которую обеспечивает СНС, позволяет комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны. Таким образом, СНС Беларуси используется как для внутригосударственного анализа и планирования, так и для оценки государства на международном уровне.

Основными принципами СНС являются:

- систематическое применение макроэкономической теории;

- использование принципа двойной записи (каждая операция от-ражается дважды: в ресурсах и использовании, поскольку любая операция включает сумму как выплачиваемую, так и получаемую. Операция представляет из себя экономический поток, обычно это 2 встречных потока; исключением является трансферт, представляющий из себя односторонний поток);

- использование данных СНС для разработки экономической политики;

- участие международных экономических организаций в разработке международных стандартов в области национальных счетов;

- применение математических методов и компьютерной техники в разработке СНС;

- подразделение экономики на 5 секторов (нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; част-ные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства);

- группировка счетов для анализа на макро- и микроуровне (сче-та для секторов экономики, для отраслей экономики, счета отдельных экономических операций, счета для экономики в целом, счета для внешнеэкономических связей).

Основными показателями анализа экономики в СНС являются:

- валовой внутренний продукт (ВВП) – экономический показатель, выражающий совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране факторами производства, находящимися в собственности резидентов и нерезидентов страны;

- валовой национальный продукт (ВНП) – экономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны и за ее пределами факторами производства, находящимися в собственности резидентов страны;

- национальный доход – экономический показатель, выражающий сумму всех доходов собственников ресурсов от участия в производстве. Национальный доход определяется как ВНП за вычетом аморти-зации, косвенных налогов и государственных субсидий (трансфертов);

- личный располагаемый доход – экономический показатель, вы-ражающий сумму доходов населения (домашних хозяйств). Личный располагаемый доход определяется как сумма заработной платы, ренты, дивидендов, процентов, трансфертов и др. доходов, получен-ных гражданами, за вычетом индивидуальных налогов.

Важными показателями для Республики Беларусь являются 16 макроэкономических параметров, включаемых в ежегодный Прогноз социально-экономического развития страны, в том числе: ВВП; продукция промышленности; продукция сельского хозяйства; инвестиции в основной капитал; производство потребительских товаров (в том числе продовольственной и непродовольственной группы); объем внешней торговли товарами и услугами (в том числе экспорт, импорт); реальные денежные доходы населения; розничный товаро-оборот; платные услуги населению; производительность труда; рентабельность реализованной продукции в промышленности; энерго-емкость ВВП; ввод в эксплуатацию жилья; численность занятых в экономике.

1.4. Главные макроэкономические пропорции

 

Структура экономики проявляется в системе пропорций.

Народно-хозяйственная пропорция – это конкретная, обусловленная уровнем развития общества и экономики зависимость между элементами экономики (производствами, отраслями, территориями, сферами), при которой эти элементы соответствуют друг другу. В случае несоответствия между элементами структуры экономики воз-никают диспропорции. Диспропорции могут привести экономику к кризису, разрушению целостности экономической системы (например, развитие производственной сферы в ущерб производству товаров народного потребления ведет к падению уровня жизни населения; технологическое отставание – к зависимости государства от других, более развитых стран). Поэтому поддержание пропорциональности является залогом сохранения и развития экономической системы государства. Система же пропорций должна быть оптимальной для конкретного этапа развития экономики.

Существуют различные способы анализа структуры экономики:

1 способ – анализ отраслей экономики в разрезе 3 секторов (предусмотренный практикой СНС): первичного (отрасли, связанные с добычей и потреблением естественных ресурсов); вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности); третичного (непроизвод-ственные отрасли, государственное управление, оборона, транспорт, строительство и др.);

2 способ – анализ структур экономики.

Различаются следующие виды структур экономики:

- воспроизводственная – характеризует соотношение между материальным и нематериальным производством (между производственными и непроизводственными отраслями экономики), производством средств производства и предметов потребления, потреблением и накоплением. То есть, воспроизводственная структура – это соотно-шение сфер экономики, определяющее характер воспроизводства экономики: воспроизводит ли себя экономика, расширенное ли это воспроизводство, не в ущерб ли гражданам развивается экономика и т.п.;

- отраслевая – характеризует соотношение развития отраслей экономики;

- технологическая – характеризует соотношение между традиционными и прогрессивными (новейшими) технологиями;

- региональная (территориальная) – отражает пропорции в раз-мещении и развитии производства, а также социальной инфраст-руктуры;

- институциональная – характеризует формы организации и управ-ления производством, правовые и культурные нормы поведения субъ-ектов хозяйствования (институты – это формальные и неформаль-ные правила, а также механизмы их соблюдения);

- социальная – отражает характеристики социальных групп в со-ставе населения, в том числе динамику их состояния.

Структура белорусской экономики, сформированная в СССР, пре-дусматривала преимущественный рост производства средств производства, была ресурсоемкой и слабо учитывала экономические факторы. В условиях переходного периода необходимо проведение структурной перестройки экономики, что предполагает развитие различных форм собственности, преимущественное развитие предприятий, ориентированных на новые технологии, ресурсосбережение, защиту экологии, удовлетворение потребностей населения.

 

1.5. Типы национальных экономических систем

 

В различных странах мира сформировались отличающиеся друг от друга основные типы хозяйственных систем (моделей экономики):

- англо-американская (американская, британская). Распространена в США, Великобритании. Основная черта – дерегулирование (ограниченное государственное регулирование экономики). Другие черты – максимальная свобода субъектов рынка, абсолютное преобладание частной собственности, незначительное участие государства в экономике, незначительность государственных выплат социального характера (значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность), малая доля госбюджета в ВВП, либерализм в социальной политике («неравенство – стимул для конкуренции», «человек должен сам себя обеспечить, достичь личного успеха, а не надеяться на помощь государства»);

- германская (модель «социального рыночного хозяйства»). Рас-пространена в ФРГ (аналогичные – в Австрии, Нидерландах). Основные черты – активное участие государства в экономике, высокие затраты госбюджета и средств предприятий на социальные нужды, финансирование государством системы образования, квартплаты, расходов на детей, высокая степень социальной защиты населения (пенсионное страхование, высокие пособия по безработице);

- шведская («государство благосостояния»). Распространена в Швеции (аналогичные – в Дании, Норвегии). Основные черты – силь-ная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения; активное участие государства в социальных программах; (бюджетные расходы (на здравоохранение, поддержание рынка труда, пенсионное обеспечение, социальное страхование) велики и доходят до 70 % ВВП; невмешательство государства в предпринимательскую деятельность;

- французская (характеризуется «дирижизмом» или государствен-ным интервенционизмом). Распространена во Франции. Основные черты – большая доля госсектора, активное госрегулирование экономики, большая доля госрасходов на социальные цели, развитое социальное законодательство, многоуровневая система социального страхования с участием граждан и нанимателей, социальные отчисления производят сами граждане (в отличие от Швеции, где государство финансирует социальные программы);

- итальянская (характерная черта – кооперативизм). Распрост-ранена в Италии, обладает высокой степенью развитости государственного и частного секторов экономики;

- японская. Распространена в Японии. Характерные черты – активная поддержка государством экономики, нейтральная позиция государства в отношении социального положения граждан (работник рассматривается как член семьи фирмы (система пожизненного найма), предприятия в основном сами заботятся о работниках, а государство осуществляет практически одинаковую минимальную под-держку всех граждан);

- китайская модель смешанной экономики. Распространена в Китае. Основные черты – наличие различных форм собственности, сочетание рыночного хозяйства с высокими социальными гарантиями и принципом распределения по труду.

Модели экономики можно объединить в группы:

- по совокупности преимущественно качественных показателей (структуре собственности, степени воздействия государства на экономику, характеру экономической политики, степени социальной справедливости, формам взаимодействия государства и бизнеса и т.п.), например, либеральные, характеризующиеся абсолютным преобладанием частной собственности, максимальной свободой субъектов рынка, ограниченным госрегулированием (англо-американская); со-циально-ориентированные (германская); страновые модели (переходные между первой и второй группами) и т.д.;

- по совокупности преимущественно количественных (макроэко-номических) показателей (объему, структуре и динамике ВВП, индексу потребительских цен, уровню производительности труда и т.п.), например, модели с развитой экономикой, с переходной экономикой, с развивающейся экономикой.

Основные черты большинства современных моделей экономики:

- наличие элементов рыночных моделей (в том числе наличие различных видов собственности);

- наличие государственного регулирования;

- наличие развитого гражданского общества.

Большинство современных моделей экономики можно отнести к моделям смешанной экономики, т.к. в них присутствуют элементы, присущие как плановым, так и рыночным моделям.

Эффективность определенной модели определяется следующими качествами:

- устойчивостью экономики;

- гибкостью экономики (способностью оперативно реагировать на все изменения внутренней и внешней среды);

- уровнем развития экономики и уровнем жизни населения.

Современная эффективная модель экономики должна иметь все основные черты выделяемых групп моделей экономики, быть устой-чивой, гибкой и динамично развиваться с учетом интересов граждан страны.

ЛЕКЦИЯ 2. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

2.1. Понятие и состав совокупного
экономического потенциала страны

Под совокупным экономическим потенциалом (СЭП) понимает-ся максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков. Термин «потенциал» происходит от лат. «potentia» – сила.

Составляющими СЭП являются: природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциалы; информационно-технологический потенциал; производственный потенциал; инвестиционный потенциал; внешнеэкономический потенциал; экологический потенциал.

Для оценки СЭП могут использоваться показатели, характеризующие как экономику страны в целом (синтетические показатели), так и состояние отдельных потенциалов, например:

- ВНП, ВВП (в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами);

- размер запасов и уровень использования ресурсов;

- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

- численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение населения;

- объем и структура трудовых ресурсов;

- стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициент обновления, выбытия, степень износа);

- экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды и др.

2.2. Природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности при данных технических и социально-эко-номических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Размер природно-ресурсного потенциала – сумма потенциалов от-дельных видов природных ресурсов (минерально-сырьевых, земель-ных, водных, лесных, атмосферного воздуха, рекреационных).

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала может производиться с помощью стоимостных и натурально-вещественных показателей. Чаще всего такая оценка производится с помощью натурально-вещественных показателей.

 

2.2.1. Минерально-сырьевые ресурсы
(полезные ископаемые)

Минерально-сырьевые ресурсы (полезные ископаемые) – это при-родные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

В Беларуси открыто более 5 тыс. месторождений минерального сырья, включающего около 30 видов полезных ископаемых. Часть из них добывается, часть – может разрабатываться.

По условиям потребления полезные ископаемые подразделяются на 4 группы: горючие, металлические, неметаллические и жидкие (рис. 2.1).

 

 

 

Рис. 2.1. Классификация полезных ископаемых
по условиям потребления

Неметаллические полезные ископаемые, в свою очередь, делятся на строительные материалы, промышленное сырье, химическое сырье. Многие полезные ископаемые могут использоваться и как химическое сырье, и как строительные материалы.

Основные горючие полезные ископаемые включают: нефть, природный газ, бурый уголь, горючие сланцы, торф (табл. 2.1). Беларусь не очень богата горючими полезными материалами – в целом собственные горючие полезные ископаемые могут обеспечить толь-ко около 12 % общей потребности страны.

Таблица 2.1

 

Потенциала Беларуси

Показатель По годам
     
Количество абонентов мобильной связи на 100 чел., чел. 4,6 71,8  
Количество компьютеров на 100 семей, шт.   24,9  
Количество компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 семей, шт.   12,1  
Количество стационарных телефонных аппаратов на 100 жителей, шт. 30,5    
Количество провайдеров Интернет, шт.   Более 150  
Количество интернет-пользователей, млн чел. 0,8 Более 2,7  
Охват территории сотовой связью, %     96,1
Количество абонентов мобильной связи, млн чел. Ок. 4 Ок. 7 9,8

 

Состояние, тенденции и направления развития информационно-технологического потенциала:

- быстрый рост и развитие составляющих информационно-тех-нологического потенциала (согласно рейтингу развития информационно-коммуникационных технологий, составляемому Международным союзом электросвязи по 11 параметрам среди 154 стран, в 2007 г. Беларусь заняла 54-е место);

- переход от экономики, основанной на производстве товаров материального характера, к экономике, основанной на производстве и применении знаний;

- недостаток собственных ресурсов (технологий, материально-тех-нических средств и т.п.) для развития некоторых направлений информационной индустрии, что ведет к импортозависимости в этих отраслях;

- активизация участия государства в развитии информационно-технологического потенциала, в том числе:

- в конце 90-х – начале 2000 гг. была разработана нормативно-правовая база развития информационных технологий, введена система стандартов, в т.ч. в сфере компьютерной безопасности, разработаны и осуществлены различные государственные программы (например, Государственная программа информатизации Республики Беларусь на период до 2010 г. «Электронная Беларусь», основная цель которой – формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу);

- в настоящее время продолжается формирование единой инфор-мационной и телекоммуникационной инфраструктуры, электронного документооборота и систем обеспечения госбезопасности, развивается система подготовки специалистов по информационным технологиям, разрабатываются программы сетевой экономики, осуществляется переход к цифровому телевидению и цифровизация стационарной телефонной сети и т.д.

 

2.6. Производственный потенциал
национальной экономики

Производственный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления производства товаров и услуг (в том числе производственные мощности, материальные и кадровые ресурсы, производственная инфраструктура, система организации производства, правовая база и т.п.).

Производственный потенциал характеризует собой производитель-ные силы страны.

Показатели оценки производственного потенциала:

· количественные:

- стоимость основных средств;

- объем ВВП;

- количество производственных предприятий;

- численность работающих на производственных предприятиях;

- технологический уровень производства (соотношение традиционных и прогрессивных технологий);

- ресурсоемкость производства и т.п.;

· качественные:

- качество товаров и услуг (степень соответствия стандартам);

- характеристика систем управления (административная, рыночная) и системы хозяйствования (соотношение различных видов собственности и др.).

Состояние и тенденции развития производственного потенциала:

- недоиспользование производственных мощностей;

- высокая степень износа основных фондов.

К основным фондам относится вся совокупность произведенных активов или материально-вещественных ценностей (средств труда), которые многократно (на протяжении не менее года) в неизменной натурально-вещественной форме участвуют в процессах производства товаров и услуг, перенося постепенно (по мере износа) свою стоимость на продукт или услугу труда.

Критическим уровнем износа, определяемым с помощью коэффициента износа основных фондов (1), считается 60 %. Нормативные сроки службы основных фондов определяются по Временному республиканскому классификатору амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы (например, нормативный срок службы трактора МТЗ-80 составляет 11 лет, бетононасоса – 6 лет. Таким образом, уровень износа 70 % свидетельствует о том, что таким основным средствам осталось проработать 2-3 года до полного износа);

- рост доли основных фондов отраслей, оказывающих услуги;

- малая доля прогрессивных технологий (в общем объеме используемых технологий);

- высокая ресурсоемкость производства;

- снижение доли государственной собственности и рост доли частной собственности (табл. 2.15).

Таблица 2.15

 

Потенциала Беларуси

Показатель По годам
           
Основные средства, трлн руб.            
Объем ВВП, эквив. $ млрд 12,7   29,6 37,2 44,4  
Доля собственности, %
Государственная 72,4   63,3      
Частная 27,5          
Структура основных фондов по отраслям, %
Производственная сфера 54,9 52,5        
Непроизводственная сфера 45,1 47,5        
Степень износа основных фондов по отраслям, %
В промышленности            
В сельском хозяйстве   74,3        
В строительстве   42,5        
Технологический уровень производства
Доля новых и высоких технологий, %            
Доля традиционных технологий, %            

 

Направлениями развития производственного потенциала являются:

- активное обновление основных фондов;

- внедрение прогрессивных технологий;

- снижение ресурсоемкости производства.

 

2.7. Инвестиционный потенциал

Инвестиционный потенциал – это способность экономики освоить предлагаемый объем инвестиций.

Уровень развития инвестиционного потенциала определяют показатели, характеризующие объем и структуру инвестиций, накопленные страной материальные и нематериальные ценности, привлекательность инвестиционного климата, квалификацию рабочей силы, возможности расчета страны за предоставленные ресурсы (табл. 2.16).

Таблица 2.16

 

ЛЕКЦИЯ 5.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Экономический рост как категория
национальной хозяйственной системы

Экономический рост – это процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с потребностями, сопровождающийся расширением потребления ресурсов и выражающийся в приростных величинах (рост продукции, выработки и т.п.).

Известны 3 основных вида производства (воспроизводства): расширенное воспроизводство, простое производство (объемы производства и качество продукции остаются неизменными), убывающее производство (объемы производства сокращаются). Экономический рост наблюдается только при расширенном виде воспроизводства, когда растет объем выпуска и качество продукции (при простом и убывающем производстве рост не наблюдается).

Основными типами экономического роста являются экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный (количественный) – тип роста, основанный на использовании дополнительных ресурсов при сохраняющемся уровне технологии и качестве ресурсов. Его достоинство состоит в быстром достижении высоких темпов хозяйственного развития. Однако применение экстенсивного типа роста в итоге ведет к техническому застою и истощению ресурсов.

Интенсивный (качественный) – тип роста, основанный на применении новых технологий, совершенствовании организации производства, повышении квалификации работников. Отличительным признаком данного типа роста является повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. Применение новых технологий позволяет экономить ресурсы, оптимизировать организацию и управление производством, повышать культурно-технический уровень работников.

В индустриально развитых странах экономический рост достигается как за счет интенсивных, так и экстенсивных факторов. Поэтому можно говорить лишь о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе роста, определяемом долей прироста ВВП за счет экстенсивных (интенсивных) факторов роста.

Следует различать понятия экономического роста и экономического развития. Экономический рост направлен на количественное увеличение масштабов экономики, экономическое развитие предполагает качественное улучшение структуры этих физических объемов. Экономический рост является составляющей экономического развития.

Модель экономического роста сегодня признается исчерпавшей себя, т.к. наносит огромный ущерб окружающей среде, ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения различных стран. Конечной целью развития должен стать не экономический рост сам по себе, а человек, обеспечение его рациональных потребностей. Новой глобальной стратегией, обеспечивающей выживание человечества, является переход к модели устойчивого экономического развития. Идея устойчивого развития возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста и опасности необратимых изменений в окружающей среде. Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое упо-требление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г. Устойчивое развитие базируется на 2 понятиях: потребности; ограничения, обусловленные состоянием технологии и организацией общества, предопределяющие способность окружающей среды удовлетворять современные и будущие потребности человечества. Главной задачей устойчивого развития является удовлетворение человеческих потребностей с учетом ограничений.

Концепцией устойчивого развития преследуются 3 цели:

- экологическая целостность (устойчивое развитие должно обеспе-чивать стабильность биологических и физических систем, эти системы должны сохранять способность к изменению, к самовосстановлению);

- экономическая эффективность (экономический рост должен быть соотнесен с ресурсными возможностями и последствиями для экологии);

- социальная ориентация (ресурсы и возможности должны быть справедливо распределены между всеми членами общества).

Устойчивое развитие – стабильное и взамоподдерживаемое развитие социальной, экономической и экологической сфер в их рацио-нальном взаимодействии, которое способно обеспечить потребности настоящих и не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности. Таким образом, понятие «экономический рост» дополняется новым, более совершенным понятием «устойчивое экономическое развитие», предусматривающим необходимость рационального сочетания направлений развития всех сфер деятельности человека (социальной, экономической, экологической) и учета их долговременных последствий.

3.2. Факторы экономического роста

Факторы экономического роста можно подразделить на 2 группы:

- внутренние (человеческий капитал (знания, навыки, духовные ценности, накопленные человеком), природно-ресурсный фактор, инновационный и инвестиционный факторы, емкость внутреннего и внешнего рынков сбыта продукции, институциональная среда и др.);

- внешние (международное разделение труда, процессы глобализации (формирующие профиль национальной экономики, стимулирующие экономический рост благодаря привлечению технологий и инвестиций), политические факторы (ограничение или свобода торговли) и др.).

Факторы, сдерживающие экономический рост в Республике Беларусь: ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергети-ческой базы, высокая ресурсоемкость производства, зависимость от поставок комплектующих из других стран, недостаточная развитость рыночных институтов, недостаток инвестиций, низкий уровень внедрения инноваций, небольшая емкость внутреннего рынка, невысокая степень участия в международном разделении труда и др.

 

3.3. Индикаторы и динамика устойчивого
экономического развития

С целью анализа устойчивости государства в социальной, экономической и экологической сферах разрабатываются соответствующие индикаторы (показатели) устойчивого развития, с помощью которых можно определить состояние этих сфер и сравнить их с показателями за различные периоды времени и с показателями других государств. Разработкой индикаторов занимаются различные международные организации. В зависимости от объекта отражения индикаторы могут различаться на глобальном, национальном, региональном, местном, отраслевом уровнях, на уровне предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.102 с.)