Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые конфликты в журналистике. Признаки речевого конфликта

Поиск

Конфликт подразумевает столкновение сторон, состояние противоборства партнеров в процессе коммуникации по поводу несовпадающих интересов, мнений и взглядов, коммуникативных намерений, которые выявляются в ситуации общения.

Есть достаточные основания использовать термин "речевой конфликт", содержание первой части которого определяется особенностью понятия "речь". Речь - это свободный, творческий, неповторимый процесс использования языковых ресурсов, осуществляемый индивидом. О лингвистической (языковой) природе конфликта в речевом общении говорит следующее:

-адекватность/неадекватность взаимного понимания партнеров по коммуникации обусловливается в определенной степени свойствами самого языка;

-знание нормы языка и осознание отклонений от нее способствует выявлению факторов, приводящих к непониманию, сбоям в общении и к конфликтам;

-любой конфликт, социально-психологический, психолого-этический или какой-нибудь другой, получает и языковую репрезентацию.

Естественно, что при наличии речевого конфликта можно говорить и о существовании неречевого конфликта, который развивается безотносительно к речевой ситуации: конфликт целей, взглядов. Но поскольку репрезентация неречевого конфликта происходит в речи, то он тоже становится предметом исследования прагматики в аспекте отношений и форм речевого общения (спор, дебаты, ссора и пр.) между участниками коммуникации.

Коммуникативное поведение человека определяется социальными (экономическими и политическими) факторами, они влияют на психологическое состояние личности и влияют на языковое сознание коммуниканта. В ходе конфликта речевое поведение коммуникантов представляет собой "две противоположные программы, которые противостоят друг другу как целое, а не по отдельным операциям... ". Эти программы поведения участников коммуникации определяют выбор конфликтных речевых стратегий и соответствующих речевых тактик, которым свойственно коммуникативное напряжение, выражающееся в стремлении одного из партнеров побудить другого так или иначе изменить свое поведение. Это такие способы речевого воздействия, как обвинение, принуждение, угроза, осуждение, убеждение, уговор и др.

К собственно прагматическим факторам речевого конфликта относят такие, которые определяются "контекстом человеческих отношений", включающим не столько речевые действия, сколько неречевое поведение адресата и адресанта, т.е. нас интересует "высказывание, обращенное к "другому", развернутое во времени, получающее содержательную интерпретацию". Центральными категориями в этом случае будут являться категории субъекта (говорящего) и адресата (слушателя), а также тождественности интерпретации высказывания по отношению к субъекту (говорящему) и адресату (слушающему). Тождественность сказанного субъектом речи и воспринятого адресатом может быть достигнута лишь "при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся индивидов и коллективов".

Но представить такую идеальную интеракцию в реальной практике очень сложно, а точнее, невозможно как в силу особенностей языковой системы, так и потому, что есть "прагматика коммуникатора" и "прагматика реципиента", определяющая коммуникативные стратегии и тактики каждого из них. Значит, нетождественность интерпретации объективно обусловлена самой природой человеческого общения, последовательно, характер конкретной речевой ситуации (успешность/неуспешность) зависит от интерпретаторов, в качестве которых выступают как субъект речи, так и адресат: субъект речи интерпретирует собственный текст, адресат - чужой.

Носитель языка - языковая личность, обладает собственным репертуаром средств и способов достижения коммуникативных целей, применение которых не полностью ограничивается сценарной и жанровой стереотипностью и предсказуемостью. В связи с этим развитие коммуникативно обусловленных сценариев разнообразно: от гармоничного, кооперативного до дисгармоничного, конфликтного. Выбор того или иного варианта сценария зависит, во-первых, от типа языковой личности-и коммуникативного опыта участников конфликта, их коммуникативной компетенции, психологических установок, культурно-речевых предпочтений, а во-вторых, от установившихся в русской лингвокультуре традиций общения и норм речевого поведения.

Исход (результат) коммуникативной ситуации - посткоммуникативная фаза - характеризуется последствиями, вытекающими из всех предыдущих стадий развития коммуникативного акта, и зависит от характера противоречий, определившихся в докоммуникативной стадии между участниками коммуникативного акта, и степени "вредоносности" применяемых конфликтных средств в коммуникативной стадии.

Стратегический замысел участника конфликтного взаимодействия определяет выбор тактических приемов для его реализации - речевых тактик. Между речевыми стратегиями и речевыми тактиками существует жесткая соотнесенность. Для реализации кооперативных стратегий соответственно используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. Стратегии конфронтации связаны с конфронтационными тактиками: угрозы, запугивания, упрека, обвинения, издевки, колкости, оскорбления, провокации и др.

Итак, речевой конфликт имеет место тогда, когда одна из сторон в ущерб другой сознательно и активно совершает речевые действия, которые могут выражаться в форме упрека, замечания, возражения, обвинения, угрозы, оскорбления и т.п. Речевые действия субъекта определяют речевое поведение адресата: он, осознавая, что указанные речевые действия направлены против его интересов, предпринимает ответные речевые действия против своего собеседника, выражая отношение к предмету разногласия или собеседнику. Эта противонаправленная интеракция и есть речевой конфликт.

38 Психологические особенности подготовки и проведения интервью.

1. Пилотная встреча.
Цели пилотной встречи: сбор базовой информации, фиксация ощущения легкой заинтересованности в себе у собеседника, четкая фиксация информации о человеке, создание повода для будущей встречи.
Особенности плотной встречи в документе ПЖ 6.
Взгляд:
- деловой интерес - треугольник с вершинами: центр лба, глаз и глаз;
- личный интерес - треугольник с вершинами: глаз, глаз и губы.

2. Подготовка к интервью
Подготовка к интервью бывает:
1) повседневная подготовка -
2) подготовка к конкретному интервью
3. Этапы проведения интервью.
Виды интервью:
- по технике проведения: свободные / несвободные;
- по цели: ситуативные / проблемные / биографические;
- по композиции: линейные / кольцевые / спиральные / мозаичные;
- по форме работы интервьюера: активное / пассивное;
- по форме работы респондента: управляемых и свободное
Например, интервью с руководителем спортивной делегации в летнем лагере (свободное по технике, ситуативное по цели с элементами биографического, по композиции - линейное, активное и управляемое).
Вопросы:
- явные / неявные;
- наводящие / узловые.


Перечень плохих интервьюеров достаточно широк:

1. Миссионеры, стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого идею, навязать свое представление;

2. Моралисты;

3. Ветреники (несерьезные);

4. Властные;

5. Тревожные;

6. Сентиментальные;

7. Действующие по шаблону.

Для того чтобы избежать подобной маски, необходима не только общая подготовка, но и тщательная подготовка к каждому конкретному интервью, поскольку в противном случае вы будете слабо ориентироваться в теме и характере собеседника, и ваше «Я» будет стремиться к упрощенным моделям поведения, которые как раз и отражены в списке плохих интервьюеров.

Конкретная подготовка включает сбор данных по теме, сбор данных об информаторах, выбор информатора, сбор данных о конкретном информаторе, составление опросника (лучше выбрать одну-две темы. Для первого интервью с конкретным человеком – одну. Иногда используют опросник-дерево или линейный опросник).

Важный этап - договор об интервью. Здесь обязательно оговаривается цель интервью и время интервью.

При договоре об интервью рекомендуется использовать позитивную постановку вопроса в противовес негативной:

Негативная постановка вопроса Позитивная постановка вопроса
Не затруднит ли вас побеседовать со мной? Вас ведь не затруднит побеседовать со мной?
У вас нет необходимой мне информации? Вы ведь поделитесь со мной необходимой информацией?
У вас не найдется для меня 10 минут? Вас не затруднит найти для меня 10 минут?
Вы не перезвоните мне вечером? Вам ведь не трудно будет позвонить мне вечером?
Вы не поможете мне в этом вопросе? Вы ведь окажете мне помощь в этом вопросе?

 

Рекомендуемое время интервью – не более 50 минут. Респонденту же лучше сказать, что интервью продлится около часа.

Далее оговаривается место проведения интервью.

Обязательные условия качественного интервью:

- отсутствие посторонних в зоне интервью. Если это условие нарушается, есть вероятность возникновения так называемого дисбаланса ролей, когда респондент чувствует себя равным или ребенком по отношению к журналисту (а такое восприятие журналиста – не редкость), по отношению же к окружению он выполняет, например, роль руководителя. Кроме того, как показывают исследования, 56% присутствующих вмешивается в интервью и затрудняют работу журналиста;

- в помещении или на улице не должно быть жарко или душно;

- не должно быть шумно.

В случае, когда нарушаются два последних условия, у респондента появляется настойчивое желание побыстрее закончить интервью.

При подготовке к интервью рекомендуется спросить у респондента, где и когда ему удобнее побеседовать, и предупредить о том, что интервью не должно прерываться звонками, разговорами с сотрудниками и т.п.

Поскольку основной проблемой интервью является получение знаний о респонденте, менеджеру по персоналу необходимо четко понимать природу и особенности этого процесса. Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний:

· психологический;

· лингвистический;

· методический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.011 с.)