ТОП 10:

Вопрос 1. Предмет и метод истории как науки. Значение изучения отечественной истории.



Вопрос 3. Образование древнерусского государства. Его экономика, политическое устройство и социальная структура. Становление раннефеодальных отношений.

Политический строй Древней Руси. Государство Русь было раннефеодальной монархией.

Великий князь киевский

Дружина

Старшая дружина. Бояре (знать)

Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья

Посадники, волостели

Местная дружина

Погост, становщина, волости

Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Старшая дружина принимала участие в управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя. При принятии решений князь, в общем, был фигурой самостоятельной, но в значительной степени его деятельность направлялась верхушкой класса феодалов - боярством. Роль вече снизилась, оно полностью находилось в руках боярства. Великокняжеский двор стал административно - бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления государством.

Доходы князя составляли разные источники. В X - начале XI в. это в основном "полюдье", дань, получаемая с городов. В XI - начале XII в. с появлением крупного великокняжеского землевладения немаловажным источником доходов великого князя стали различные виды феодальной ренты. Вместе со складыванием великокняжеского землевладения функции великого князя значительно усложнились. Владея крупным собственным доменом, князь должен был вести в нем сложное хозяйство, управлять территориями, руководить многочисленной администрацией, вершить суд. Усложнились функции великого князя и по охране границ государства. Теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска.

Социально-экономический строй Древней Руси. Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Основной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передаваемое по наследству. Первое упоминание о вотчинах на Руси относится к Х в. Вотчина включала в себя не только земли, но и постройки, живой и мертвый инвентарь. Центром вотчины являлся "княждвор", в котором находились хоромы князя и его семьи. В вотчине находились также дома его слуг - бояр - дружинников, жилища смердов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции (См. дополнительный иллюстративный материал).

В ХI в. начинают складываться боярские, монастырские вотчины. Складывание боярских вотчин проходило несколькими путями:

- князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т.е. "прокорма", и она впоследствии превращалась в его наследственное владение;

- князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель;

- князь жаловал дружинника за службу из княжеской вотчины.

Складывание церковного и монастырского землевладения происходило в основном за счет княжеских пожалований, но происходил и захват земли свободных общинников. В дальнейшем количество и размеры боярских и монастырских вотчин увеличивались за счет пожалований, купли, продажи, дарения, освоения новых территорий и т.п. Духовенство в обществе занимало особое место, оно делилось на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый константинопольским патриархом, ему подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту.

В письменных источниках по истории Древней Руси содержатся различные термины для обозначения деревенского поселения: "погост", "мир", "слобода", "село", "деревня".

Население, проживавшее в сельской местности и занимавшееся сельскохозяйственным трудом, называлось смердами. Смерды жили как в свободных крестьянских общинах, еще не попавших под власть феодала, так и в феодальных вотчинах. Смерды, проживавшие в вотчинах, находились в более тяжёлом положении, так как теряли личную свободу. "Русская Правда" свидетельствует о том, что в XI в. уже существовали категории зависимого от феодалов населения - закупы, рядовичи, холопы, что является свидетельством раннего этапа закрепощения свободного населения. Закупом становился разорившийся смерд, который брал у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарём. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернёт долг. Господин мог подвергнуть закупа телесным наказаниям по своему усмотрению, за попытку побега закуп мог превратиться в холопа. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие различные работы. Несоблюдение договора грозило рядовичу полным холопством. Ещё одна категория зависимого населения, проживавшая в княжеской или боярской вотчине, были холопы. Они фактически были на положении рабов и пополнялись за счёт пленников или из числа разорившихся соплеменников. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. Главными формами эксплуатации зависимого населения вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.

В Киевской Руси было также свободное население, которое называлось "люди". Люди не состояли на службе у князя, но платили ему подати и дани. Из них набирались ратники, обычно составлялись городовые полки под командой княжеских бояр или тысяцких.

Так в экономике Руси продолжал развиваться феодализм. Но наряду с феодальным укладом в экономике существовали также рабство и первобытно-патриархальные отношения. Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных европейских образцов. Эти отличия заключались в том, на Руси в экономике огромную роль играло государство. Свидетельством этого являлось наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

С дальнейшим развитием ремесла и торговли на Руси росло число городов. Город был административным, торговым, ремесленным центром. Центром города являлся торг, где реализовывалась ремесленная продукция. Во главе городов стояли "старцы" и дружинники из крупных местных землевладельцев. Все большим влиянием в городе пользовались купцы, так как значение торговли в экономике Руси было велико. В IX - сер. XI в. интенсивная торговля велась на юге Руси с Византией, Хазарией. Большую роль в этой торговле играли арабские купцы. Русь вывозила меха, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани, серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, византийская церковная утварь.В сер. XI - XII вв. международная ситуация на юге изменилась: пал арабский Халифат, участились нападения половцев на южнорусские степи, в северном Причерноморье всю торговлю захватили генуэзские и венецианские купцы. И тогда центр торговли на Руси переместился с юга на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Более интенсивной стала торговля с западными странами, возросло значение Волжского торгового пути.

Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. В XI в. на Руси насчитывалось около 60 видов ремесел: кузнечное, оружейное, обработка цветных металлов, гончарное, кожевенное, портняжное, ювелирное. Изделия русских ремесленников были известны далеко за пределами страны. Высокого развития достигла на Руси гончарное ремесло. Гончары изготавливали посуду, выделывали кирпичи - "плинфу", черепицу, изразцы, служившие для украшения пола, стен и потоков зданий. Особым видом ремесла было стеклянное производство. Популярны были на Руси украшения из стекла: бусы и кольца. Исключительно широкое развитие на Руси имела деревообработка. Появление каменного строительства привело к появлению группы ремесленников - каменщиков. В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев - "гостей".

Вопрос 10. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство. Иван III.

Конец XV в. многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени. В 1453 г. турками-османами была завоевана Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены многие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456 г., И. Гутенберг). Это время в мировой истории получило название эпохи Возрождения.Конец XV столетия — это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Процесс смены раздробленности единым государством — закономерный итог исторического развития.Объединение княжеств и земель в наиболее развитых странах Западной Европы проходило в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений, разрушением натурального хозяйства как основы экономики, началом формирования капиталистических отношений.Однако при наличии соответствующих социально-экономических причин и политических условий объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии).Процесс завершения образования Российского государства хронологически совпадает с образованием западно-европейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462–1505) и Василия III (1505–1533).После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Именно на долю Ивана III выпало завершение двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:

· закончил собирание земель под властью Москвы;

· заложил основы российского самодержавия;

· укрепил государственный аппарат;

· повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государства. В годы его правления к Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1472), великое княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), великое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в своих владениях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490–1500 гг. политическое верховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронежские и Мезецкие.Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за создание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и чернигово-северские княжества. По условиям перемирия с великим князем литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 городов и 70 волостей.Если до середины XV в. Московское княжество было лишь одним из нескольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно осталось здесь единственным и потому стало национальным: его границы совпали с пределами великорусской народности» (В.О. Ключевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровительство население Южной и Западной Руси. Он неоднократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.Как независимый государь Иван III стал держать себя по отношению к татарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Стояние на Угре (1480) положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство обрело формальный суверенитет. В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. «Великий князь московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока» (С.Г. Пушкарев). При московском дворе заводился пышный, строгий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца XV в. на печатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием Победоносцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.Изменение общественно-политического статуса великого князя Московского отразилось и на его титуловании, теперь его называли: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской… и иных». В международных отношениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Русской земли, но также и идея божественного происхождения его власти (в дополнение к прежнему источнику власти от отца и деда).В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III, — «царь» и «самодержец» — подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказаниях о князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Утверждению той же идеи способствовала политическая теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» — первого, погубленного католичеством, второго — Константинополя, завоеванного турками-османами, и третьего — Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания централизованного Московского государства становилась всемирно-исторической, представлялась как спасение всего человечества, искупительная миссия христианства.По мнению И.Н. Ионова, если в Х в. христианство стало духовной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключевую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.Наконец, в конце XV в. о существовании Московского государства (Московии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.Новое значение великого князя Московского отразилось и на государственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Василию целый ряд политических преимуществ: «1) до сих пор все князья сонаследники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предоставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголовным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям; 2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому; 3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю; 4) по договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн III присвоил одному себе право вести сношения с иноземными государствами» (В.О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505–1533) являлся, по мнению В.О. Ключевского, «первым государем в настоящем политическом смысле этого слова».Присоединив к Москве Псков (1510), великое княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517–1523) и Смоленск (1514), Василий фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм — часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления.Боярская дума состояла из 5–12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли».Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.В целом в отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России — на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законом.Таким образом, завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в одно государство. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

 

Вопрос 12. Оформление в России крепостного права. Особенности российского типа феодализма.

1. Этапы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 года

Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамо-ты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сро-ком в году − неделей до Юрьева дня.

В процессе становления крепостничества в России можно выделить не-сколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1) Судебник 1497 г.;

2) Судебник 1550 г.;

3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;

4) Указ 1592 г.;

5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;

6) Соборное Уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ива-на III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право кре-стьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю ра-бочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой сум-мы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было от-дать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи.

 

Вводилась и в дальнейшем сохранилась куриальная система выборов. Из четырех наиболее известных и популярных демократических норм (всеобщие, прямые, равные, тайные выборы) в России оказалась реализованной только одна - тайная подача голосов. Выборы не были ни всеобщими, ни прямыми, ни равными.

При выборах в Государственную думу применялась так называемая куриальная система, апробированная на земском и городском самоуправлении. Куриальной называется система распределения избирателей по имущественным или сословным признакам. Количество ступеней выборов при такой системе различно для каждой курии (в России было 2 ступени в курии (или куриях) городских избирателей, 3 - в рабочей (в Сибири, например, эта курия не была создана), 4 - в земледельческой).

Соотношение популярности правительства и Думы напрямую зависело от положения дел на фронтах войны и ситуации в тылу. После ряда поражений русского оружия весной и летом 1915 г. вектор общественного доверия бесповоротно повернулся в сторону Государственной думы. Депутаты чутко уловили смену общественных настроений, и в августе 1915 г. был создан т. н. Прогрессивный блок. С августа 1915 г. по февраль 1917 г. Прогрессивный блок превратился в главный инструмент борьбы российского либерализма с правительством. По существу это была борьба либеральной оппозиции сначала за долю, а со временем за всю полноту государственной власти.

Правительство болезненно воспринимало рост популярности Государственной думы, которая стала рассматриваться в обществе практически как основная организованная сила, способная вывести страну из общенационального кризиса и довести войну до победы.

В 1895-1898 гг. В.И. Ульянов со своими соратниками создал в Петербурге в 1895 г. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Это был первый опыт социал-демократической партии. В 1898 г в г.Минске состоялся первый съезд социал-демократической партии. На нем было провозглашено создание РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), но не были приняты Программа партии, Устав. Избранный ЦК вскоре был арестован. Создать социал-демократическую партию удалось в 1903 г. на II съезде РСДРП. Была принята Программа и Устав партии. Программа определяла задачи буржуазно-демократической революции и установление диктатуры пролетариата. На II съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков. РСДРП (б) направила усилие на политизацию рабочего движения, превращение его в революционную силу, способную свергнуть самодержавие, привлечение к этой борьбе массового крестьянского движения. В 1901 г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), объединявшая всех, кто считал себя наследниками революционных народников (неонародническая партия). Лидеры эсеровского движения - Чернов, Гоц - особое внимание уделяли крестьянству. Аграрная часть их программы предусматривала социализацию земли. Эсеры выступали за свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания на основе всеобщих выборов. В борьбе за революционное преобразование эсеры предполагали опираться прежде всего на крестьянство, а также рабочих и городское мещанство.

На рубеже двух веков в новый этап своего развития вступил российский либерализм. Решающую роль играла интеллигенция. Шла европеизация российского либерализма. Ведущей была идея правового конституционного государства с парламентом, всеобщим избирательным правом и другими демократическими институтами. Первой либеральной организацией была "Беседа" (с 1899 г. по 1905 г.), журнал "Освобождение" (1902-1905 гг.), либеральные организации "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов" еще не были партиями. Процесс партийного размежевания ускорила революция 1905-1907 гг. Возникла партия "Кадетов" и "Октябристов

Перспективы революции

Февраль открыл перед страной несколько возможных путей развития, включая либерально-реформистский и пролетарско-революционный. Их выбор в условиях политической свободы зависел от предпочтений большинства российского населения и в конечном итоге определялся реальным уровнем его политической культуры, менталитетом народа. Весной 1917 г. как западный буржуазно-демократический путь, так и марксистский социализм не могли быть осознанным выбором масс «снизу». В сознании большей части населения страны господствовали общинные ценности, вследствие чего партию кадетов и других сторонников западного пути развития для России поддерживало не более 20 % населения. На осенних выборах в городские думы по 50 губернским городам страны за кадетов проголосовало чуть более 12 % избирателей. На выборах в Учредительное собрание кадеты вместе с союзниками получили 17 % голосов. Таким образом, в условиях политической нестабильности либерально-реформистская альтернатива с самого начала была малоперспективной, как не имеющая глубоких корней в духовной жизни русского народа. Предложенная «сверху» Временным правительством, прогрессивная по сути программа обновления страны на принципах демократии, частной собственности, целостности страны могла быть реализована лишь при условии сохранения и укрепления гражданского согласия, сильной государственной власти. Сложившееся двоевластие вынуждало Временное правительство постоянно оглядываться на Советы. Более того, потенциально каждая из новых российских властей несла в себе альтернативный выход из тупика. Временное правительство выступало за эволюционный способ разрешения накопившихся противоречий, через проводимые сверху реформы, Советы – за революционный, через кардинальное обновление власти. Такая политическая система не могла быть устойчивой. С момента своего рождения она несла в себе возможность кризиса, перерастания власти в анархическое безвластие. Главное же – либеральные ценности, довлевшие над сознанием и министров-капиталистов, и министров-социалистов, исключали саму возможность широкого применения насилия для стабилизации ситуации в стране. Сделав ставку на легитимное оформление новой власти через Учредительное собрание, либеральное, а затем умеренно-социалистическое большинство Временного правительства отказалось от решения таких жизненно важных вопросов, как земельный, вывод страны из военного тупика и самоопределение народов, населявших страну. В свою очередь, выборы в Учредительное собрание сознательно затягивались. Правительство, не имея воли заявить, что созыв Учредительного собрания возможен лишь по окончании войны, избрало тактику проволочек. Откладывая реформы, правящий блок, несмотря на целый ряд благоприятных обстоятельств (отсутствие какого-либо серьезно организованного сопротивления, одинаковое понимание основными политическими силами характера свершившейся революции и ее главных задач, активная поддержка революции союзниками), разрушал свою социальную базу, открывал дорогу революционно-пролетарскому варианту развития событий. Продолжающаяся война и развал экономики способствовали радикализации широких слоев населения. Рабочие, фактически ничего не получив от новой власти, кроме свободы на бумаге, вновь приняли активное участие в забастовочном движении. С каждым месяцем нарастало стихийное крестьянское движение. Временное правительство решилось лишь на конфискацию земель, лесов, озер, принадлежавших царю и царской семье. Главный земельный комитет неспешно разрабатывал принципы будущей аграрной реформы. Лишь к осени планировалось завершить разработку закона о земле, передать его на утверждение Учредительного собрания. Попытки крестьян самолично захватить брошенные помещичьи земли оценивались министром земледелия как «самоуправство». Число крестьянских выступлений с марта по апрель возросло с 257 до 3321 в июле и августе (в 12,9 раза). С осени 1917 г. крестьянские выступления стали все чаще принимать вооруженный характер. На местах росла волна национализма и шовинизма.

Кризисы Временного правительства

Первый - апрельский кризис (18 апреля 1917 г .) - был вызван заявлением министра иностранных дел П. Милюкова о всенародном стремлении довести мировую войну до победы. Это вызвало антивоенную демонстрацию в Петрограде, Москве, Харькове, Нижнем Новгороде и других городах. Главнокомандующий Петроградского военного округа генерал Л. Корнилов приказал направить против демонстрантов войска, но офицеры и солдаты отказались выполнить этот приказ. В создавшейся обстановке все большее влияние, особенно в фабзавкомах, профсоюзах и Советах, стали приобретать большевики. Эсеры и меньшевики, обвиняя большевиков в заговоре, добивались запрещения антивоенных демонстраций, организованных большевиками. Исполком Петроградского Совета, стремясь разрядить обстановку, потребовал от Временного правительства разъяснения, что привело к отставке П. Милюкова и изменению состава правительства. Но, несмотря на эти шаги, стабилизировать положение не удалось. Провал наступления русской армии (июнь-июль 1917 г .) на фронтах вызвал июльский кризис. ЦК РСДРП (б) , решив воспользоваться ситуацией, провозгласил лозунг «Вся власть Советам! » и начал подготовку к массовой демонстрации, чтобы заставить Временное правительство передать власть Советам. 3 июля 1917 г . в Петрограде начались демонстрации и митинги. Между демонстрантами и сторонниками Временного правительства произошли вооруженные столкновения, в ходе которых погибло и было ранено более 700 человек. Временное правительство обвинило большевиков в государственной измене. 7 июля было отдано распоряжение об аресте большевистских лидеров - В. Ленина, Л. Троцкого, Л. Каменева и других. Под давлением кадетов 12 июля 1917 г . была восстановлена смертная казнь. 19 июля вместо генерала А. Брусилова Верховным Главнокомандующим был назначен генерал Л. Корнилов. 24 июля 1917 г . во Временном коалиционном правительстве вновь произошли перестановки. Третий кризис был связан с военным выступлением и попыткой военного переворота под командованием Л. Корнилова. Генерал Л. Корнилов - сторонник жесткого курса - разработал требования к Временному правительству (запретить митинги в армии, распространить смертную казнь на тыловые части, создать для неповинующихся солдат концентрационные лагеря, объявить военное положение на железных дорогах, др.) . Требования стали известны большевикам, начавшим подготовку смещения Корнилова. Остальные партии (монархисты, кадеты и октябристы) выступили в его поддержку. В таких условиях Временное правительство попыталось использовать Корнилова для устранения Советов. Узнав об этом, большевики начали подготовку вооруженного восстания.
Однако у генерала были свои планы. После выдвижения Корниловым требований передали ему всей полноты власти и роспуска Временного правительства А. Керенский потребовал от генерала сдачи полномочий главнокомандующего. Корнилов отказался повиноваться и обвинил Временное правительство в сговоре с германским командованием и попытался направить войска в Петербург. После этого правительство объявило генерала мятежником. 1 сентября Корнилов был арестован, должность главнокомандующего занял Керенский. Таким образом, Временному правительству удалось избежать такой альтернативы, как военная диктатура Корнилова. Вместо дискредитировавшего себя Временного правительства была создана Директория, провозгласившая Россию республикой.

Корниловский мятеж – 25-31 августа 1917 года.

После Государственного совещания Керенский и Корнилов пытались договориться о путях преодоления полити­ческого кризиса и совместной борьбе с большевиками. Но если Керенский рассчитывал использовать Корнилова для укрепле­ния собственной власти, то замыслы Корнилова и его окружения шли значительно дальше. Предполагалось разогнать Советы, объявить Петроград на военном положении и фактически уста­новить военную диктатуру, довести войну до победного конца. При этом Корнилов и другие генера­лы, по-видимому, не предусматривали восстановления монар­хии. К Петрограду были направлены наиболее надежные части: казачий корпус генерала А. М. Крымова и Дикая дивизия, сфор­мированная из горцев Северного Кавказа.Корнилова поддержи­вали не только генералитет и офицерство, но и кадетская партия, торгово-промышленные круги. Когда Керенский осознал, что в случае успеха Корнилова он потеряет реальную власть, он приказал остановить движение войск к столице. Корнилов не подчинился этому приказу. Тогда, глава правительства объявил его мятежником и изменником. Угроза установления военной диктатуры заставила Советы отложить дискуссии о власти, шедшие в предыдущие дни. О готовности сотрудничать с руководством Советов и правительством в борьбе против Корнилова заявили и большевики. Был создан Комитет народной борьбы с контрреволюцией, в который вошли представители всех социалистических партий, профсоюзов. Комитет распространял заявления и директивы правительства и Советов, формировал отряды, распределял оружие, направлял агитаторов, занимался охраной продовольствия, препятствовал с помощью железнодорожников движению эшелонов Корнилова. На стороне правительства и Советов оказался большой пере­вес. Но боевых действий не потребовалось. Корниловские части не дошли до столицы. Железнодорожникам и агитаторам из сре­ды солдат удалось объяснить казакам и горцам Дикой дивизии, что их хотят использовать не для защиты Временного прави­тельства от немецких агентов, а для его свержения и разгрома революции. Корниловские солдаты отказались выступать в роли карателей. Попытка переворота провалилась. Корнилов и другие лидеры мя­тежа были арестованы. Верховным главнокомандую­щим стал сам Керенский.

Последствия мятежа:

1)углубление социально-экономического и политического кризиса в стране;

2)усиление позиций большевиков и начало большевизации Советов;

3)ослабление власти.

Причины войны.

Гражданская война в России представляла собой вооруженную борьбу между различными группами населения, которая первоначально имела региональный (локальный), а затем приобрела общенациональные масштабы. Среди причины начала Гражданской войны в России стали:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.013 с.)