Динамика показателей пенсионного обеспечения в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика показателей пенсионного обеспечения в Беларуси



(по отношению к аналогичному периоду
предыдущего календарного года)

Показатель По годам
           
Динамика реального размера среднемес. пенсии по возрасту, %       132,4 109,1  
Отношение среднемес. пенсии к среднемес. зарплате, %         41,9 39,8
Среднемес. размер пенсии по возрасту, тыс. руб./экв. $     -/55   363,9/- 397,6/160
Среднемес. зарплата, тыс. руб.         868,2 998,3
Минимальный размер пенсии по возрасту с доплатой за стаж, тыс. руб./экв. $           187/75

 

Соотношение среднего размера пенсии и средней зарплаты остается низким (около 40 % (в экономически развитых государствах это соотношение достигает 60–70 %)).

Поддержание пенсионного обеспечения на достаточном уровне затрудняется по причинам:

- недостаток финансовых средств;

- несовершенство пенсионной системы (отсутствие связи между размером пенсионных взносов и размером пенсии и т.п.);

- трансформация экономики, увеличивающая фактор неопределенности при прогнозировании развития экономики и др.

Темпы роста пенсии замедлились, начиная с 2004 г.

Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной на индекс потребительских цен) в 2009 г. начал снижаться, что объясняется девальвацией белорусского рубля, проведенной в январе 2009 г., а также сохранением инфляции.

9.3.2. Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

Переход к рыночной модели хозяйствования привнес некоторые черты, обычно присущие рыночной системе (не имеющей социальной направленности): безработицу, имущественное расслоение, бедность отдельных групп населения. Лишь к 1996 г. в Республике Беларусь была приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения, а с 2000 г. начался подъем уровня жизни.

Однако уровень жизни остается невысоким, особенно тяжелое положение с удовлетворением материальных потребностей имеют семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды.

По определению ООН, «к бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут». Понятие бедности достаточно относительно, и различается в зависимости от уровня жизни населения в конкретной стране.

Отрицательные последствия бедности:

- ухудшение здоровья;

- малодетность;

- ухудшение жизни детей;

- снижение возможностей развития граждан (в культурном, вос-питательном и других аспектах).

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, должны базироваться на комплексном подходе, обеспе-чивающем единство различных мер:

1. По сокращению риска возникновения бедности:

· на личном уровне (получение хорошего образования, повышение квалификации, укрепление здоровья);

· на уровне государства:

- обеспечение экономического роста;

- развитие гибкого рынка труда, способствующего повышению производительности труда и обеспечивающего эффективное размещение трудовых ресурсов;

- регулирование занятости (в том числе переподготовка кадров);

- развитие системы здравоохранения и укрепление здоровья.

2. По смягчению риска возникновения бедности:

· на личном уровне (осуществление денежных сбережений и страхования);

· на уровне государства:

- формирование жизнеспособной пенсионной системы, программ страхования и оказания помощи безработным;

- создание условий, обеспечивающих возможность накопления сбережений и страхования.

3. По преодолению риска возникновения бедности:

· на уровне государства: социальная помощь, позволяющая обеспечивать приемлемый уровень жизни для малообеспеченных и уязвимых групп населения.

В Республике Беларусь оценка бедности осуществляется на основе показателя абсолютной бедности. Этот показатель определяется как численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – это стоимостная оценка величины прожиточного минимума (потребительской корзины), а также сумма обязательных платежей и взносов.

Иначе говоря, БПМ – это затраты на проживание человека по минимальным национальным стандартам потребления или норматив, определяющий, какой минимальный набор благ и услуг необходим человеку для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья.

Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени.

Корзина складывается из расходов на:

- питание (ок. 53,3 % БПМ);

- одежду (ок. 15,5 % БПМ);

- мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения (ок. 3,2 % БПМ);

- жилье и коммунальные услуги (ок. 15,9 % БПМ);

- культурно-просветительские мероприятия и отдых;

- бытовые услуги, транспорт, связь (ок. 6,9 % БПМ);

- содержание детей в дошкольных учреждениях;

- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

Для расчета стоимости товаров, входящих в состав корзины, используются средние цены товаров с учетом различных видов торговли: розничной, индивидуальной, на сельскохозяйственном рынке.

В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» БПМ утверждается правительством ежеквартально в ценах последнего месяца каждого квартала и рассчитывается в среднем на душу населения, а также по основным 5 социально-демографическим группам:

- для трудоспособного населения;

- для пенсионеров;

- для студентов;

- для детей от 3 до 16 лет;

- для детей до 3 лет.

Например, в период 01.05.2008–31.07.2008 средний размер БПМ составлял 209 680 руб. (для пенсионеров – 196 тыс. руб., для трудоспособного населения – 245,3 тыс. руб., для детей 3–16 лет – 265,2 тыс. руб., детей до 3 лет – 191,5 тыс. руб. и т.д.); в период с 01.02.2009 по 01.07.2009 средний размер БПМ был пересмотрен и составил 234 000 руб.

БПМ используется для следующих целей:

- оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пен-сий, пособий и других социальных выплат;

- определения уровня и масштабов бедности.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это стоимость набора материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

МПБ применяется для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Граждане, чей уровень доходов менее МПБ, относятся к категории малообеспеченных.

МПБ формируется на основе потребительской корзины и включает более широкий список товаров и услуг, чем БПМ. Например, в МПБ входят расходы на культурно-просветительские мероприятия и отдых; также предусмотрен несколько иной ассортимент товаров – дополнительно предусмотрены расходы на приобретение конфет, пирожных, варенья, меда, грибов, баранины и т.п.

МПБ устанавливается для разных категорий населения, принадлежащих к 18 социально-демографическим группам (в скобках приводятся размеры среднедушевого размера МПБ, установленные на период 01.02.2010–30.04.2010 г.):

- средняя величина МПБ на 1 члена семьи из 4 человек (395,02 тыс. руб.);

- МПБ для мужчины трудоспособного возраста (471,85 тыс. руб.);

- МПБ для женщины трудоспособного возраста (480,49 тыс. руб.);

- МПБ для молодого мужчины (355,16 тыс. руб.);

- МПБ для молодой женщины (359,49 тыс. руб.) и т.д.

Размер МПБ для различных категорий населения различается из-за различной структуры расходов, предусмотренных при расчете МПБ. Например, одинокому пенсионеру назначается МПБ больше, чем члену семьи пенсионеров. Причина в том, что расходы на коммунальные платежи будут производиться из бюджета двух человек, а не одного. В структуре расходов молодой женщины удельный вес расходов на одежду, обувь, белье выше, чем у молодого мужчины,
а удельный вес расходов на питание выше у молодого мужчины (табл. 9.5).

 

Таблица 9.5

 

Структура расходов МПБ в Беларуси, %

Категория населения Статья расходов, %
Питание Одежда, обувь, белье Предметы культурно-бытового и хозяйств. назначения Предметы санитарии, гигиены, лекарств. средства Оплата жилья и коммун. услуг Бытовые услуги, транспорт, связь
Молодой мужчина (18–29 лет) 50,7 21,6 2,8 2,4 7,9 12,1
Молодая женщина (18–29 лет)   26,9 2,9 2,3 7,8 12,7

 

Каждая статья расходов в МПБ является научно обоснованной величиной. МПБ устанавливается ежеквартально постановлением Минтруда и соцзащиты.

Различие между МПБ и БПМ заключается в следующем: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.

Рост реальных доходов обусловил четкую тенденцию последних лет – снижение численности населения с уровнем располагаемых доходов ниже БПМ и МПБ и повышение удельного веса людей с более высокими доходами (табл. 9.6, 9.7).

Таблица 9.6

 

Распределение населения Беларуси по уровню
среднедушевых располагаемых доходов

Показатель По годам
     
Доля населения с располагаемыми доходами ниже БПМ, % 27,1 7,7 7,3

 

Таким образом, количество бедных и малообеспеченных людей в республике уменьшается. С увеличением минимальной зарплаты, ростом средней зарплаты и среднедушевых доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже БПМ должна сократиться к 2015 г. вдвое (по сравнению с уровнем 2005 г.) (согласно НСУР-2020).

 

Таблица 9.7

 

Структура общества в Беларуси
в зависимости от уровня доходов, %

Показатель Категория населения По годам
      01.02.09–30.04.09 2010 (план)
Доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже БПМ (черты бедности), % Бедные 41,9 17,8 7,3    
Доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже МПБ, % Бедные и мало-обеспеч. 76,8 57,5      
Доля населения с уровнем располаг. ресурсов свыше 1,5 МПБ, % Средне-обеспеч.     13,9    
Доля населения с уровнем располаг. ресурсов свыше 2 МПБ, % Наиболее обеспеч.          

 

Более структурированную картину распределения доходов дает расчет по квинтильным группам. Квинтильные группы строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, а затем делятся на 5 новых групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. По состоянию на 2004 г. доля низшей группы (20 % семей) устойчиво составляла около 10 % общего объема располагаемых доходов. Доля высшей группы (20 % семей) составляла в 2004 г. 36 % доходов, то есть в 3,6 раза больше. Если сравнивать не 20 % семей, а группы из 10 % семей с низшими и 10 % семей с высшими доходами, то соотношение доходов составило 5,2 раза (на 2004 г.), или 6 раз (для периода 2001–2003 гг.). В 2007 г. разрыв между доходами 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения Беларуси составил 5,6–5,9 раза. Это свидетельствует о том, что неравномерность распределения ресурсов в обществе остается примерно на одинаковом уровне. Предельной критической разницей между доходами самых богатых и самых бедных в мире считается 10–12 раз. Таким образом, можно сделать вывод, что в Беларуси нет сильного расслоения на богатых и бедных (например, в Украине этот показатель в 2007 г. составил 7,5 раз).

9.3.3. Денежные расходы и сбережения

Денежные сбережения населения – это постепенно формируемая часть не используемого на текущее потребление денежного дохода в целях обеспечения последующего потребления и (или) получения дохода. Основными факторами, определяющими величину сбережений, являются величина номинальных денежных доходов, степень воздействия внешней среды на реальную величину доходов (инфляция, девальвация и т.п.), традиции, привычки и т.д.

Денежные сбережения по инициативе возникновения классифицируются на виды: сбережения, формируемые по инициативе субъекта сбережений (по субъективным мотивам) (удовлетворение отложенного спроса, извлечение дополнительного дохода, страхование рисков и др.);

· сбережения, формируемые из-за внешних по отношению к субъекту сбережений причин (по объективным причинам).

Сбережения, формируемые по объективным причинам, подразделяются на группы:

- вынужденные сбережения – сбережения, формируемые в результате несоответствия спроса и предложения на товары (услуги). Возникающий в данном случае дефицит товаров (услуг) ведет к социальной напряженности и росту цен;

- иррациональные сбережения – сбережения, формируемые в результате отставания платежеспособных потребностей населения от денежных доходов (платежеспособных возможностей).

В структуре расходов населения в период 1990–2004 гг. резких изменений не наблюдалось. После 2004 г. произошло увеличение задолженности по кредитам и доли, расходуемой на уплату налогов и взносов (табл. 9.8).

 

 

Таблица 9.8

Структура денежных расходов и сбережений
населения Беларуси, %

Показатель По годам
         
Покупка товаров, услуг     82,8 84,5 80,4
Оплата налогов, взносов и др. платежей 11,1 9,5   17,9 18,2
Сбережения 6,9 8,7 7,7 3,8 5,6
Изменение задолженности по кредитам   -1,2 -3,5 -6,2 -4,2

 

Продолжается снижение доли расходов на питание и увеличивается доля расходов на приобретение непродовольственных товаров (табл. 9.9). Структура потребления характеризует уровень бедности – если в структуре потребления более 50 % составляют расходы на питание, то этот человек считается бедным. В Республике Беларусь доля расходов на питание в среднем, начиная с 2004 г., составляет менее 50 %, поэтому большинство населения нельзя отнести к бедным. Однако уровень достижения рациональных норм потребления на душу населения по большинству товаров составляет не более 60–70 %.

Таблица 9.9

Структура расходов населения Беларуси
по группам товаров, %

Показатель По годам
           
Структура потребительских расходов домашних хозяйств
На питание       42,3 41,5 41,2
На непродовольственные товары 23,5 29,7     34,6 35,2
На оплату услуг 11,6 21,7     21,6 21,3
Структура расходов населения на покупку продуктов питания
Мясопродукты       29,9    
Хлебопродукты       21,4 16,4  
Молокопродукты       13,6    
Фрукты, ягоды         7,1  
Овощи            

 

ЛЕКЦИЯ 14.

9.4. Направления социальной политики

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создание государства, удобного для людей.

В современных условиях важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Поэтому приоритетным направлением социально-экономического развития является всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения.

Основные направления социальной политики государства сформулированы в следующих документах:

- Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года;

- Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы;

- целевых социальных программах: «Культура», «Здоровье», «Дети Беларуси», «Национальной жилищной программе», Государственной программе развития спорта и туризма и др.

Основными направлениями социальной политики являются:

1.Повышение уровня и качества жизни населения.

2.Совершенствование трудовых отношений и занятости населения.

3.Социальная защита населения.

4.Пенсионное обеспечение.

5.Демографическая политика и миграция населения.

6.Молодежная политика.

Повышение уровня и качества жизни населения предусматривает:

- совершенствование политики доходов;

- совершенствование политики в области оплаты труда.

Совершенствование политики доходов направлено на увеличение реальных денежных доходов на 49–56 % по отношению к предыдущему плановому периоду. Повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.

Совершенствование политики доходов осуществляется на основе принципов:

а) постепенного переноса социальных расходов (ЖКХ, пенсионное обеспечение, бытовые услуги) на доходы граждан;

б) соблюдения социальных стандартов и применения государством непрямого (косвенного) регулирования социальной сферы (с помощью методов финансового, бюджетного, налогового, кадрового, и др. регулирования);

в) социального партнерства (взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехстороннего представительства наемных работников (профсоюзы), нанимателей и органов государственной власти).

В Республике Беларусь выстроена четкая система коллективно-договорного регулирования. В его основе – Генеральное соглашение между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. На основе Генерального соглашения заключаются отраслевые (тарифные) и региональные (территориальные) соглашения, оговаривающие темпы развития, экономические и социальные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры между первичной профсоюзной организацией и нанимателем.

В рамках социального партнерства по настоянию Федерации профсоюзов Беларуси в Генеральное соглашение, в тарифные и местные соглашения, а также в коллективные договоры включаются положения, направленные на защиту трудящихся. Так, например, в 2008 г. были внесены следующие положения:

- применение для предприятий всех форм собственности тариф-ной ставки 1-го разряда не ниже тарифной ставки 1-го разряда бюджетных организаций;

- заключение (продление) контрактов с работниками, которым осталось 3 и менее лет до пенсионного возраста, на срок не менее
3 лет, а с имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию – на срок 5 лет;

- принятие обязательства сближать минимальную заработную плату и МПБ (в 2003 г. это соотношение составило 26,1 %, в 2008 – 63,1 %);

- в соответствии с обязательствами, включенными в Генеральное соглашение, в Беларуси сохраняется регулирование государством цен на коммунальные услуги, газ, топливо, электроэнергию, медикаменты, социально значимые продукты питания и услуги медицинского характера, отпускаемые населению.

На уровне предприятия основой для социального партнерства выступает коллективный договор, в котором отражаются вопросы производственной деятельности, условий и охраны труда, оплаты труда, социальной защиты молодежи, обеспечения занятости, жилищного строительства, дополнительных социальных гарантий работающим (выплаты уходящим на пенсию, выплаты к праздникам, к отпуску и т.п.) и др. По данным исследования, проведенного Международной организацией труда (МОТ) в 2008 г., охват коллективными договорами большего числа работников позволяет более тесно увязать зарплату с экономическим ростом, а также сократить неравенство в оплате труда.

Ориентирами политики доходов являются:

1. Рост реальной заработной платы как основного источника формирования доходов (на 152–158 % в 2010 г. по отношению к уровню 2005 г.).

2. Поэтапное приближение минимальной зарплаты к БПМ, а затем к МПБ.

Минимальная заработная плата (МЗП) – минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, представляющий государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении нормативной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Минимальная зарплата является нижней границей оплаты труда. Другими словами, платить больше можно, а меньше – нельзя. Поэтому повышение уровня минимальной зарплаты (как низшей границы оплаты труда) позволяет защитить доходы низкооплачиваемых категорий работников.

Размер МЗП является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. Размер МЗП индексируется с учетом инфляции.

Функциями МЗП (по классификации МОТ) являются:

- обеспечение гарантий минимального дохода низкооплачиваемых категорий работников;

- предотвращение повышенной эксплуатации работников;

- служение эталоном для работодателей и работников для определения уровня зарплаты.

По данным МОТ (2008 г.), эффективное использование такого инструмента, как МЗП, может способствовать сокращению неравенства зарплаты среди менее обеспеченной части рабочей силы, снижению числа низкооплачиваемых работников и сокращению гендерного неравенства в оплате труда.

МЗП по мере роста эффективности производства должна поэтапно приближаться к БПМ (что достигнуто по состоянию на 01.01.2009 г.), а в дальнейшем – к МПБ (табл. 9.10). Достижение равенства величин МЗП и БПМ свидетельствует о восстановлении роли МЗП как государственной гарантии оплаты труда, что является значительным достижением реализуемой в Республике Беларусь политики в сфере оплаты труда.

Таблица 9.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.052 с.)