Культура поведения и деловой этикет государственной и муниципальной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура поведения и деловой этикет государственной и муниципальной службы



Существует множество причин, объясняющих усиление роли управленческой культуры в современных условиях. К основным можно отнести следующие:

1. в новом меняющемся мире перестают действовать традиционные рационалистические, механистические методы управления (возрастает важность духовных аспек­тов управления);

2. современная социальная реальность имеет тенденцию к усложнению, появляются альтернативы социального раз­вития, новые идеи, новые структуры;

3. усиливается потребность работников аппарата и слу­жащих в психологически комфортной обстановке;

4. усиливается внимание к культурным ценностям, соответствующим ценностным ориентациям работников и служащих;

5. возникает необходимость выработки новой парадигмы, основанной на социокультурном подходе к управлению;

6. наблюдается ускорение процессов, происходящих в современном социуме;

7. возрастает не только сложность социальных процес­сов, но и роль личности в них.

Организационная культура — совокупность ценно­стей, обычаев, традиций, норм, верований и предположе­ний, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, которые делают ту или иную организацию уникальной.

Служебная этика — совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности.

Служебная этика охватывает всю совокупность служеб­ных отношений, в которых состоят люди в трудовом кол­лективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом чем больше дистанция между людьми, зани­мающими различные служебные ступени, тем большую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобили­зации его членов на выполнение общих задач и планов.

В основе служебной этики независимо от вида профессио­нальной деятельности всегда лежит служение делу, обще­ственным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение здесь имеют традиции организации, положитель­ный моральный опыт, личность руководителя.

Одним из основополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентиро­ваться в своих поступках и решениях на личное достоин­ство людей, относиться к ним с уважением.

Уважение и внимание к людям предполагают искреннее проявление интереса и заботы о каждом отдельном чело­веке. Очень важную роль играют похвала и поощрение. Исследования показывают, что хуже работает и выполняет свои служебные функции не тот, кого часто ругают, а тот, кого никак не оценивают.

Одна из норм служебной этики — быть непримиримым ко всему, что мешает работать, проявлять требователь­ность как к коллегам по работе, так и к самому себе. В то же время требовательность к людям не должна сводиться к установлению для них запретов и ограничений, она должна способствовать и побуждать человека совершать хорошие поступки. Быть требовательным — не значит быть придирчивым и тем более грубым и жестоким. Это значит, быть одинаково строгим как к поступкам других людей, так и к своим собственным, что всегда воспринимается как выс­шая справедливость. Напротив, несправедливость в отно­шениях не прощается людьми. Особенно недопустимо вести себя невежливо и грубо по отношению к тем, кто находится ниже на служебной лестнице и не может ответить.

Критика (от фр. — critique и др.-греч. крткт) xexvrI искусство разбирать, суждение) — разбор (ана­лиз), обсуждение чего-либо с целью дать оценку.

Одной из самых сложных и деликатных проблем слу­жебной этики является проблема правильного отношения к критике. Еще Конфуций советовал подбирать на службу не угодливых людей, а тех, кто имеет собственную позицию, принципиален в отстаивании своих взглядов. Однако, как свидетельствуют факты, люди чаще всего болезненно воспри­нимают критику, склонны абсолютизировать правильность своего мнения, что во многом объясняется особенностями человеческой природы. Именно поэтому важно научиться правильно относиться к критике и по возможности конструк­тивно воспринимать критические замечания в свой адрес.

При этом всегда следует помнить, что:

1. не бывает бесполезной критики; критика является формой помощи в решении возникающих проблемных ситуаций;

2. необходимо деловое восприятие критики вне зависи­мости от того, кто критикует и в какой форме;

3. основной принцип восприятия критики — «все, что я сделал, я мог бы сделать лучше»;

4. наиболее ценная критика направлена на несовершен­ство того, что кажется нормальным;

5. отсутствие критики является показателем пренебреже­ния или неверия в способность ее нормального восприятия;

6. критика позволяет выяснить и лучше понять отноше­ние критикующего к другой стороне;

7. необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Одно из правил служебной этики — умение слушать другого, не перебивать, когда человек говорит, не навя­зывать ему своего мнения. В беседе с коллегами или под­чиненными следует помнить о двух правилах общения: 1) лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; 2) люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

В служебных отношениях, в том числе на государствен­ной и муниципальной службе, следование различным формам вежливости имеет особое значение. Так, следова­ние требованию корректности позволяет руководителю сохранять уважение и доброжелательность к подчинен­ному, не опускаясь до панибратства и сохраняя «дистан­цию». Учтивость (почтительная вежливость) является тем средством, с помощью которого возможно защитить одно­временно и достоинство подчиненного, и авторитет руко­водителя, свести к минимуму негативные последствия слу­жебной иерархии — высокомерие и чванство руководителя в отношении к нижестоящим, с одной стороны, услужли­вость и подобострастие нижестоящих — с другой. В свою очередь такая форма вежливости, как любезность вносит в формальные в своей основе служебные отношения необ­ходимый элемент человеческого внимания и соучастия.

Необходимость усвоения государственными и муници­пальными служащими указанных форм вежливости стано­вится очевидной особенно на фоне тех различий, которые существуют в отношениях между руководителями и под­чиненными в большинстве западных стран и в России. Так, в отношениях между начальником и подчиненным на Западе нет подчеркнутой субординации: оба любезны, оба ведут себя достойно. Совершенно другую картину мы наблюдаем в нашей стране. У нас же, пишут авторы учебного пособия «Пространство этикета» Н. А. Коло­сова и В. В. Силкин1, могут быть замечательные отношения между начальником и подчиненным, они могут вместе пить, крестить детей, но в определенный момент все равно станет ясно, кто барин, а кто — холоп.

Особенно актуальным сегодня является восстановле­ние в служебных отношениях значения таких важнейших требований служебного этикета, как скромность, точ­ность и пунктуальность. За нарушением этих требований, по мнению специалистов, скрывается не только неуважение к другим людям, но и отсутствие самоуважения. Уважа­ющий себя, скромный и тактичный руководитель или слу­жащий не будет вести себя высокомерно со своими подчи­ненными или коллегами, не будет приписывать себе успехи других, не станет сваливать на них свои ошибки. Напротив, он будет внимательно прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, беря на себя ответственность за допущен­ные по его вине ошибки и просчеты в работе коллектива. Точно так же уважающий себя и других служащий или начальник будет стараться быть точным, пунктуальным и обязательным, не будет давать легковесных обещаний, которые он не сможет выполнить. Он не станет опаздывать на назначенный прием и заставлять ожидать себя, что счи­тается неприличным в деловом мире всех цивилизованных стран.

До сих пор мы вели речь о принципе гуманизма как основополагающем принципе, составляющем нравствен­ную основу современного делового и служебного этикета государственного и муниципального служащего. В качестве другого принципа специалисты выделяют принцип целесо­образности действий, содержание которого заключается в том, что в нестандартных служебных и жизненных ситуа­циях человек самостоятельно выбирает ту или иную модель поведения, опираясь преимущественно на здравый смысл, которым продиктованы многие правила современного эти­кета.

Строго говоря, принцип целесообразности действий освобождает этикет от излишнего догматизма. Нагляд­ным примером здесь могут служить служебные отноше­ния между мужчинами и женщинами, которые сегодня все меньше подчиняются абсолютной строгости общеприня­тых, «протокольных» норм поведения, постепенно вытес­няемых правилами чисто делового этикета. Так, например, общепринятые нормы поведения предписывают открывать дверь в учреждение перед женщиной, что и сегодня считается признаком хорошего воспитания. Однако не является нарушением делового этикета и противоположная ситуа­ция, когда женщина открывает дверь перед сотрудником, если у того заняты руки. Хотя законы неравенства полов, замечает другой специалист по деловому этикету Дж. Ягер, ушли в прошлое, мужчины оставляют за собой право снять шляпу перед женщиной, независимо от того, какую долж­ность она занимает, пропустить в дверь подчиненную им сотрудницу, встать при ее появлении в кабинете и не только предложить ей сесть, но и помочь ей в этом.

Как известно, правила этикета базируются на требова­ниях эстетики и определяются необходимостью единства формы и содержания поведения. В первую очередь это каса­ется тех правил этикета, которые связаны с невербальными средствами общения (жесты, мимика, нозы, манеры пове­дения, одежда). Все это имеет прямое отношение к уровню общей культуры человека, является внешним выражением его духовной сущности. Известно, например, что одежда человека — такой же социальный сигнал, как и его пове­дение. Именно поэтому одним из важных принципов, на котором основываются требования современного дело­вого этикета на государственной и муниципальной службе, является принцип эстетической привлекательности пове­дения и внешнего облика работника государственного или муниципального учреждения. Специалисты по деловому этикету знают, какое большое значение в деловом обще­нии имеют строгое отношение человека к своему внеш­нему виду, опрятность одежды и понимание служащим ее функционального назначения, порядок на его рабочем столе, эстетическая привлекательность действий. И напро­тив, невнимательное и неряшливое отношение к своей одежде и внешнему виду, развязное поведение должност­ного лица не только не вызывает удовольствия от общения с ним, но и может быть воспринято как проявление неува­жения к окружающим.

 

ЛЕКЦИЯ 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.011 с.)