Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура поведения и деловой этикет государственной и муниципальной службыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует множество причин, объясняющих усиление роли управленческой культуры в современных условиях. К основным можно отнести следующие: 1. в новом меняющемся мире перестают действовать традиционные рационалистические, механистические методы управления (возрастает важность духовных аспектов управления); 2. современная социальная реальность имеет тенденцию к усложнению, появляются альтернативы социального развития, новые идеи, новые структуры; 3. усиливается потребность работников аппарата и служащих в психологически комфортной обстановке; 4. усиливается внимание к культурным ценностям, соответствующим ценностным ориентациям работников и служащих; 5. возникает необходимость выработки новой парадигмы, основанной на социокультурном подходе к управлению; 6. наблюдается ускорение процессов, происходящих в современном социуме; 7. возрастает не только сложность социальных процессов, но и роль личности в них. Организационная культура — совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, которые делают ту или иную организацию уникальной. Служебная этика — совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности. Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем большую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов. В основе служебной этики независимо от вида профессиональной деятельности всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя. Одним из основополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением. Уважение и внимание к людям предполагают искреннее проявление интереса и заботы о каждом отдельном человеке. Очень важную роль играют похвала и поощрение. Исследования показывают, что хуже работает и выполняет свои служебные функции не тот, кого часто ругают, а тот, кого никак не оценивают. Одна из норм служебной этики — быть непримиримым ко всему, что мешает работать, проявлять требовательность как к коллегам по работе, так и к самому себе. В то же время требовательность к людям не должна сводиться к установлению для них запретов и ограничений, она должна способствовать и побуждать человека совершать хорошие поступки. Быть требовательным — не значит быть придирчивым и тем более грубым и жестоким. Это значит, быть одинаково строгим как к поступкам других людей, так и к своим собственным, что всегда воспринимается как высшая справедливость. Напротив, несправедливость в отношениях не прощается людьми. Особенно недопустимо вести себя невежливо и грубо по отношению к тем, кто находится ниже на служебной лестнице и не может ответить. Критика (от фр. — critique и др.-греч. крткт) xexvrI — искусство разбирать, суждение) — разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку. Одной из самых сложных и деликатных проблем служебной этики является проблема правильного отношения к критике. Еще Конфуций советовал подбирать на службу не угодливых людей, а тех, кто имеет собственную позицию, принципиален в отстаивании своих взглядов. Однако, как свидетельствуют факты, люди чаще всего болезненно воспринимают критику, склонны абсолютизировать правильность своего мнения, что во многом объясняется особенностями человеческой природы. Именно поэтому важно научиться правильно относиться к критике и по возможности конструктивно воспринимать критические замечания в свой адрес. При этом всегда следует помнить, что: 1. не бывает бесполезной критики; критика является формой помощи в решении возникающих проблемных ситуаций; 2. необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме; 3. основной принцип восприятия критики — «все, что я сделал, я мог бы сделать лучше»; 4. наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным; 5. отсутствие критики является показателем пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия; 6. критика позволяет выяснить и лучше понять отношение критикующего к другой стороне; 7. необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается. Одно из правил служебной этики — умение слушать другого, не перебивать, когда человек говорит, не навязывать ему своего мнения. В беседе с коллегами или подчиненными следует помнить о двух правилах общения: 1) лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; 2) люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их. В служебных отношениях, в том числе на государственной и муниципальной службе, следование различным формам вежливости имеет особое значение. Так, следование требованию корректности позволяет руководителю сохранять уважение и доброжелательность к подчиненному, не опускаясь до панибратства и сохраняя «дистанцию». Учтивость (почтительная вежливость) является тем средством, с помощью которого возможно защитить одновременно и достоинство подчиненного, и авторитет руководителя, свести к минимуму негативные последствия служебной иерархии — высокомерие и чванство руководителя в отношении к нижестоящим, с одной стороны, услужливость и подобострастие нижестоящих — с другой. В свою очередь такая форма вежливости, как любезность вносит в формальные в своей основе служебные отношения необходимый элемент человеческого внимания и соучастия. Необходимость усвоения государственными и муниципальными служащими указанных форм вежливости становится очевидной особенно на фоне тех различий, которые существуют в отношениях между руководителями и подчиненными в большинстве западных стран и в России. Так, в отношениях между начальником и подчиненным на Западе нет подчеркнутой субординации: оба любезны, оба ведут себя достойно. Совершенно другую картину мы наблюдаем в нашей стране. У нас же, пишут авторы учебного пособия «Пространство этикета» Н. А. Колосова и В. В. Силкин1, могут быть замечательные отношения между начальником и подчиненным, они могут вместе пить, крестить детей, но в определенный момент все равно станет ясно, кто барин, а кто — холоп. Особенно актуальным сегодня является восстановление в служебных отношениях значения таких важнейших требований служебного этикета, как скромность, точность и пунктуальность. За нарушением этих требований, по мнению специалистов, скрывается не только неуважение к другим людям, но и отсутствие самоуважения. Уважающий себя, скромный и тактичный руководитель или служащий не будет вести себя высокомерно со своими подчиненными или коллегами, не будет приписывать себе успехи других, не станет сваливать на них свои ошибки. Напротив, он будет внимательно прислушиваться к мнению коллег и подчиненных, беря на себя ответственность за допущенные по его вине ошибки и просчеты в работе коллектива. Точно так же уважающий себя и других служащий или начальник будет стараться быть точным, пунктуальным и обязательным, не будет давать легковесных обещаний, которые он не сможет выполнить. Он не станет опаздывать на назначенный прием и заставлять ожидать себя, что считается неприличным в деловом мире всех цивилизованных стран. До сих пор мы вели речь о принципе гуманизма как основополагающем принципе, составляющем нравственную основу современного делового и служебного этикета государственного и муниципального служащего. В качестве другого принципа специалисты выделяют принцип целесообразности действий, содержание которого заключается в том, что в нестандартных служебных и жизненных ситуациях человек самостоятельно выбирает ту или иную модель поведения, опираясь преимущественно на здравый смысл, которым продиктованы многие правила современного этикета. Строго говоря, принцип целесообразности действий освобождает этикет от излишнего догматизма. Наглядным примером здесь могут служить служебные отношения между мужчинами и женщинами, которые сегодня все меньше подчиняются абсолютной строгости общепринятых, «протокольных» норм поведения, постепенно вытесняемых правилами чисто делового этикета. Так, например, общепринятые нормы поведения предписывают открывать дверь в учреждение перед женщиной, что и сегодня считается признаком хорошего воспитания. Однако не является нарушением делового этикета и противоположная ситуация, когда женщина открывает дверь перед сотрудником, если у того заняты руки. Хотя законы неравенства полов, замечает другой специалист по деловому этикету Дж. Ягер, ушли в прошлое, мужчины оставляют за собой право снять шляпу перед женщиной, независимо от того, какую должность она занимает, пропустить в дверь подчиненную им сотрудницу, встать при ее появлении в кабинете и не только предложить ей сесть, но и помочь ей в этом. Как известно, правила этикета базируются на требованиях эстетики и определяются необходимостью единства формы и содержания поведения. В первую очередь это касается тех правил этикета, которые связаны с невербальными средствами общения (жесты, мимика, нозы, манеры поведения, одежда). Все это имеет прямое отношение к уровню общей культуры человека, является внешним выражением его духовной сущности. Известно, например, что одежда человека — такой же социальный сигнал, как и его поведение. Именно поэтому одним из важных принципов, на котором основываются требования современного делового этикета на государственной и муниципальной службе, является принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника государственного или муниципального учреждения. Специалисты по деловому этикету знают, какое большое значение в деловом общении имеют строгое отношение человека к своему внешнему виду, опрятность одежды и понимание служащим ее функционального назначения, порядок на его рабочем столе, эстетическая привлекательность действий. И напротив, невнимательное и неряшливое отношение к своей одежде и внешнему виду, развязное поведение должностного лица не только не вызывает удовольствия от общения с ним, но и может быть воспринято как проявление неуважения к окружающим.
ЛЕКЦИЯ 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.) |