Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы этического руководства в сфере государственной и муниципальной службы
На эффективность работы и моральную устойчивость сотрудников организации влияет, как уже отмечалось, множество факторов как субъективных, так и объективных. Это и уровень нравственного развития работников, нравственное воспитание, и условия труда и быта, и уровень материального благосостояния, и многое другое. Однако определяющее значение все же имеет характер взаимоотношений, которые складываются в коллективе. Особое значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя. Любая организация сильна, прежде всего, своим руководителем. Более того, специфика управленческой деятельности, связанная с иерархией и субординацией отношений, обезличиванием бюрократического аппарата, придают роли руководителя особую важность. Именно от руководителя в определяющей степени зависит создание благоприятного нравственного климата в коллективе. С другой стороны, успех самого руководителя всецело зависит от его способности создать нравственно здоровый коллектив. В научном смысле слова руководство как частный случай управления, включающий в себя совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненными, представляет собой деятельность, направленную на побуждение работников к достижению поставленных целей путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Считается, что хороший руководитель это руководитель, который: 1) умеет строить отношения с коллективом; 2) знает типичные ошибки руководителей и старается не допускать их. Следует отметить, что этика имеет отнюдь не косвенное отношение к теории организации. Так, для подчиненного недостаточно честности руководителя, определяемой с точки зрения прокурорских инстанций. Для него более важными являются моральная позиция руководителя, его этический уровень, умение уважать достоинство тех людей, с кем он работает, кому отдает распоряжения и поручения. Важно, чтобы руководитель не уходил от ответственности, не использовал служебное положение для получения личных льгот. Высокий этический уровень руководителя улучшает личные отношения в коллективе, вызывает доверие, мобилизует коллектив лучше работать, получать лучшие результаты. Личностные черты руководителя, его нравственно-психологические качества оказывают, как отмечалось выше, определяющее влияние на стиль руководства.
Идеальный образ руководителя, сконструированный благодаря американским и японским исследованиям в области менеджмента, основан на сочетании как интеллектуальных, личностных, так и деловых профессиональных качеств руководителя. Выделяют общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя. К общим нравственным качествам относятся гуманизм, справедливость, патриотизм. Конкретные качества включают такие важные для руководителя характеристики, как нравственная воля (умение добиваться цели, завоевывать уважение), гражданская совесть, профессиональная честность (выражающаяся в деловой требовательности, умении говорить правду в глаза), коллективизм (организованность, дисциплинированность, общительность), мужество (смелость в решениях, умение переносить 11еприятности), принципиальность. К специфическим качествам руководителя принято относить трудолюбие (увлеченность делом), скромность, ответственность (единство слова и дела, способность к риску), щедрость (способность оказать помощь, бескорыстие), оптимизм, великодушие (терпимость к недостаткам других, умение прощать обиды, незлопамятность). К числу наиболее значимых, неотъемлемых качеств руководителя, следует отнести. 1. Уважение к людям (к коллегам, сослуживцам, подчиненным). 2. Умение строить коллективную работу. 3. Личную ответственность. Это означает, что руководитель должен при всех случаях ориентироваться на достоинство людей, уважать в них личность, быть хорошим педагогом, уметь распознавать в человеке талант, создавать условия для творческого и профессионального роста сотрудников. Руководитель должен быть требовательным к себе и другим, брать на себя ответственность в случае неудачи, знать настроения людей, чтобы оперативно устранять возникшие проблемы. Современные отечественные и зарубежные исследователи говорят о существовании четырех основных видов межличностных отношений в системе «руководитель — подчиненный»: приказание, внушение, участие, делегирование. В основу их выделения положена известная в практике управления закономерность, согласно которой степень руководства определяется уровнем профессионализма сотрудников: по мере роста профессионализма сотрудника руководитель меньше им управляет, больше его поддерживает, вселяет в пего уверенность в своих силах.
Наибольшую сложность для руководителя представляет проблема выбора правильной формы выдачи поручений и особенно проблема достижения добровольности исполнения распоряжений. К основным формам распоряжения относят: приказ, просьбу, вопрос и так называемую форму «добровольца». Каждая из них должна применяться в зависимости от особенностей ситуации и характера отношений между руководителем и подчиненными. Так, приказ следует использовать преимущественно в чрезвычайных ситуациях, а также в отношении недобросовестных работников. Напротив, в обычной ситуации, при условии, что отношения между руководителем и подчиненными носят доверительный характер, более уместной формой распоряжения является просьба, допускающая в отличие от приказа обмен мнениями между сторонами по сути решаемой проблемы. Форму обращения вопроса («Есть ли необходимость этим заниматься?) рекомендуется применять в тех случаях, когда руководителю необходимо вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть работника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. Наконец, форма «добровольца» («Кто берется это сделать?») может быть использована в ситуациях, когда пет желающих сделать работу, которую, тем не менее, необходимо выполнить. Важным психологическим правилом, лежащим в основе этики приказов и поручений, является объективизация распоряжений и их деперсонализация. Не рекомендуется персонифицировать устные распоряжения, если вы хотите получить лучший результат. Хуже, когда руководитель говорит: «Я хочу, чтобы вы это сделали». Лучше, если подчиненный выполняет поручение не только потому, что он его получил, но и потому, что убежден, что этого требует объективная ситуация, что следует действовать именно так. Как показывает практика, применение объективизированных распоряжений снижает разногласия между руководителем и подчиненными и, что особенно важно, усиливает сплоченность персонала организации. Этика приказов и распоряжений непосредственно связана с проблемой мотивации, под которой в данном случае мы подразумеваем создание условий, в которых поручение становится стимулом. Это наиболее сложная и важная проблема в теории и практике управления. Ее значение, как уже говорилось, определяется тем, что сегодня во всех сферах деятельности растет значение умственных усилий, а именно они и поддаются мотивационному воздействию. Определяющую роль здесь играет личность руководителя как источника мотивации, его этическая позиция, знание им особенностей и мотивационной силы тех или иных видов распоряжений и поручений. Если, например, указание или поручение отвечает отмеченному выше требованию объективизации устных распоряжений (известному как «закон ситуации») оно обладает большей мотивационной силой. Еще в большей степени сказанное относится к процессу принятия решений. Научно и опытным путем доказано: мотивация в сфере исполнения конкретных заданий тем сильнее, чем больше люди, выполняющие эти задания, участвуют в самом процессе принятия решения, чем большее влияние они могут оказывать на процесс. Руководителю важно не только понимать, что мотивация поведения подчиненных определяется широким спектром их потребностей, которые необходимо удовлетворять (иерархия потребностей Маслоу), но и знать основные методы удовлетворения этих потребностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.) |