Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вербальное и невербальное общение журналистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В журналистике общение играет ключевую роль. Вербальное словесное общение существует для передачи информации при использовании звукового канала. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными за ними в общественном опыте значениями, то есть речь. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, позы, смех, слёзы и т.д., которые создают знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации. Приём отзеркаливания осуществляет функцию подстройки к состоянию собеседника, позволяет почувствовать его настроение. Он включает в себя практически все вышеупомянутые средства. Но однозначная трактовка жестов может привести к неправильному пониманию собеседника, их надо оценивать в контексте с мимикой и речью. Мимику же легче научиться контролировать, сохраняя «непроницаемое лицо», следовательно, она мене достоверна, хотя и не мене выразительна. Невербалика также включает и параречевые характеристики: дикция (четкость произношения); темп и ритм (все, что связано со скоростью и ритмичностью произношения); мелодичность (плавность произношения); громкость; тембр (звуковая окраска голоса); интонация. Стиль общения собеседника может указать на его принадлежность к определённому социальному и культурному слою, на его кругозор, вкус, образ мыслей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, чётко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чём-то значимом для него возможных реципиентов. Траурная лента сообщает о постигшей человека потери.Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам. Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда, выдающая такие черты человека, как демократизм, консерватизм, неординарность, амбициозность и т. д.асть информации репортёр добывает именно в контакте с людьми - источниками информации, героями своих материалов. Не всегда интервью проходят гладко, и в таких моментах владение искусством общения журналисту особенно необходимо. Так, корреспондент должен уметь расположить к себе интервьюируемого, внушить ему доверие. Для этого очень полезно овладеть техникой отзеркаливанпия, такой подход на интуитивном уровне внушит собеседнику, что журналист близкий ему человек. Большой объём знаний работника СМИ о средствах невербального общения позволит ему понять, где собеседник лжёт, что в нём истинное, а что напускное, наигранное, например. Часто источник информации слишком скован, неразговорчив, в связи с этим журналист должен уметь устранять такого рода коммуникативные барьеры: разрядить атмосферу шуткой, забавной историей или при необходимости создавать неформальную, дружескую атмосферу и т.д. Журналист должен уметь хорошо читать внешний вид человека, определять по нему его основные характеристики, черты характера, его систему ценностей. Это позволит сразу без проб и ошибок определить манеру общения, попасть с ним на одну волну. Богатый опыт общения в повседневной жизни помогает ему в профессиональной деятельности. В этом случае он сразу понимает как ему надо вести себя с тем или иным человеком в рабочей обстановке, это не будет вызывать у него труда, потому что он уже имеет такой опыт в своей частной жизни. В этом случае репортёр лучше понимает своих собеседников, у него не вызывает трудностей задача снять напряжение, он гораздо более умело контролирует ход беседы. Журналист должен иметь чёткую, отработанную схему, алгоритм общения с собеседником, потому что зачастую ему приходится работать в экстремальных условиях и соответственно быстро выдавать результат, поэтому уровень владения техниками общения должен быть доведён у него практически до совершенства, чтобы мастерски, без причинения обиды пресечь отклонения собеседника от темы, его излишние эмоции и пр. Чтобы сделать общение максимально эффективным, получить как можно больше нужной информации, журналист может прибегать к самым разным уловкам. Так, отзеркаливание своего собеседника ему следует дополнить вербальным подчёркиванием общности интересов в данном вопросе. Помочь разговорить интервьюируемого, вызвать у него желание беседовать может приём, заключающийся в том, что журналист сам лично живо интересуется данной темой; чтобы дать почувствовать собеседнику, что он знает больше журналиста. На решение этой задачи - преодоление коммуникативных барьеров - может работать приём провокации собеседника, смысл которого состоит в том, чтобы вызвать у источника бурную реакцию несогласия или показать какой-нибудь объект, который застанет его врасплох, вызовет естественную реакцию. Также работник СМИ должен понимать, что различные стратегии, техники, приёмы общения могут быть известны не только ему одному, но и его собеседнику. В этом случае его задача многократно усложняется: он не только должен понять какой приём использует интервьюируемый, но и найти способ его незаметно обмануть. Очень важно для журналиста знание средств невербального общения. Это поможет ему увидеть настоящие, истинные чувства и мысли респондента. Если корреспондент почувствовал что-то неладное, он, зная язык тела, жестов и т.д. может сразу понять в чём дело. Знание невербалики позволит репортёру не обмануться, собеседник не сможет обвести его вокруг пальца. Исходя из этого журналист должен помнить о личном пространстве человека, ему не следует вторгаться в него, потому что это может смутить интервьюируемого, вызвать в нём даже некоторую агрессию. Замечая изменение поз, жестов интервьюируемого в процессе общения, журналист может понять его отношение к беседе в целом или каким-либо темам и корректировать в соответствии этим свою речевую стратегия. Это своего рода сигнал: правильно ли всё делает журналист. Виды общения в журналистике Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное. Общение и деятельность перекрещиваются, но не совпадают. В деятельности выстраиваются субъект-объектные отношения, а в общении – субъект-субъектные. Общение не является частью деятельности, и наоборот, деятельность не является частью общения. Мы можем говорить о том, что общение часто становится условием деятельности. И в этом случае можно говорить о деятельности коммуникативной. Работа журналиста в большинстве случаев относится к этой коммуникативной деятельности, а потому многие исследователи рассуждения на эту тему начинают прямо с того, что оговаривают своеобразный список коммуникативных качеств, необходимых для журналиста. И это не случайно: если внимательно проследить структуру общения, становится понятным, что личность журналиста активнейшим образом корректирует ситуацию во все основных компонентах этого процесса. В числе наиболее значимых качеств чаще остальных называются: 1. Терпение. Оно необходимо, для того чтобы уметь выслушивать различные суждения: поверхностные, ошибочные, некорректные; 2. Такт. Необходим затем, чтобы уметь отвергнуть суждения так, чтобы не обидеть человека; а если и согласиться с безосновательными суждениями, то сделать это так, чтобы партнер почувствовал себя обязанным вам; 3. Дипломатичность. Проявляется в умении скрывать информацию, не прибегая ко лжи; 4. Проницательность. Позволяет наблюдать за респондентом, угадывать его желания и предвидеть реакции, поступки; 5. Спокойствие. Помогает скрывать в общении нежелательное истинное психологическое состояние. Эти качества позволяют журналисту эффективно реализовать основные виды общения: 1. Информационное общение. Основано на передаче сведений по основным векторам журналистского общения: журналист – источник информации; журналист – руководитель СМИ; журналист – коллеги; журналист – аудитория; 2. Убеждающее общение имеет целью изменить личностную установку, ценностную ориентацию, идеологические представления партнера. 3. Конвенциональное общение связано с поддержанием договорно-правовых отношений в деловом мире и ярко проявляет себя в отношениях журналиста с руководителями СМИ, источниками информации. 4. Императивное общение предполагает авторитарный контроль, в котором партнер по общению рассматривается не как субъект, а как объект воздействия. Иногда этот уровень общения называют примитивным. Собеседник воспринимается с точки зрения пользы и вреда. Если он нужен – с ним общаются, если нет – общение пресекают. Такой уровень общения ярко выражен в желтом журнализме, когда аудитория воспринимается как «предмет для слушания, чтения, смотрения» - «предмет для поглощения информации». 5. Суггестивное общение основано на внушающем воздействии на партнера, когда рациональное взаимодействие сводится к нулю. Оно использует такие механизмы как суггестия, персонификация, идентификация, имиджмейкерство, харизматическое воздействие; 6. Манипулятивное общение построено на скрытом внедрении в психику адресата установок, мотиваций, намерений, желаний, которые внутренне ему не присущи. Партнер по общению воспринимается скорее как соперник в игре, которую нужно выиграть любыми способами. Поэтому манипулятор достаточно хорошо улавливает активную роль партнера и выставляет ему своего рода ловушки. Чаще других используются такие типы психологического воздействия как заражение, вовлечение. 8. Деловое общение близко к предыдущему. При сохранении основных параметров межличностного контакта, оно включает еще и четкую установку на достижение общей цели. То есть это – не просто доброжелательное отношение друг к другу, а отношение, нацеленное на результат. При этом оно сопровождается пониманием того, что в достижении результата участники общения хотя и играют разные роли, и может быть даже стоят на разных ступенях социальной лестницы, но по сути являются равноправными. Это отличает такой уровень общения от манипулятивного – тоже нацеленного на результат, но с установкой на личную доминанту. В деловом общении партнерам присуще некоторое внутреннее напряжение (которое может провоцировать конфликты, споры – преимущественно конструктивные) и чувство взаимной ответственности, «чувство локтя». Завершается такое общение, как правило, теплотой и деловитостью взаимоотключения; 9. Игровое общение – тонкое по содержанию и богатое оттенками. Как отмечает А.И. Волкова[191], этот уровень общения пронизывает «дух праздничной приподнятости», когда партнер нам искренне нравится, интересен. Общение с ним для нас не работа, а истинное удовольствие. Конечно, на этот уровень общения мы выходим с людьми знакомыми, с которыми нас связывает опыт позитивного контакта. Но именно такой уровень общения предпочтителен внутри редакционного. 10. Духовное общение – высший уровень человеческого общения. В общении собеседники чрезвычайно тонко чувствуют малейшие «повороты» мысли, эмоциональные изменения друг друга, их посещает вдохновение. Им кажется, что они нашли в другом человеке «близкую душу». Недостатки, промахи партнера воспринимаются как собственные, партнер думает: «А может это я неправ? Может я его не так понял?».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.009 с.) |