Основные параметры инвестиционной политики Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные параметры инвестиционной политики Беларуси



Параметр По годам
         
Темпы роста инвестиций в основной капитал (к 2000 г.), %     179,3   369,4
Отраслевая структура инвестиций, %
Промышленность     28,9   25,9
Сельское хозяйство     13,3 14,9 17,6
Строительство (не жилищное)       4,3 3,4
Жилищное строительство     16,3 17,3 20,6
Транспорт и связь       10,3 10,5
Торговля и общественное питание     3,9 4,3 4,2
Жилищно-коммунальное хозяйство     7,1 7,2 6,2
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение     4,5 4,6 4,4
Образование     1,5 1,3 1,4
Технологическая структура инвестиций, %
Строительно-монтажные работы          
Оборудование          
Прочие          
Структура инвестиций по источникам финансирования, %
Республиканский бюджет 9,8        
Местные бюджеты 10,5 11,8      
Собственные средства предприятий 51,4 56,5      
Население 17,7 13,2      
Иностранные инвесторы   4,3 5,5    
Структура инвестиций по формам собственности, %
Республиканская 42,3       23,2
Частная 38,7   46,6   47,7
Коммунальная 17,8   19,2   27,6
Иностранная 1,2   2,2 1,7 1,4

 

 

ЛЕКЦИЯ 9.

6. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ РЫНКА

6.1. Рыночные институты

С точки зрения теории экономики, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров (услуг), в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на товары (услуги).Таким образом, рынок является механизмом, сводящим вместе покупателей и продавцов конкретного товара (услуги).

Рыночная экономика (с системной точки зрения) – это совокупность всех образующих экономику рынков и действующих между ними связей и механизмов.

Принципы, на которых основано функционирование рынка (прин-ципы рыночной экономики):

- частная собственность (плюрализм и равноправие форм собственности, гармоничное сочетание государства и рынка);

- добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов (свобода хозяйственной деятельности, всеобщность рыночных отношений, свободное ценообразование, самофинансирование и экономическая ответственность субъектов хозяйствования);

- конкуренция.

С точки зрения институциональной теории рынок – это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг.

Институты (с точки зрения институциональной теории) – это совокупность формальных и неформальных правил, норм, а также механизмов их соблюдения.

Институциональную среду рынка составляет совокупность институтов рынка, включая экономические институты (институт частной собственности и свободы предпринимательства, институт свободной и честной конкуренции и др.), политические институты, институты родства, институт стратификации (распределение статусов и ролей), культурные институты, нормы, правила, традиции, механизмы взаимодействия и т.д.). Институты рынка могут иметь ту или иную степень «рыночности», т.е. степень их соответствия основным принципам рыночной экономики.

Рыночная инфраструктура – это совокупность учреждений государственного, частного и общественного секторов экономики, обеспечивающих функционирование экономики на рыночных принципах (биржи, учреждения и т.п.).

В зависимости от степени государственного регулирования деятельности рынков рынки классифицируются:

- нерегулируемые (рынки, в деятельность которых государство не вмешивается, в том числе «теневые», «стихийные»);

- централизованно управляемые (рынки, полностью контролируе-мые государством, включая процессы производства, ценообразования, распределения) характерны для стран с плановой экономикой;

- регулируемые (рынки, деятельность которых частично регули-руется государством путем установления общих правил поведения участников рынка) характерны для стран с рыночной экономикой.

В зависимости от вида реализуемого товара рынки классифицируются:

- рынки факторов производства (иначе говоря, ресурсов: земли, труда, предпринимательской деятельности (способностей), капитала);

- финансовые;

- товарные.

В понятие «рынок капитала» как фактора производства включается долгосрочный капитал, используемый для долгосрочных целей развития производства. Так как рынок капитала (капиталов) является также составной частью финансового рынка, то в данной работе рынок капиталов (включая долгосрочный и краткосрочный капитал) будет исследован в разделе «финансовый рынок».

Все рынки в процессе воспроизводства находятся в тесном взаимодействии.

Вопросы функционирования рынков в Беларуси регулируются государством и рыночными механизмами (государство разрабатывает и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства; финансовые риски действуют как рыночный механизм при привлечении большого объема заемных средств и т.п.).

Состояние и тенденции развития рынков в Республике Беларусь:

- неравномерное развитие различных сегментов рынка;

- низкий уровень развития некоторых институтов рынка;

- сохранение элементов командно-административной системы (например, монополизма);

- большая доля государственной собственности.

6.2. Рынок труда

Рынок труда – это многомерная, многоуровневая система рыночных институтов, организаций государственного и частного сектора, частного сектора и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства и использования рабочей силы и выполняющих для этого многочисленные функции. На микроуровне проблемы решаются кадровыми службами предприятий, с помощью органов занятости (бирж труда, юридических служб, рекламных агентств). На макроуровне проблемы решаются государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий прав человека, в т.ч. права на труд, образование.

Уровень безработицы – соотношение общей численности официально зарегистрированных безработных и численности экономически активного населения (численности занятых в экономике и безработных, ищущих работу). Некоторый уровень безработицы – неизбежное свойство рынка. Очень высокий уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения благосостояния людей. Поэтому задача государственной политики – не предотвращение какой бы то ни было безработицы, а удержание ее на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда. Стратегической целью государства на рынке труда в Республике Беларусь является достижение и поддержание эффективной занятости, допускающей безработицу в социально допустимых пределах.

Социально допустимый уровень безработицы определяется по 2 критериям:

- финансовому, в соответствии с которым государство обеспечивает финансирование программ содействия занятости;

- социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы, непревышение которого должно быть целью государственной политики занятости, чтобы не допустить социальных потрясений и снижения уровня жизни.

Уровень безработицы в размере 1–2 % считается естественным и характеризует нормальное состояние рынка труда. Уровень безработицы от 2 до 8 % допустим и характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены рабочей силы по мере увеличения разрыва между спросом и предложением рабочей силы, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Уровень безработицы свыше 8 % считается социально опасным, при котором происходит неуправляемая гиперинфляция рабочей силы, ее обесценение, обвальная безработица. В Беларуси пороговое значение уровня безработицы к активной части населения составляет 8 % (социально допустимый уровень безработицы). Средний уровень безработицы в последние годы не превышает 2 %, однако в различных регионах уровень безработицы значительно различается. (В некоторых странах естественным уровнем безработицы считается уровень 5–7 %.)

Факторы, влияющие на уровень безработицы:

- доля населения в трудоспособном возрасте (чем она выше, тем труднее найти работу);

- доля населения в трудоспособном возрасте, занятого в сельском хозяйстве (чем она выше, тем вероятнее сезонная безработица);

- доля трудоспособного населения, занятого в домашнем хозяйстве (чем она выше, тем ниже безработица);

- уровень производительности труда (при его повышении и неизменном объеме производства численность занятых сокращается);

- уровень дохода на душу населения (чем выше, например, уровень социальной помощи безработным, тем может быть выше безработица);

- уровень располагаемых средств фонда занятости (чем он выше, тем безработица ниже (за счет организации переобучения, предоставления дотаций на создание рабочих мест)).

Государственное регулирование рынка труда – это целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распре-деления и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

В странах с развитой рыночной экономикой регулирование рынка труда затрагивает сферы:

- правовая защита занятости;

- минимальная зарплата;

- налоговая нагрузка на труд;

- трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных отношений, роли профсоюзов).

Направления политики занятости в развитых странах:

- повышение производительности труда и занятости одновремен-но на основе структурных изменений (создание новых рабочих мест в новых отраслях);

- непрерывное повышение образовательного уровня работников для повышения инновационного потенциала, определяющего конкурентоспособность фирм;

- совершенствование системы образования с учетом требований рынка;

- снижение налоговой нагрузки на труд.

В переходной экономике Беларуси не развиты в достаточной степени рыночные институты (конкуренция, частная собственность, рынок капитала, мобильность рабочей силы), необходимые для регулирования рынка труда. Поэтому функции регулирования рынка труда, которые он должен выполнять, пока остаются за государством, и перечень функций государства в переходной экономике Беларуси шире, чем в рыночной (в зрелой стадии).

Направления политики занятости в Республике Беларусь на современном этапе развития:

- содействие предпринимательской деятельности безработных;

- содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (гибкие графики, квотирование мест, надомный труд);

- обеспечение занятости в малых городах, сельской местности, регионах с высоким уровнем безработицы; повышение мобильности рабочей силы (переселение безработных и членов их семей на новое место жительства);

- регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;

- реструктуризация градообразующих предприятий;

- создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых работ;

- поддержка безработных, направленная на активизацию поиска ими работы (размер пособия в зависимости от нахождения на учете в службе занятости);

- поддержка малого бизнеса;

- развитие системы непрерывного образования и повышения квалификации; внедрение альтернативных видов занятости и режимов гибкого рабочего времени; мотивация высококвалифицированного труда;

- снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы (подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда);

- формирование общего рынка труда в пределах интеграционных объединений (Союзного государства России и Беларуси, СНГ
и т.п.), в т.ч. обеспечение свободы передвижения граждан, признание их квалификации, разработка программ создания и сохранения рабочих мест за счет совместных предприятий;

- снижение налоговой нагрузки на труд.

Состояние и тенденции развития рынка труда в Республике Беларусь:

- несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы;

- стабилизация уровня официально зарегистрированной безработицы;

- снижение численности населения;

- опережающий рост занятости в сфере услуг;

- преобладание женской безработицы;

- снижение численности сельского населения (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.02 с.)