Вопрос 25 реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная). Начало формирования в России гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25 реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная). Начало формирования в России гражданского общества



Реформы вызывались: необходимостью привести судебную систему, органы местного самоуправления, образования, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями; ростом общественного движения, социальных и национальных конфликтов; настроениями и пожеланиями либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

Земская реформа в 1864г. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами. Политическая деятельность земств не допускалась. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По-первой курии крупные землевладельцы и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По-второй избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей – крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход – волостной сход – уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распределительными органами и выбрали исполнительные органы – земские управы, а также гласные в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управ. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция. Земства способствовали развитию хозяйства, активации общественной жизни на местах. Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены. Городские реформы 1870г. Создавала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали: владельцы недвижимости в черте города; содержатели торговых и промышленных заведений; обладатели купеческих и промысловых свидетельств. Избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных городской думы, являющейся распределительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой.

Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, задравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. Новых судебных уставов. Основные принцыпи новой судебной системы:

-бессословность, что означало равенство всех перед законом

-независимость суда, кроме того, действовал принцип несменяемости судей

-гласность

- состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката

-вводился институт выборных присяжных заседателей.

Структура суда:

- в основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавшим одну губернию, с присяжными заседателями;

-второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов

- роль высшей инстанции играл Сенат

- параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел.

Общий и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, фактически прокуратура была подчинена министру юстиций

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правому обществу.

Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранился сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизни заняло многие годы, а главное, она вступила в противоречие с существующим политическим строем, вызвала постоянное стремление верхов ее ограничить. Реформы системы образования 1863-1864 гг. способствовало развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее и начальное образование расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.

Реформы печати(1865г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны и конце 1850-х гг. и проводилось в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

Содержание реформ:

- сокращение численности армии на 40% создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний(за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

- перевооружение армии и флота(принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.)реконструкция казенных военных заводов.

Введение в 1874 г. Всеобщее воинской повинности, вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 – на флоте, завершило проведение военной реформы. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним – 1.5 года, с высшим – несколько месяцев.

Особенности военных реформ явился их подследственный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.006 с.)