Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная компетентность журналиста

Поиск

Само понятие можно определить как способность носителя языка, обладающего необходимой суммой языковых знаний и речевых умений, использовать их в соответствии с целями и условиями общения. Принято выделять три составляющих коммуникативной компетентности:

ü высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;

ü владение культурой общения;

ü осознанное использование опыта речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в журналистике.

 

Можно уточнить, что в плане профессиональном – это, прежде всего, умение свободно оперировать смысловой информацией: с учетом жанрово-стилистических особенностей будущего текста и с ориентацией на активное восприятие информации массовым адресатом.

Характеристике лингвистических критериев коммуникативной компетенции будет посвящен следующий раздел пособия. Пока же поговорим о личностно-профессиональных способностях, обеспечивающих успешность речевой деятельности журналиста. Их суммарное определение – коммуникабельность (синоним – общительность): умение находить контакт с собеседником, открытость, раскованность и пр. Примеров можно привести много.

Можно назвать имена многих известных журналистов разных поколений. Внимание к собеседнику, умение расположить к себе, вызвать доверие, обаяние и искренность отличали стиль общения (по-разному!) Я. Галана и М. Кольцова, В. Овечкина и Е. Дороша, Я. Голованова и В. Пескова. Качества эти заразительны: они обладают способностью передаваться собеседнику.

Выводы сформулируем в форме постулата личностно-профессиональных качеств журналиста:

Ø информированность и компетентность – свободное владение предметом речи;

Ø объективность и оперативность в оценке информации и способов ее сообщения;

Ø «чувство времени» и умение видеть перспективу развивающихся событий;

Ø неравнодушие – заинтересованность и увлеченность предметом речи и собеседником;

Ø коммуникативная компетентность;

Ø искренность, дружелюбие, умение владеть своими эмоциями.

Основные стили общения журналиста

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимомодействия между людьми. Стиль общения определяет предрасположенность к определенному взаимодействию, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.Различают ритуальный, манипулятивный и гуманистический стили общения. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный cтиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Подразделяется три основных стиля в общении журналиста:
1. Ритуальный (я-центрация) - поддержание связи с социумом. Цель общения - не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя (самопрезентация);
2. Манипулятивный (другое-центрация) - преследует цель достижения влияния. Вместо истинного образа журналист предлагает партнеру стереотип, который считает выгодным в данный момент. Стиль основан на таком качестве как нарциссизм.
3. Гуманистический (другой-центрация) - предполагает личностное общение, где источник информации занимает для журналиста существенное место. Цели гибко меняются. Ожидаемый результат - прогресс в общих представлениях о событии.

Конфликтное поведение

Социальный конфликт – широкое понятие, используемое в конфликтологии для обозначения любого типа конфликта в обществе. В качестве рамочного определения конфликта в современной литературе наиболее часто используется дефиниция Льюиса Козера, которая трактует конфликт как «борьбу по поводу ценностей, или притязаний на ограниченно доступные статус, власть или ресурсы, в которой каждая из сторон стремится нейтрализовать, ущемить или подавить цели».

Любой конфликт (будь он социальным, национальным или религиозным) в своем развитии проходит несколько стадий. Конфликт никогда не вспыхивает сам по себе, без какого-либо толчка. Причем для этого совершенно не обязательно вмешательство внешних сил – конфликт может разразиться в результате накопления отрицательного потенциала в самой конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – исходное положение конфликта.

Это такое состояние социальной системы, группы людей или взаимодействий между ними, в которой проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения или жизненных установок. Осознание этих противоречий побуждает потенциальных оппонентов начать конфликтное взаимодействие, готовиться к предстоящей борьбе. За конфликтной ситуацией может последовать инцидент. Инцидент – это столкновение сторон конфликта, означающее перевод конфликтной ситуации в стадию конфликтного взаимодействия.

профессиональной точки зрения, сообщая о конфликте, журналист (редакция, пресса, СМИ в целом), как правило, информирует свою аудиторию о предмете конфликта, т.е. об объективно существующей или мыслимой (воображаемой) проблеме, которая становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов. Конечно же, пресса не обходит вниманием тех людей, общественные группы, структуры власти или иные группы влияния, которые являются участниками конфликта, то есть конфликтующими сторонами. Иными словами, пресса участвует в идентификации непосредственных (явных или неявных) участников конфликтных событий – субъектов конфликта, показывает их во взаимодействии.

Хочет журналист того или нет, но зачастую он в своей профессиональной практике занят не чем иным, как информационным сопровождением конфликта.

Информационное сопровождение конфликта – направленное или спонтанное освещение в прессе значимых событий конфликтного противостояния. При этом аудитории СМИ дается информация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о реальных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.008 с.)