Нравственные принципы и нормы поведения государственных и муниципальных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные принципы и нормы поведения государственных и муниципальных служащих



В последнее время интерес к этике государственной и муниципальной службы отмечается во всех странах и регионах. Большинство специалистов сходится во мнении, что сегодня эта проблема остро встает как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем, ее острота и акту­альность характерна для всех без исключения уровней управления — государственного, регионального, местного и международного. Это объясняется тем, что государствен­ные и муниципальные служащие в своей практической дея­тельности постоянно сталкиваются с необходимостью раз­решения сложных этических и моральных проблем. К ним, как уже отмечалось, относятся и проблема расходования государственных средств, и проблема перехода государ­ственных служащих в частный сектор, и этические аспекты оказания влияния (проблема лоббирования), получения подарков и др.

Исходя из этого, во многих странах предпринимаются меры по формированию у государственных и муници­пальных служащих таких качеств, как ответственность перед законом, честность, нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего — быть ориентированным на общественные интересы и ценности.

Государственный и муниципальный служа­щий по роду своей деятельности должен обладать социальным чувством беспристрастности, позволя­ющим объективно и непредвзято решать важные для людей вопросы. Хотя этот принцип не имеет однозначного консти­туционного определения, предполагается, что чиновник дол­жен сохранять строгую нейтральность при исполнении своих служебных обязанностей, действовать не в своих интересах и не под чьим-либо давлением, а в интересах граждан и обще­ства в целом. Этой установке государственные служащие должны строго следовать в ходе осуществления их деятель­ности. Она логически вытекает из осознания им своей обще­ственной роли и своего особого социального статуса, места в системе властно-управленческих отношений.

Принцип беспристрастности и обеспечения государ­ственного (общественного) интереса обусловливает ряд нравственных норм, которыми обязаны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей практи­ческой деятельности. Так, во многих странах государственным и муниципальным чиновникам в законодательном порядке запрещается заниматься предпринимательской и политиче­ской деятельностью, состоять в каких-либо партиях и т.д. Госу­дарственный и муниципальный служащий не должен своими действиями ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, ему запрещено использовать служебное положение в своих интересах.

Одной из норм административной этики, позволя­ющей государственному и муниципальному служащему отстаивать и защищать общественный интерес в противо­вес корпоративным интересам, является право служащих протестовать и не повиноваться любому распоряжению вышестоящего начальства, если оно находится в противо­речии с Конституцией РФ, с основными правами человека. В этом случае служащий не только может, но и с нрав­ственной точки зрения должен решительно заявлять свое несогласие с подготовкой и осуществлением таких распо­ряжений, путем обращения в высшие инстанции, органы юстиции, общественные организации, средства массовой информации.

Законность — политико-правовой режим или прин­цип реального действия права в государстве, при кото­ром государственные и муниципальные органы, долж­ностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и в первую очередь законы.

Ни одно общество не может быть стабильным и гармо­нично развивающимся, если в нем бездействует и наруша­ется закон, господствует несправедливость, не уважается и не защищена личность, царствует произвол. Без соблю­дения принципов законности, справедливости и гуманизма невозможны никакие гражданское согласие, консолидиру­ющая роль государственной и муниципальной службы или эффективное государственное и муниципальное управле­ние. Нарушение этих принципов неизбежно влечет за собой проявления бюрократизма, несправедливости, произвола и безнравственности. В реальной жизни эти негативные явления, связанные с деформацией морального сознания служащих аппарата государственной и муниципальной власти, сплошь и рядом обнаруживаются в безразличии чиновников к социальному назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, в безот­ветственности, преследовании узко корпоративных целей и интересов.

Одним из приоритетных для государственной и муни­ципальной службы, бесспорно, является принцип закон­ности в деятельности государственных и муниципальных служащих. С точки зрения современного демократического правового государства, законность означает установлен­ный государством порядок и принцип жизнедеятельности, в соответствии с которыми все правоотношения и действия государственных органов, органов местного самоуправле­ния, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона.

Принцип справедливости является еще одним фунда­ментальным принципом этики государственной и муници­пальной службы, поскольку он прямо связан с проблемой уважения населения к государственной и муниципальной власти, к служащим государственного аппарата. Всякая несправедливость, допускаемая чиновниками, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. С точки зре­ния задач государственной и муниципальной службы прин­цип справедливости означает законное и рациональное использование властных полномочий, защиту прав и закон­ных интересов граждан, удовлетворение их социальных ожиданий. Этический принцип справедливости в государ­ственной и муниципальной службе конкретизируется в ряде этических норм: никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот другим, не допускать субъективизма в оценке личностно-деловых качеств людей и др.

Федеральные законы «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве приоритет­ного принципа ставят на первое место приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, чело­вечный) — система мировоззрения и мировосприятия, в основе которой лежит признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

В ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Рос­сийской Федерации» в качестве одной из основных обя­занностей государственного и муниципального служащего определяется требование «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций».

Третьим важнейшим принципом административной этики является принцип гуманизма, который во многих странах составляет основу современной деловой этики. Этот принцип вытекает из главного требования к государ­ственной и муниципальной службе (служить людям, заботиться об их благе) и конкретизируется в таких этических нормах, как:

1) доброжелательность, чуткость, отзывчи­вость, уважение к каждому человеку;

2) внимание к проб­лемам людей;

3) признание суверенитета личности и ее достоинства.

Лояльность (от фр. loyal — верный) — верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя; корректное, благо­надежное отношение к кому-либо или чему-либо.

Определяя основные принципы административной этики, мы называли в качестве одного из них добровольное и сознательное ограничение служащими аппарата государ­ственной и муниципальной власти некоторых своих граж­данских прав и свобод. Примером такого самоограничения служит, в частности, обязанность следовать «принципу лояльности». Большинство специалистов считают требо­вание лояльности, понимаемое как верность данным обя­зательствам и непосредственно связанное со служебной ответственностью, важнейшим нравственным требованием, которое должно предъявляться к поведению и деятельно­сти государственных и муниципальных чиновников.

Конфиденциальность (от англ. confidence — дове­рие) — необходимость предотвращения утечки (разгла­шения) какой-либо информации.

Принцип лояльности реализуется через соблюдение служащими ряда соответствующих этических норм и пра­вил. Одной из таких норм является требование придержи­ваться режима секретности (конфиденциальности), смысл которого состоит в том, что чиновник должен проявлять профессиональную осмотрительность при работе с документами и информацией, не распространять нежелатель­ную информацию. Сложность соблюдения этой нормы заключается в том, что в большинстве случаев законода­тельство предоставляет административным властям широ­кую свободу действий в определении пределов конфиден­циальности. Такая неопределенность заставляет самих служащих и руководителей учреждений решать, что преда­вать гласности, а что — нет. Чаще же всего, служащие, опа­саясь наказания за несанкционированное распространение информации, скрывают те сведения, которые не являются конфиденциальными и через некоторое время все равно будут распространены.

По отношению к гражданам принцип лояльности выра­жается в таких понятиях, как «нейтральность» и «про­фессиональная конфиденциальность».

«Профессиональной конфиденциальности» - часть ответственности, которую государственные и муниципальные служащие несут по отношению к граж­данам и частным лицам. Эта норма требует, чтобы граж­данин в своих отношениях с государственными и муници­пальными чиновниками был защищен от распространения информации, связанной с его частной жизнью или про­фессиональными интересами.

С принципом лояльности непосредственно связан дру­гой важный принцип административной этики — принцип открытости, гласности в деятельности государственной и муниципальной службы, включающий, кроме прочего, право граждан на получение информации.

Первостепенным значением в системе нравственных характеристик любой профессии является понятие нрав­ственной культуры работника. Как качественная характеристика морального развития и моральной зрелости лич­ности нравственная культура проявляется, как:

1) культура нравственного сознания;

2) культура нравственных чувств;

3) культура поведения.

Как культура нравственного сознания нравственная культура выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновы­вать цели и средства своей деятельности. Однако известно, что люди, знающие, что есть добро, тем не менее совершают и зло. Поэтому очень важным является следующий уровень нравственной культуры, обеспечивающий внутреннее при­ятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность к их реализации и выражающийся в культуре нравствен­ных чувств. Она включает в себя способность к моральной рефлексии, к сочувствию и сопереживанию, а также такие социальные чувства, как коллективизм, патриотизм, гума­низм и др. В свою очередь, культура поведения характери­зует способность к выбору и практической деятельности. Посредством культуры поведения реализуются поставлен­ные и принятые нравственные цели, формируется активная жизненная позиция.

Исходя из перечисленных компонентов нравственной культуры, в зависимости от их зрелости ученые выделяют несколько уровней и характеристик индивидуальной нрав­ственной культуры:

низкий уровень нравственной культуры, когда чело­век не обладает элементарными моральными знаниями и потому часто нарушает общепринятые нравственные нормы;

«мозаичная культура», характеризующая отрыви­стые моральные знания, соседствующие с нравственными поступками, которые совершаются под воздействием обще­ственного мнения, традиций в семье и т.д.;

рациональный тип нравственной культуры, отлича­ющийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необ­ходимости;

эмоционально-экспрессивная культура, связанная с наличием у человека обостренного нравственного чувства добра и зла при одновременной нехватке знаний и чаще всего воли для их материализации;

• • высокая зрелость нравственной культуры, когда глу­бокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.

Для государственной и муниципальной службы зна­чение индивидуальной нравственной культуры особенно велико, так как задача формирования корпуса высоко­моральных, ответственных, профессионально подготов­ленных служащих, как показывают исследования, — это вопрос не только нравственной социализации, но и нрав­ственного самовоспитания. Более того, в процессе освоения должности государственным и муниципальным служащим нравственная социализация и нравственное самовоспита­ние идут параллельно. В своей деятельности служащему приходится постоянно сталкиваться с непростым выбо­ром между личными и общественными интересами, между такими понятиями, как долг, справедливость, патриотизм с одной стороны, и личное материальное благополучие, привилегии — с другой. Поведением служащего в этой ситуации чаще всего руководят стыд или страх перед воз­можностью общественного осуждения и порицания, тогда как его поступками и поведением должна руководить совесть.

Ученые РАГС в свое время предложили оригинальную нравственную типологизацию чиновничества, положив в ее основу имеющиеся в литературе по этике нравственные типологизации личности и материалы конкретных социо­логических исследований.

1. Потребительский тип. Авторы квалифицируют его как самый низкоморальный тип чиновника, для которого личная польза и выгода являются главной ценностью и почти единственным мотивом поведения. Работники такого склада видят счастье в славе, деньгах, престиже, вла­сти. Они, как правило, активны, решительны, подчас про­являют смелость, настойчивость, однако делают это исклю­чительно в своих амбициозных интересах.

2. Конформистский тип. К этому разряду следует отне­сти тех служащих, для которых свойственны коммуника­бельность и склонность к компромиссу как незаменимые качества для аппаратной работы. Такие люди отличаются бесконфликтностью, всегда стремятся к согласию с окружающими, они чаще всего воспитаны, строги к себе и другим, заботятся о своей репутации, их усилия обычно направ­лены на достижение целей коллектива, собственные инте­ресы уходят на второй план. Их жизненное кредо — счастье и добропорядок достижимы только общими усилиями.

3. Аристократический тип. Характерной чертой этого типа чиновников является обостренное чувство собствен­ного достоинства, интеллигентность, высокое самосозна­ние, способность к самоконтролю, они отвечают за свои действия и поступки прежде всего перед своей совестью. Такие люди, как правило, тяжело приживаются в аппарате, их свободолюбие и, следовательно, асоциальность в поступ­ках, с точки зрения общепринятых норм административ­ного управления, равнозначна иррациональности.

4. Героический тип. Это, наверное, наиболее редкий, идеальный тип чиновника, по-настоящему социально ориентированный. Такие служащие — не только хорошие и квалифицированные исполнители, но и настоящие борцы за идеалы справедливости, они способны бороться с обсто­ятельствами и преодолевать трудности. Их действия осно­ваны исключительно на рациональной аргументации, ими восхищаются, на них равняются. Люди такого склада неза­менимы в органах власти при возникновении кризисных ситуаций, хотя, с другой стороны, они не всегда могут пра­вильно соотносить цели и средства.

Факты свидетельствуют, что на практике моральное сознание и поведение чиновников весьма различно и неод­нородно. Именно поэтому необходима постоянная и серьез­ная работа по формированию и совершенствованию нрав­ственной культуры государственных и муниципальных служащих, характеризующей внутреннюю детерминацию их поведения, а не чисто внешнее соблюдение моральных норм. Как показывают психологические исследования, подчинение только внешним требованиям влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости и изби­рательности по отношению к внешним воздействиям, ведет к конформизму, пассивно-приспособительскому сознанию и поведению.

Сегодня считается общепризнанным, что государствен­ное и муниципальное управление является своеобразной формой гражданского воспитания. От того, кто находится на государственной и муниципальной службе, каковы нрав­ственные ориентиры чиновников, их моральный облик, во многом зависит и состояние общества. Исходя из этого во многих странах принимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных чиновников таких качеств, как ответственность перед законом, честность, лич­ная нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего — быть ориен­тированным на общественные интересы и ценности.

Особое значение административная этика придает скромности государственного и муниципального служа­щего как его важнейшему личностному качеству, которое по своей сути не только противоположно, но и исключает такие негативные явления, как высокомерие, самодоволь­ство, зазнайство, чванство и честолюбие. В своем истинном значении скромность означает способность человека к объ­ективной оценке своих достоинств и прав, терпимому отно­шению к недостаткам других людей, а также готовность добровольно подчиниться требованиям общей дисциплины. И наоборот, излишняя самоуверенность, а тем более пре­небрежительное и высокомерное отношение к людям, их знаниям и опыту, стремление приобрести не столько обще­ственное признание, сколько высокую должность, почести и награды недопустимы на государственной и муниципаль­ной службе, способны нанести лишь вред престижу госу­дарственного и муниципального служащего.

Этический кодекс – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению т в систематизированном виде заключающих в себе основные нравственные требования к работникам той или иной сферы деятельности.

Этический кодекс государственного и муниципаль­ного служащего —призван регулировать процесс приня­тия решений в условиях конфликта не только интересов, но и ценностей. Его главное назначение — ориентировать на идеалы, а не на страх наказания. Он не должен навязы­ваться сверху как директива. Этический кодекс действует тогда, когда другие механизмы и регуляторы «не дотягива­ются» до человека. И напротив, правовая сверхурегулированность, преобладание запретных регуляторов возникают тогда, когда этические нормы внедряются «на всякий слу­чай», чтобы рассеять подозрения в неэтичном поведении, а вовсе не для обеспечения высоких этических стандартов в аппарате государственного и муниципального управления.

По мнению ученых, значение этического кодекса госу­дарственного и муниципального служащего (кодекса административной этики) определяется прежде всего тем, что по его содержанию можно достаточно полно судить о нрав­ственной направленности, основных моральных принципах и нормах кадровой политики государства. В то же время этический кодекс является серьезным конкретным инстру­ментом самой государственной и муниципальной службы, так как с его помощью осуществляется формирование кадрового состава государственных и муниципальных слу­жащих, оценивается и регулируется их деятельность.

Согласно общепринятой практике этический кодекс вклю­чает в себя три типа нравственных норм: предписывающие, запретительные и рекомендательные.

Внедрение эти­ческого кодекса в деятельность служащих аппарата госу­дарственного и муниципального управления не может про­изойти автоматически, само собой. Для этого необходимы определенный механизм и определенные структуры, прове­ряющие и контролирующие соблюдение норм и положений этического кодекса.

ЛЕКЦИЯ 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.188.101 (0.018 с.)