ТОП 10:

Мораль и право. Функции морали. Моральные ценности, принципы и нормы.



Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. В то же время мораль представляет собой особую форму сознания (моральное сознание) и вид отношений между людьми (моральные отношения), состав­ляющих предмет специального изучения этики.

Как вид сознания и способ поведения, мораль возникла из необходимости совместной жизни людей и обусловлена самой природой человека, уникальной по своему характеру и выделяющей его среди других живых существ. В отли­чие от всех других биологических особей с изначально заданными стереотипами поведения, закрытыми для даль­нейшего совершенствования, человек не только открыт для постоянного развития и самосовершенствования, но и, обладая самосознанием, способен осознавать свое собствен­ное существование и отличать хорошее от плохого, быть нравственным существом. В то же время нравственность, человеческие добродетели могут реализоваться, как отме­чал Аристотель, только в конкретной деятельности чело­века, в его отношениях с другими людьми, без чего невоз­можно само существование морали. В этом смысле можно говорить об общественной функции морали как регулятора отношений в обществе, в котором люди живут по некото­рым общим правилам, следуют общим принципам и нор­мам поведения.

Функцию поддержания человеческого общежития выполняют и другие институты социальной регуляции (такие как право, традиции, обычаи, административные нормы, другие формы принудительного воздействия), с которыми мораль тесно переплетается и от которых вме­сте с тем существенно отличается.

Традиционно «мораль» рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек способен отвечать за то, что он делает. Именно так мы понимаем совесть как наиболее совершен­ную форму самоконтроля, сознание и чувство моральной ответственности за свои поступки перед самим собой и вну­треннюю потребность поступать справедливо.

Право — универсальный регулятор общественных отношений, основанный на нормах морали. В отличие от морали оно обладает уникальным ресурсом — воз­можностью применения государственного принуждения и карательных санкций.

Под функциями морали обычно понимают те ее основ­ные роли, которые она выполняет в жизни общества, обе­спечивая его целостность, его существование и развитие.

Известно, что мораль не только выступает регулято­ром отношений между людьми, оценивает их поведение и поступки, но и формирует нормы поведения. Она явля­ется важнейшим средством нравственного становления и развития личности, позволяет человеку ориентироваться в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в самих поступках людей, гак и в ситуациях, скла­дывающихся в результате этих поступков.

В связи с этим ученые выделяют целый ряд функций морали, характеризующих ее как относительно самостоя­тельную область человеческой культуры. К основным функциям морали обычно относят следующие.

Оценочная. Ее особенность состоит в том, что, во-первых, в отличие от норм права и политических оценок моральные оценки носят универсальный характер и рас­пространяются практически на все поступки и действия человека. Во-вторых, эти оценки осуществляются через сравнение должного и сущего, соотнесение наличного пове­дения с ценностью и идеалом и исходят как извне от обще­ственного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности, из моральных убеждений индивида.

Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравствен­ное существо, приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких усло­виях.

Коммуникативная. Ее значение определяется той огромной ролью, которую выполняет коммуникация как важнейшая цивилизационная потребность современного мира, подразумевающая процесс гуманизации человече­ского общения, ведущий к взаимному пониманию. Она не сводится только к этикету. Более важным в человече­ском общении является признание в каждом человеке лич­ности, уважение того, с кем общаешься.

Воспитательная. Это одна из важнейших функций морали, характерная для всех обществ. Особенность воспи­тательной функции морали заключается в том, что мораль­ное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности. В центре нравственного воспитания лежит личный пример, внутрен­нее стремление к нравственной безупречности. Для данной функции характерно ненасильственное воздействие, ибо моральные нормы только тогда действенны, когда пере­житы человеком на собственном опыте.

Регулятивная. Сущность и особенности этой функ­ции морали были раскрыты в предыдущем параграфе. Заметим только, что мораль — не рецепт от нравственных болезней и пороков, она не всесильна. Она учит, но только тех, кто хочет научиться. Однако всем приходится когда- нибудь принимать то или иное решение. И в этом смысле основные моральные ориентации неизбежно проявляют себя в практическом поведении.

Отмечая важность указанных функций морали, позволя­ющих лучше понять сущность моральной регуляции, необ­ходимо в то же время признать, что проблема воздействия морали на человека сложна и неоднозначна. Решая ее, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, что и кто опре­деляет моральность наших поступков, т.е. с той ситуацией, которая в этической науке получила название парадокса моральной оценки («не судите других»). Но дело не только в этом. Вопрос о сущности моральной регуляции не может быть осмыслен без учета самой важной проблемы этики — проблемы соотношения бытия и морали, этических знаний и поведения.

Моральные ценности— высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требова­ние), и как принцип поведения.

Наиболее сложным из всех компонентов мораль­ной регуляции является понятие моральной ценности,поскольку если рассматривать ее только с позиции наличия в предмете признаков и свойств, выражающих его значи­мость для субъекта, то всегда есть опасность отождествле­ния ценности с самим предметом. В то же время значимость предмета, как известно, не обязательно автоматически означает его ценность. Как ни покажется это кому-то странным, но ответ на эти вопросы ученые находят у К. Маркса, в его классическом анализе свойств товара. Вещь, согласно Марксу, может обладать потребительской стоимостью (воз­дух, дикорастущий лес и т.д.) и в то же время не быть стои­мостью, если ее полезность не опосредована трудом. Когда потребность удовлетворяется автоматически, ценностных отношений не возникает. Иначе говоря, полезность, зна­чимость вещи для субъекта, сами по себе еще не образуют ценностных отношений, а сама вещь не становится ценностью. И напротив, чем проблематичная возможность удов­летворения потребности и чем актуальнее потребность, тем выше ценность предмета.

Моральные принципы— нравственные установки, в общей форме выражающие выработанные в мораль­ном сознании общества требования, касающиеся нрав­ственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Важным компонентом системы моральной регуляции являются моральные принципы.В самой краткой форме их можно определить как наиболее общие требования, с помо­щью которых регулируются отношения между людьми. В этом своем значении принципы выступают своеобразным духовным ориентиром человека в его практических действиях. В то же время они представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и служат крите­рием выбора правил поведения.

Моральные нормы(от лат. пота — правило, обра­зец) — наиболее простые, имеющие характер обязатель­ных предписаний, нравственные требования к поступкам и поведению людей.

Коротко остановимся на характеристике моральных норм,особенностью которых, как уже было отмечено, является жесткая заданность границ поведения и требова­ние обязательности их выполнения. Они не терпят неопре­деленности и требуют от человека поступать именно так, а не иначе, следовать общепринятым стандартам поведе­ния. В их основе лежит признание несовершенства челове­ческих нравов и связанная с этим необходимость мораль­ного запрета: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого добра и другие известные по 10 ветхозаветным заповедям запреты. В этом значение морального запрета, без чего, как уже говори­лось, мораль превращается в область только «добрых намерений».

ЛЕКЦИЯ 2







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.007 с.)