Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные параметры инвестиционной политики БеларусиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 9. 6. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНКА 6.1. Рыночные институты С точки зрения теории экономики, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров (услуг), в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на товары (услуги).Таким образом, рынок является механизмом, сводящим вместе покупателей и продавцов конкретного товара (услуги). Рыночная экономика (с системной точки зрения) – это совокупность всех образующих экономику рынков и действующих между ними связей и механизмов. Принципы, на которых основано функционирование рынка (прин-ципы рыночной экономики): - частная собственность (плюрализм и равноправие форм собственности, гармоничное сочетание государства и рынка); - добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов (свобода хозяйственной деятельности, всеобщность рыночных отношений, свободное ценообразование, самофинансирование и экономическая ответственность субъектов хозяйствования); - конкуренция. С точки зрения институциональной теории рынок – это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Институты (с точки зрения институциональной теории) – это совокупность формальных и неформальных правил, норм, а также механизмов их соблюдения. Институциональную среду рынка составляет совокупность институтов рынка, включая экономические институты (институт частной собственности и свободы предпринимательства, институт свободной и честной конкуренции и др.), политические институты, институты родства, институт стратификации (распределение статусов и ролей), культурные институты, нормы, правила, традиции, механизмы взаимодействия и т.д.). Институты рынка могут иметь ту или иную степень «рыночности», т.е. степень их соответствия основным принципам рыночной экономики. Рыночная инфраструктура – это совокупность учреждений государственного, частного и общественного секторов экономики, обеспечивающих функционирование экономики на рыночных принципах (биржи, учреждения и т.п.). В зависимости от степени государственного регулирования деятельности рынков рынки классифицируются: - нерегулируемые (рынки, в деятельность которых государство не вмешивается, в том числе «теневые», «стихийные»); - централизованно управляемые (рынки, полностью контролируе-мые государством, включая процессы производства, ценообразования, распределения) характерны для стран с плановой экономикой; - регулируемые (рынки, деятельность которых частично регули-руется государством путем установления общих правил поведения участников рынка) характерны для стран с рыночной экономикой. В зависимости от вида реализуемого товара рынки классифицируются: - рынки факторов производства (иначе говоря, ресурсов: земли, труда, предпринимательской деятельности (способностей), капитала); - финансовые; - товарные. В понятие «рынок капитала» как фактора производства включается долгосрочный капитал, используемый для долгосрочных целей развития производства. Так как рынок капитала (капиталов) является также составной частью финансового рынка, то в данной работе рынок капиталов (включая долгосрочный и краткосрочный капитал) будет исследован в разделе «финансовый рынок». Все рынки в процессе воспроизводства находятся в тесном взаимодействии. Вопросы функционирования рынков в Беларуси регулируются государством и рыночными механизмами (государство разрабатывает и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства; финансовые риски действуют как рыночный механизм при привлечении большого объема заемных средств и т.п.). Состояние и тенденции развития рынков в Республике Беларусь: - неравномерное развитие различных сегментов рынка; - низкий уровень развития некоторых институтов рынка; - сохранение элементов командно-административной системы (например, монополизма); - большая доля государственной собственности. 6.2. Рынок труда Рынок труда – это многомерная, многоуровневая система рыночных институтов, организаций государственного и частного сектора, частного сектора и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства и использования рабочей силы и выполняющих для этого многочисленные функции. На микроуровне проблемы решаются кадровыми службами предприятий, с помощью органов занятости (бирж труда, юридических служб, рекламных агентств). На макроуровне проблемы решаются государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий прав человека, в т.ч. права на труд, образование. Уровень безработицы – соотношение общей численности официально зарегистрированных безработных и численности экономически активного населения (численности занятых в экономике и безработных, ищущих работу). Некоторый уровень безработицы – неизбежное свойство рынка. Очень высокий уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения благосостояния людей. Поэтому задача государственной политики – не предотвращение какой бы то ни было безработицы, а удержание ее на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда. Стратегической целью государства на рынке труда в Республике Беларусь является достижение и поддержание эффективной занятости, допускающей безработицу в социально допустимых пределах. Социально допустимый уровень безработицы определяется по 2 критериям: - финансовому, в соответствии с которым государство обеспечивает финансирование программ содействия занятости; - социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы, непревышение которого должно быть целью государственной политики занятости, чтобы не допустить социальных потрясений и снижения уровня жизни. Уровень безработицы в размере 1–2 % считается естественным и характеризует нормальное состояние рынка труда. Уровень безработицы от 2 до 8 % допустим и характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены рабочей силы по мере увеличения разрыва между спросом и предложением рабочей силы, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Уровень безработицы свыше 8 % считается социально опасным, при котором происходит неуправляемая гиперинфляция рабочей силы, ее обесценение, обвальная безработица. В Беларуси пороговое значение уровня безработицы к активной части населения составляет 8 % (социально допустимый уровень безработицы). Средний уровень безработицы в последние годы не превышает 2 %, однако в различных регионах уровень безработицы значительно различается. (В некоторых странах естественным уровнем безработицы считается уровень 5–7 %.) Факторы, влияющие на уровень безработицы: - доля населения в трудоспособном возрасте (чем она выше, тем труднее найти работу); - доля населения в трудоспособном возрасте, занятого в сельском хозяйстве (чем она выше, тем вероятнее сезонная безработица); - доля трудоспособного населения, занятого в домашнем хозяйстве (чем она выше, тем ниже безработица); - уровень производительности труда (при его повышении и неизменном объеме производства численность занятых сокращается); - уровень дохода на душу населения (чем выше, например, уровень социальной помощи безработным, тем может быть выше безработица); - уровень располагаемых средств фонда занятости (чем он выше, тем безработица ниже (за счет организации переобучения, предоставления дотаций на создание рабочих мест)). Государственное регулирование рынка труда – это целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распре-деления и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В странах с развитой рыночной экономикой регулирование рынка труда затрагивает сферы: - правовая защита занятости; - минимальная зарплата; - налоговая нагрузка на труд; - трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных отношений, роли профсоюзов). Направления политики занятости в развитых странах: - повышение производительности труда и занятости одновремен-но на основе структурных изменений (создание новых рабочих мест в новых отраслях); - непрерывное повышение образовательного уровня работников для повышения инновационного потенциала, определяющего конкурентоспособность фирм; - совершенствование системы образования с учетом требований рынка; - снижение налоговой нагрузки на труд. В переходной экономике Беларуси не развиты в достаточной степени рыночные институты (конкуренция, частная собственность, рынок капитала, мобильность рабочей силы), необходимые для регулирования рынка труда. Поэтому функции регулирования рынка труда, которые он должен выполнять, пока остаются за государством, и перечень функций государства в переходной экономике Беларуси шире, чем в рыночной (в зрелой стадии). Направления политики занятости в Республике Беларусь на современном этапе развития: - содействие предпринимательской деятельности безработных; - содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (гибкие графики, квотирование мест, надомный труд); - обеспечение занятости в малых городах, сельской местности, регионах с высоким уровнем безработицы; повышение мобильности рабочей силы (переселение безработных и членов их семей на новое место жительства); - регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин; - реструктуризация градообразующих предприятий; - создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых работ; - поддержка безработных, направленная на активизацию поиска ими работы (размер пособия в зависимости от нахождения на учете в службе занятости); - поддержка малого бизнеса; - развитие системы непрерывного образования и повышения квалификации; внедрение альтернативных видов занятости и режимов гибкого рабочего времени; мотивация высококвалифицированного труда; - снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы (подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда); - формирование общего рынка труда в пределах интеграционных объединений (Союзного государства России и Беларуси, СНГ - снижение налоговой нагрузки на труд. Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь: - несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы; - стабилизация уровня официально зарегистрированной безработицы; - снижение численности населения; - опережающий рост занятости в сфере услуг; - преобладание женской безработицы; - снижение численности сельского населения (табл. 6.1). Таблица 6.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.006 с.) |