Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вербальное и невербальное общение журналиста

Поиск

В журналистике общение играет ключевую роль. Вербальное словесное общение существует для передачи информации при использовании звукового канала. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными за ними в общественном опыте значениями, то есть речь. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, позы, смех, слёзы и т.д., которые создают знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации. Приём отзеркаливания осуществляет функцию подстройки к состоянию собеседника, позволяет почувствовать его настроение. Он включает в себя практически все вышеупомянутые средства. Но однозначная трактовка жестов может привести к неправильному пониманию собеседника, их надо оценивать в контексте с мимикой и речью. Мимику же легче научиться контролировать, сохраняя «непроницаемое лицо», следовательно, она мене достоверна, хотя и не мене выразительна. Невербалика также включает и параречевые характеристики: дикция (четкость произношения); темп и ритм (все, что связано со скоростью и ритмичностью произношения); мелодичность (плавность произношения); громкость; тембр (звуковая окраска голоса); интонация. Стиль общения собеседника может указать на его принадлежность к определённому социальному и культурному слою, на его кругозор, вкус, образ мыслей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, чётко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чём-то значимом для него возможных реципиентов. Траурная лента сообщает о постигшей человека потери.Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам. Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда, выдающая такие черты человека, как демократизм, консерватизм, неординарность, амбициозность и т. д.асть информации репортёр добывает именно в контакте с людьми - источниками информации, героями своих материалов. Не всегда интервью проходят гладко, и в таких моментах владение искусством общения журналисту особенно необходимо. Так, корреспондент должен уметь расположить к себе интервьюируемого, внушить ему доверие. Для этого очень полезно овладеть техникой отзеркаливанпия, такой подход на интуитивном уровне внушит собеседнику, что журналист близкий ему человек. Большой объём знаний работника СМИ о средствах невербального общения позволит ему понять, где собеседник лжёт, что в нём истинное, а что напускное, наигранное, например. Часто источник информации слишком скован, неразговорчив, в связи с этим журналист должен уметь устранять такого рода коммуникативные барьеры: разрядить атмосферу шуткой, забавной историей или при необходимости создавать неформальную, дружескую атмосферу и т.д. Журналист должен уметь хорошо читать внешний вид человека, определять по нему его основные характеристики, черты характера, его систему ценностей. Это позволит сразу без проб и ошибок определить манеру общения, попасть с ним на одну волну.

Богатый опыт общения в повседневной жизни помогает ему в профессиональной деятельности. В этом случае он сразу понимает как ему надо вести себя с тем или иным человеком в рабочей обстановке, это не будет вызывать у него труда, потому что он уже имеет такой опыт в своей частной жизни. В этом случае репортёр лучше понимает своих собеседников, у него не вызывает трудностей задача снять напряжение, он гораздо более умело контролирует ход беседы.

Журналист должен иметь чёткую, отработанную схему, алгоритм общения с собеседником, потому что зачастую ему приходится работать в экстремальных условиях и соответственно быстро выдавать результат, поэтому уровень владения техниками общения должен быть доведён у него практически до совершенства, чтобы мастерски, без причинения обиды пресечь отклонения собеседника от темы, его излишние эмоции и пр.

Чтобы сделать общение максимально эффективным, получить как можно больше нужной информации, журналист может прибегать к самым разным уловкам. Так, отзеркаливание своего собеседника ему следует дополнить вербальным подчёркиванием общности интересов в данном вопросе. Помочь разговорить интервьюируемого, вызвать у него желание беседовать может приём, заключающийся в том, что журналист сам лично живо интересуется данной темой; чтобы дать почувствовать собеседнику, что он знает больше журналиста. На решение этой задачи - преодоление коммуникативных барьеров - может работать приём провокации собеседника, смысл которого состоит в том, чтобы вызвать у источника бурную реакцию несогласия или показать какой-нибудь объект, который застанет его врасплох, вызовет естественную реакцию.

Также работник СМИ должен понимать, что различные стратегии, техники, приёмы общения могут быть известны не только ему одному, но и его собеседнику. В этом случае его задача многократно усложняется: он не только должен понять какой приём использует интервьюируемый, но и найти способ его незаметно обмануть.

Очень важно для журналиста знание средств невербального общения. Это поможет ему увидеть настоящие, истинные чувства и мысли респондента. Если корреспондент почувствовал что-то неладное, он, зная язык тела, жестов и т.д. может сразу понять в чём дело. Знание невербалики позволит репортёру не обмануться, собеседник не сможет обвести его вокруг пальца. Исходя из этого журналист должен помнить о личном пространстве человека, ему не следует вторгаться в него, потому что это может смутить интервьюируемого, вызвать в нём даже некоторую агрессию. Замечая изменение поз, жестов интервьюируемого в процессе общения, журналист может понять его отношение к беседе в целом или каким-либо темам и корректировать в соответствии этим свою речевую стратегия. Это своего рода сигнал: правильно ли всё делает журналист.

Виды общения в журналистике

Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное. Общение и деятельность перекрещиваются, но не совпадают. В деятельности выстраиваются субъект-объектные отношения, а в общении – субъект-субъектные. Общение не является частью деятельности, и наоборот, деятельность не является частью общения. Мы можем говорить о том, что общение часто становится условием деятельности. И в этом случае можно говорить о деятельности коммуникативной. Работа журналиста в большинстве случаев относится к этой коммуникативной деятельности, а потому многие исследователи рассуждения на эту тему начинают прямо с того, что оговаривают своеобразный список коммуникативных качеств, необходимых для журналиста. И это не случайно: если внимательно проследить структуру общения, становится понятным, что личность журналиста активнейшим образом корректирует ситуацию во все основных компонентах этого процесса. В числе наиболее значимых качеств чаще остальных называются:

1. Терпение. Оно необходимо, для того чтобы уметь выслушивать различные суждения: поверхностные, ошибочные, некорректные;

2. Такт. Необходим затем, чтобы уметь отвергнуть суждения так, чтобы не обидеть человека; а если и согласиться с безосновательными суждениями, то сделать это так, чтобы партнер почувствовал себя обязанным вам;

3. Дипломатичность. Проявляется в умении скрывать информацию, не прибегая ко лжи;

4. Проницательность. Позволяет наблюдать за респондентом, угадывать его желания и предвидеть реакции, поступки;

5. Спокойствие. Помогает скрывать в общении нежелательное истинное психологическое состояние.

Эти качества позволяют журналисту эффективно реализовать основные виды общения:

1. Информационное общение. Основано на передаче сведений по основным векторам журналистского общения: журналист – источник информации; журналист – руководитель СМИ; журналист – коллеги; журналист – аудитория;

2. Убеждающее общение имеет целью изменить личностную установку, ценностную ориентацию, идеологические представления партнера. 3. Конвенциональное общение связано с поддержанием договорно-правовых отношений в деловом мире и ярко проявляет себя в отношениях журналиста с руководителями СМИ, источниками информации.

4. Императивное общение предполагает авторитарный контроль, в котором партнер по общению рассматривается не как субъект, а как объект воздействия. Иногда этот уровень общения называют примитивным. Собеседник воспринимается с точки зрения пользы и вреда. Если он нужен – с ним общаются, если нет – общение пресекают. Такой уровень общения ярко выражен в желтом журнализме, когда аудитория воспринимается как «предмет для слушания, чтения, смотрения» - «предмет для поглощения информации».

5. Суггестивное общение основано на внушающем воздействии на партнера, когда рациональное взаимодействие сводится к нулю. Оно использует такие механизмы как суггестия, персонификация, идентификация, имиджмейкерство, харизматическое воздействие;

6. Манипулятивное общение построено на скрытом внедрении в психику адресата установок, мотиваций, намерений, желаний, которые внутренне ему не присущи. Партнер по общению воспринимается скорее как соперник в игре, которую нужно выиграть любыми способами. Поэтому манипулятор достаточно хорошо улавливает активную роль партнера и выставляет ему своего рода ловушки. Чаще других используются такие типы психологического воздействия как заражение, вовлечение.

8. Деловое общение близко к предыдущему. При сохранении основных параметров межличностного контакта, оно включает еще и четкую установку на достижение общей цели. То есть это – не просто доброжелательное отношение друг к другу, а отношение, нацеленное на результат. При этом оно сопровождается пониманием того, что в достижении результата участники общения хотя и играют разные роли, и может быть даже стоят на разных ступенях социальной лестницы, но по сути являются равноправными. Это отличает такой уровень общения от манипулятивного – тоже нацеленного на результат, но с установкой на личную доминанту. В деловом общении партнерам присуще некоторое внутреннее напряжение (которое может провоцировать конфликты, споры – преимущественно конструктивные) и чувство взаимной ответственности, «чувство локтя». Завершается такое общение, как правило, теплотой и деловитостью взаимоотключения;

9. Игровое общение – тонкое по содержанию и богатое оттенками. Как отмечает А.И. Волкова[191], этот уровень общения пронизывает «дух праздничной приподнятости», когда партнер нам искренне нравится, интересен. Общение с ним для нас не работа, а истинное удовольствие. Конечно, на этот уровень общения мы выходим с людьми знакомыми, с которыми нас связывает опыт позитивного контакта. Но именно такой уровень общения предпочтителен внутри редакционного.

10. Духовное общение – высший уровень человеческого общения. В общении собеседники чрезвычайно тонко чувствуют малейшие «повороты» мысли, эмоциональные изменения друг друга, их посещает вдохновение. Им кажется, что они нашли в другом человеке «близкую душу». Недостатки, промахи партнера воспринимаются как собственные, партнер думает: «А может это я неправ? Может я его не так понял?».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.009 с.)