Речевой этикет: определение, назначение, невербальные компоненты общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевой этикет: определение, назначение, невербальные компоненты общения.



Известно, что речевой этикет - неотъемлемая часть речевой культуры, которую в наше время можно считать "сквозным действием" преподавания русского языка, его методики и риторики.

Об "этикетных" проблемах написано множество статей и книг. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам.

К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Речь связана с мышлением и сознанием, носит национальный характер, помогает установить контакт между людьми, но только правильная, красивая речь, вобравшая в себя нормы речевого этикета. Если человек обладает речевым этикетом, то с ним и приятно общаться другим, к нему тянутся люди, он легко заводит знакомство и поддерживает их теплыми беседами.

Безусловно, огромное значение речевой этикет играет в жизни и работе учителя. Так как учитель является объектом подражания детей, особенно в начальной школе, он должен сам обладать этикетом для того, чтобы обучать детей правильному поведению и быть для них образцом.

Может быть, приведенные фрагменты в реферате, суждения о речевом этикете кому-то могут показаться спорными. Но они, несомненно, свидетельствуют о том, что, несмотря на фундаментальные работы в области речевого этикета, эта проблема остается по-прежнему открытой и требует неустанного внимания со стороны лингвистов, риториков и методистов.

Речевой этикет представляет собой универсалию - он используется в различных языках, нередко переводится, представляет собой кальку: auf Wiedersehen (нем.) - до свидания, однако большая часть этикетных форм традиционна, имеет национальные корни: спасибо - спаси тебя Бог, благодарю -- благо дарю, сударь и сударыня.

Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Во фразеологических словарях этикет отражен лишь отдельными примерами: Бог в помощь, благодарю покорно, на доброе здоровье с пометой «устар.».

Этикет в поведении людей и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те формы вежливости, которые были привычны не только двести, но всего двадцать лет тому назад, сегодня уже безнадежно устарели. По этикетным речениям нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень его образования, и социальную принадлежность, а иногда и профессию. Особые этикетные формы приняты в среде военнослужащих, в школе между учителями и учащимися; речевой этикет, привычный в среде молодежи, не употребляется среди пожилых. Обращения, уместные в интимной переписке, не подходят к стилю деловых бумаг. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьем. Такого уровня трудно достичь в чужой стране, и многие иностранцы оказывались в крайне неловком положении по этой причине.

В последнее десятилетие усложнилось обращение в бытовых и официальных условиях: господин, товарищ, коллега; сударь и сударыня (попытка ввести в употребление эти исконно русские слова не увенчалась успехом). Благодарность мерси, принятая в интеллигентных семьях в XIX веке, теперь встречается редко и обычно в форме шутки.

Речевой этикет включает и невербальные средства - жесты, мимику и особенно интонации: звучание голоса, выражение глаз выдают фальшь и натяжку в этикетных ситуациях.

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.

Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова «здравствуй, прощай, благодарю вас, спасибо, извините, пожалуйста», каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы адресуем их.

Изучив литературу по теме, я выделил несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы извинения, формулы приветствия, формулы вежливого отказа.

Формулы благодарности.

Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается.

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.

Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратилась к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я назвала 3 слова. Много это или мало? Я думаю, что это очень мало. Этот небольшой список пополнили мои одноклассники. Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни.

1-ое наблюдение. «Употребление слов благодарности в общественном транспорте».

Выяснили, что люди благодарят в следующих случаях: а) водитель продал билет, б) кто-то кому-то уступил место, в) передали деньги на билет через кого-то. Чаще всего употребляют слово «спасибо», иногда «благодарю Вас». К сожалению, нередко за услугу не благодарят.

2-ое наблюдение. «Употребление слов благодарности в родной школе (в раздевалке, столовой, библиотеке)».

Результаты в общем- то совпадают с результатами предыдущих наблюдений. Чувство благодарности чаще всего выражается словом «спасибо» и «большое спасибо»

3-е наблюдение. «Употребление слов благодарности в магазине».

Удручающее впечатление произвело на нас общение в магазине. Практически не слышали, чтобы кто-то благодарил продавца. Видимо, считают, что продавец и так обойдется. А то, что эти женщины работают, помогают выбрать товар, стараются сделать нам приятное – не берется во внимание. Им грубят, даже иногда обзывают.

Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала:

Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязан. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.

Смотрите, какое богатство! Им мы, ученики, должны постепенно овладевать. Конечно, за один раз нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.

Я узнал, что ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В ситуацию благодарности входят три основных компонента:

1) человек, которого благодарят; 2) человек, который благодарит; 3) услуга.

Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Для этого можно предложить следующее практическое задание:

Выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, дарить людям добро.

Формулы приветствия.

Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. А начинается это с приветствия.

В русском языке существуют десятки способов приветствия.

Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!

Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: «Здравствуйте! Добрый день! Привет!»

А вот попробуй-ка сосчитать, сколько раз ты поздоровался за день. Не забудь маму, бабушку, папу, братишку. И если ты поздороваешься с котенком, пощекотав его за ухом, - уверяю тебя, он не обидится. А потом ты выходишь на улицу, проходишь мимо соседей, и опять говоришь: «Здравствуйте! Добрый день!» А они ласково тебе улыбаются. Во дворе ты встречаешь друзей. Им уже можно просто сказать: «Привет!»

И так целый день. Пока, наконец, не наступит вечер, и ты не пойдешь спать, сказав всем «Спокойной ночи!».

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного; ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.

Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях.

Мы формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю- и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии.

А приветствие – это пожелание. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы».

Формулы вежливого отказа.

Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.

 

17. Этикет - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола).

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела),выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета -важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:

Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.

Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

экстремальные формы общения (во время обыска, задержания ит.п.);

невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность- сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.

Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

Высокая само-организованность – планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (x + y + z) K,

где G - успех,

х - компетентность (профессионализм),

у - работоспособность,

z - умение быть сдержанным,

К - коэффициент такта (обаяния).

Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не былоскрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметьчисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строгоканонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.047 с.)