Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 22. Общественное движение и идейная борьба в 30-50-е гг. XIX века. Западники и славянофилы.
Содержание книги
- Вопрос 1. Предмет и метод истории как науки. Значение изучения отечественной истории.
- Старшая дружина. Бояре (знать)
- Вопрос 4. Политическая жизнь древней Руси в Х – первой половине хi вв. Походы киевских князей. Борьба с кочевниками.
- Вопрос 5. Христианизация Руси и ее социально-культурные последствия. Феномен двоеверия.
- Вопрос 6. Обострение политической борьбы в киевском государстве во второй половине XI - начале хп вв. И его распад.
- Вопрос 7. Феодальная раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Новгород.
- Вопрос 8. Монголо-татарское нашествие на русские земли и установление ордынского ига.
- Вопрос 9. Возвышение Москвы и ее роль в объединении русских земель. Иван калита.
- Вопрос 11. Внутренняя и внешняя политика Ивана 4. Опричнина
- Вопрос 13 Россия в начале XVII века. Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции.
- Вопрос 14. Территориальное расширение России в XVII-XVIII вв. И превращение ее в империю.
- Вопрос 15. Крестьянские восстания в XVII-XVIII вв. Их причины и последствия.
- Вопрос 18. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Обострение противоречий феодально-крепостнической системы.
- Вопрос 19. Переход от мануфактуры к фабричному производству. Начало промышленного переворота в России.
- Вопрос 21. Движение декабристов. Тайные кружки и общества, политические программы, вооруженное выступление против самодержавия.
- Вопрос 22. Общественное движение и идейная борьба в 30-50-е гг. XIX века. Западники и славянофилы.
- Вопрос 23. Крымская война 1853-1856 гг.
- Вопрос 24 Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 г
- Вопрос 25 реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная). Начало формирования в России гражданского общества
- Вопрос 26 общественно-политическая жизнь в 60 – 70-е гг. XIX века в России. Народничество, его идеология и политическая практика
- Вопрос 28 ускорение капиталистического развития России во второй половине XIX В. Изменение социальной структуры населения. Начало рабочего движения
- Вопрос 30 социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг
- Механизм функционирования Государственной думы
- Вопрос 32 Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Ее цели и практическая реализация.
- Вопрос 33. Начало Первой мировой войны. Вступление в войну России. Победы и поражения русской армии в первые годы войны
- Вопрос 34. обострение социальных конфликтов в стране и назревание общенационального кризиса в годы первой мировой войны. победа февральской революции. проблема власти.
- Вопрос 35. Обострение политической борьбы в стране весной и летом 1917 г. Кризисы Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия
- Вопрос 36 Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов. Переход власти в руки большевиков
- Основные этапы Гражданской войны
- Вопрос 39. Экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны. Военный коммунизм.
- Развитие СССР в 20-30 годы 20 века
- Вопрос 41. Переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.
- Вопрос 42. Ленинская концепция построения социализма в нашей стране в условиях капиталистического окружения и ее исторические судьбы.
- Вопрос 43. Международное и внутреннее положение советской республики в начале 20-х гг. Восстановление народного хозяйства на основе нэпа. Трудности и успехи.
- Вопрос 44 Советская модель индустриализации. Форсированное развитие тяжелой промышленности в годы предвоенных пятилеток.
- Вопрос 45 коллективизация сельского хозяйства СССР, ее цели, практическая реализация и последствия
- Вопрос 50 основные этапы и главные сражения. Великой отечественной войны. Источники и цена победы Советского союза в войне
- Вопрос 51 восстановление народного хозяйства страны после великой отечественной войны. Достижения, трудности, противоречия. Новая волна репрессий.
- Вопрос 52 Политическая борьба в руководстве Коммунистическом партии и начало перемен в общественно-политической жизни страны после Сталина
- Вопрос 54 Реформы 1953 – 1964 гг. Их причины, противоречивый характер и последствия
- Вопрос 55 нарастание негативных явлений в социально-экономической жизни страны в 70-е – начале 80-х гг
- Вопрос 57 внешняя политика СССР в конце 40-х – начале 90-х гг. Успехи и просчеты.
- Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы
- Вопрос 60 Основные направления и тенденции социально-экономического и политического развития России в современных условиях.
Похожие статьи вашей тематики
Казалось, что беспощадная расправа с декабристами хотя бы на время должна была заглушить всякие попытки выражения свободомыслия. Однако оппозиция “духа” не прекращалась и в самые мрачные времена. Увлечение идеями немецкой философии (Кант, Шеллинг, Гегель) способствовало воспитанию в молодых людях самостоятельности мышления. А). Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в. 1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности: > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов); > революционное и правительственное направления окончательно разошлись; > его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике. 2. Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода: > консервативное (лидер — граф С. С. Уваров); > Либеральное - западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и. Аксаковы, Ю. Самарин и др.); > революционно-демократическое (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский). Б). Кружки 20—30-х годов. 1. В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева. 2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский. За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литературный критик и публицист. 3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Канта, стремились использовать прогрессивные элементы немецкой идеалистической философии в разработке идей общественного развития России. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходили за рамки идеализма и либерализма. По его мнению, только распространение знаний может привести к освобождению народа от крепостной зависимости. 4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена—Огарева. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции. В) Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы 1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп. 2. В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровом в знамени-той триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости Русского государства. Именно в самодержавной России, по утверждению сторонников этой идеологии, господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и политической мудрости. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под «народностью» понималось «единение» царя с народом, предполагающее отсутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно раз-личное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соответствующим «народному духу», и народность в данном случае трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам» — самодержавию и православию. Теоретиками официальной идеологии были профессора Московского университета С. П. Шевырев и М. П. Погодин, издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин. 3. Либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли в России второй четверти XIX в. представляли два общественных течения: славянофилы и западники. Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Они отрицательно относились к преобразовательной деятельности Петра I, но не потому, что хотели вернуться назад, к допетровским порядкам. Наоборот, они звали «идти вперед», но по истинному, «самобытному» пути, с которого «свернул» развитие России Петр I. Но поскольку, по их мнению, петровская европеизация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое внимание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «простого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью». ТАКИМ ОБРАЗОМ(ВЫВОД): Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство русского народа (для чего следует отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Самарин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. ЧижовиД. Валуев. Славянофилы внесли суще-ставенный вклад в развитие русской культуры, оставив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики. 4. Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Они возвеличивали Петра I и рассматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведением реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевского режима, они были убежденными противниками революционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституционно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др. По своему социальному происхождению и положению большинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. ТАКИМ ОБРАЗОМ(ВЫВОД): Западники считали, что Россия идет по европейскому пути, вступив на него с опозданием, в результате реформ Петра Великого. Движение «в западном направлении» неизбежно должно привести к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Основная задача «образованного меньшинства» в этих условиях — подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно власть и общество в живом сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой. В числе западни-ков находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Кавелин и др. В западники зачислялись и представители демократических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев. Г). Петрашевцы. Революционно-демократическое направление Заметное место в освободительном движении 40-х годов занимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одарённый чиновник Министерства иностранных дел М. В. Бартошевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Они обсуждали новинки художественной и научной литературы, говорили об общественно-политических и философских проблемах. Кружок посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, молодой Л. Н. Толстой, художник П. А. Фе-дотов, композиторы М. И. Глинка и А.Г. Рубинштейн. До 1847 г. деятельность кружка носила полулегальный просветительский характер. Но с 1847 г. характер собраний стал существенно меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, свободы печати, введения в судопроизводство адвокатов и присяжных заседателей. Это нашло отражение в своеобразной теории «русского социализма». Поражение революций 1848—1849 годов в Европе, натолкнуло Петрашевцев на мысль о том что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоят ее революционный смысл и историческое значение «русского социализма».В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.Т.о., создавая концепции развития России, представители различных течений общественной мысли 30 — 40-х гг. действовали в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те первостепенные задачи, с решения которых должен был начаться выход России на новый уровень развития.
|